Отправить новость
2074 просмотра Версия для печати

Статьи политехников вошли в Nature Index — базу публикаций элитарных научных журналов

В новом выпуске проекта «Цитируемые ученые ТПУ» подводим итоги публикационной активности политехников за октябрь. Одним из наиболее ярких достижений месяца можно назвать включение статей политехников в элитарную научную базу Nature Index. В ней собраны публикации элитарных научных журналов по естественным наукам (астрономии, физике, химии, наукам о жизни, наукам о Земле). База дает представление о вкладе страны или организации в развитие мировой науки, отражает вклад страны и научной организации в авторство статьи, а также выявляет степень взаимодействия между научными организациями.

В базе Nature Index двенадцать статей с аффилиацией ТПУ за период с 1 сентября 2015 по 31 августа 2016. В нее вошли статьи сотрудников ТПУ: профессора кафедры геологии и разведки полезных ископаемых Игоря Семилетованаучных сотрудников Ирины Пипко и Олега Дударева,  инженеров Светланы Пугач и Дениса Черных, инженера-исследователя Александра Чаркина, ведущего научного сотрудника Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей Натальи Шаховой, младшего научного сотрудника кафедры общей физики Зигурда Бауэреккера, старшего научного сотрудника кафедры прикладной физики Сергея Кетова.

В октябре сотрудники ТПУ опубликовали 47 статей в журналах с импакт-фактором выше 1, из них 11 статей в журналах с импакт-фактором выше 3. Самый высокоцитируемый соавтор статей ученых ТПУ имеет индекс Хирша 67. Самый высокорейтинговый журнал, в котором опубликовались политехники, имеет импакт-фактор 4,569 (в кластере «Ресурсы планеты»).

Кластер «Ресурсы планеты»

Светлана Антонова, доцент кафедры физической и аналитической химии ИПР, Эльза Захарова, старший научный сотрудник кафедры физической и аналитической химии ИПР.

Журнал: Electrochemistry Communications (IF 4,569).

Статья: Электроаналитическое определение неорганических форм мышьяка — от лабораторных к полевым условиям: мини-обзор.

Чувствительный и быстрый мониторинг  токсичного мышьяка в водах многих стран мира остается актуальной проблемой. В мини-обзоре показано, какие направления исследований в области инверсионной вольтамперометрии наиболее перспективны для развития  полевого анализа As и его неорганических форм.

Ключевые моменты:

— Выявлены тенденции электрохимического определения форм As(III), As(V) и смеси форм в полевых условиях;

— Для As(III) отмечены переход к нейтральным фонам, способы повышения чувствительности, селективности, упрощения и удешевления анализа;

— Для As(V) обобщены условия электрохимического определения преимущественно в кислой среде при высоких отрицательных потенциалах на золотых электродах; другие электроды применяют с введением восстановителей или электрокатализа;

— Для суммы форм As(III+V) рассмотрены подходы к косвенному и прямому определению в одной пробе: амперометрически — ингибирование ферментативной реакции на электроде; кулонометрически — при полном выделении одной из форм вещества или их суммы при различных потенциалах, без калибровки; вольтамперометрически — последовательное фиксирование сигналов As(III) и суммарного сигнала As(III+V) при добавлении катализатора или фотовосстановления в одном растворе.

Игорь Семилетов, профессор кафедры геологии и разведки полезных ископаемых ИПР, Олег Дударев, научный сотрудник Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей ИПР, Gustafsson O. (h-index: 52).

Журнал: Journal of Geophysical Research: Biogeosciences (IF 3,318).

Статья: Влияние матричных связей на гидродинамическую сортировку и деградацию терригенного органического материала в процессе его транспортировки на шельфах моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.

Данное исследование направлено на улучшение понимания влияния, оказываемого на перераспределение и деградацию терригенного органического материала в процессе его переноса в районах Сибирского шельфа. Осадки были отобраны с точек, находящихся на разном расстоянии от устьев рек (Лена и Колыма) и от района, подверженного интенсивной береговой эрозии. Образцы были разделены на фракции, различные по плотности, размеру и скорости осаждения.

