Актуальное

Контакт с реальными технологиями

Уже несколько лет в Томском политехническом университете существует полноценная действующая лаборатория, которая была создана благодаря новому учебно-методическому комплексу по дисциплине «Встраиваемые сверхкомпактные промышленные системы». Его разработал директор Института электронного обучения ТПУ, доцент кафедры автоматики и компьютерных систем Александр Фадеев на средства гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина.

— Александр Сергеевич, чем была вызвана необходимость разработки нового учебно-методического комплекса? И в чем его суть?

— Основная проблема, на решение которой направлен наш проект, — это отсутствие у студентов контакта с реальными технологиями до прихода на предприятие.

Здорово, что студента учат теории, но нужна практика, и практика на самом новейшем оборудовании. Мы часто слышим, что на предприятии студентов нужно переучивать. Эта ситуация меня и не устраивала.

Кроме того, встраиваемые системы (Embedded systems) являются трендом сегодняшнего дня в развитии и интернета вещей, и умных вещей, и умного дома, и прочего. Несмотря на спрос на такие системы сами по себе они достаточно недорогие и являются доступными для большинства студентов. Именно это делает их чрезвычайно популярными среди IT-молодежи. Еще одной каплей в популярность встраиваемых сверхкомпактных систем стала идея установить сугубо промышленные вычислители, сильно подешевевшие в последние годы, на специальные монтажные платы. Эти платы включают в себя все необходимое оборудование для запуска и работы небольших систем. То есть, купив плату за 200- 2 000 рублей, студент получает целую миниатюрную лабораторию, готовую к работе. Можно ничего не паять, не сверлить и не настраивать.

На средства гранта мы дооснастили рабочие места студентов комплектами современных встраиваемых сверхкомпактных компьютеров и вспомогательного оборудования. Это позволяет осуществлять интеграцию сверхкомпактных компьютеров в оборудование широкого потребления, его комплексную настройку, отладку, разработку прикладного программного обеспечения и доведение готового изделия до опытного образца.

— Каковы результаты проекта на начало нового учебного года?

— Благодаря проекту в вузе появилась полноценная действующая лаборатория, в которой студенты имеют возможность заниматься техническим творчеством. У них там полная свобода, взаимопомощь, состязания и даже конкуренция.

Преподаватели лишь консультируют по сложным вопросам.

Работая на таком оборудовании, студент получает полное представление об устройстве и функционировании современных промышленных систем автоматики, применение теоретических знаний на практике, реальный опыт разработки собственных проектов, опыт настройки и отладки сложных технических объектов, опыт научного и инженерного технического творчества, опыт работы в команде.

Ежегодно 15-20 наших студентов представляют свои проекты на всероссийских и международных конференциях, их работы сопровождаются, как правило, научными публикациями. Кроме того, через лабораторию проходят около 300-400 школьников в год, выполняя отработанные задания мастер-классов.

Конечно, я продолжаю поддерживать и развивать лабораторию уже самостоятельно.

— Есть ли какие-то проблемы, выводы или мысли, которыми вам хотелось бы поделиться с коллегами, занимающимися аналогичной темой?

— Мыслей много, основные из них я бы сформулировал так. Во-первых, наличие реального оборудования показало несостоятельность многих преподавателей, занимавшихся только теорией, к практическому применению знаний. Во-вторых, быстрые достижения в освоении новых технологий некоторыми студентами и молодыми преподавателями вынудили остальных преподавателей наверстывать пробелы в знаниях современных систем. В-третьих, отработана система «быстрого старта», когда на серии отлаженных заданий студент быстро осваивает минимум навыков для возможности начать разрабатывать свой собственный проект: разработаны простые иллюстрированные брошюры, подобрана элементная база и придуманы легенды, подталкивающие молодежь сделать первые шаги.

В-четвертых, многие студенты сталкиваются с огромной проблемой придумать идею новой работы, однако реализация даже самых амбициозных планов оказывается не так сложна. В-пятых, выявилось нежелание большинства студентов-инженеров доводить разработку до промышленного образца: как только опытный образец начинает работать, а это выглядит, как мигающая и жужжащая куча проводов, студенту становится неинтересно доводить проект до «красоты», и он начинает заниматься новой темой. В-шестых, попытки вовлечь в проекты профильные кафедры менеджмента и инженерной графики, чтобы доводить проекты до коммерческих реализаций, не увенчались успехом.

Адрес страницы: http://news.tpu.ru/actual/2017/11/11/27896/