По мере увеличения расстояния от берега, органический материал преимущественно связан с тонкодисперсными минеральными частицами. Более того, биомаркеры указывают на выборочную транспортировку мелкозернистых осадков, мобилизирующую диагенетически измененный терригенный органический материал, тогда как менее деградированный терригенный материал остается в районе берега. В целом, результаты исследования определяют терригенный материал как высокореактивный, и его ремобилизация из тающей мерзлоты с последующей транспортировкой по всему шельфу очевидно может внести значительный вклад в глобальное потепление климата.

Алексей Ляпков, доцент кафедры технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР, Галина Боженкова, младший научный сотрудник кафедры технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР, Френсис Вальтер Корнелиус Верпоорт, профессор  кафедры технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР.

Журнал: RSC Advances (IF 3,289).

Статья: Реакционная способность эфиров норборнен дикарбоновой кислоты в метатезисной полимеризации в присутствии N-хелатированного катализатора Ховейды-Граббса II типа.

Реакционную способность и параметры активации для метатезисной полимеризации с раскрытием цикла восьми различных алкиловых эфиров норборнен дикарбоновой кислоты в присутствии катализатора Ховейда-Граббса II определяли с использованием 1H ЯМР-анализа in-situ. Молекулы сложных эфиров отличаются структурой алифатического радикала и местоположением замещающих групп. Кинетические исследования показали, что эффективные константы полимеризации и параметры активации сильно зависят от структуры мономера. Показано, что удлинение алифатического радикала не оказывает существенного влияния на реакционную способность, но значительно изменяет параметры активации. Разветвление алифатического радикала существенно влияет как на реакционную способность соответствующего эфира, так и на параметры активации реакции полимеризации. Положение заместителей в норборненовом кольце сложного эфира также оказывает существенное влияние на параметры активации метатезисной полимеризации мономеров.

Павел Постников, доцент кафедры технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР, Мехман Юсубов, заведующий кафедрой технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР, Nemykin V. N. (h-index: 32), Zhdankin V. V. (h-index: 40).

Журнал: Asian Journal of Organic Chemistry (IF 3,275).

Статья: Синтез 1,2,4-оксадиазолов через конденсацию альдоксимов и нитрилов, катализируемую соединениями гипервалентного иода.

В работе приведен новый удобный синтетический метод получения 1,2,4-оксадиазолов с использованием стехиометрических или каталитических количеств трифлата иодозобензойной кислоты.

Кластер «Устойчивая энергетика»

Тигран Акопян, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Lechtenfeld O. (h-index: 27), Армен Нерсесян, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ.

Журнал: Physical Review D (IF 4,506).

Статья: Сферическая модель Калоджеро с осцилляторным/кулоновским потенциалом: квантовый случай.

Рассмотрена квантовая механика моделей Калоджеро с осцилляторным или кулоновским потенциалами на N-мерной сфере. Гамильтонианы этих систем построены из гамильтонианов подходящей деформацией, операторами  Дункла, сферических задач осциллятора/Кулона и их последующим ограничением на сферические волновые функции. Таким же способом найдены генераторы симметрии и их алгебры.

Рашид Валиев, ассистент кафедры общей химии и химической технологии ИФВТ, Minaev B. F. (h-index: 29), Agren H. (h-index: 67).

Журнал: Physical Chemistry Chemical Physics (IF 4,449).

Статья: Бензоанелированные аза-, окса- и азаокса[8]циркулены как перспективные органические излучатели света в синем диапазоне.

Известно, что в настоящее время ОЛЕД-ы хорошо себя зарекомендовали в качестве источников излучения и материалов для отображения информации (дисплеи и т.д.). Основной проблемой ОЛЕД-технологии является поиск стабильных соединений, которые излучают в синей области электромагнитного спектра, так как для красной и зеленой областей данная проблема, в основном, решена. Валиев Р. Р. с коллегами предложили в качестве таких кандидатов макроциклические соединения — [8]циркулены. В опубликованной работе они рассмотрели 51 возможный гетеро[8]циркулен с различными заместителями. Конкретно, был исследован синергетический эффект бензо-аннелирования и NH/O-замещения с целью увеличения интенсивности поглощения в серии новых бензо-аннелированных и аза-, и окса[8]циркуленов. Исследовались стабильность и ароматичность, фотофизические и спектроскопические свойства данной серии молекул с использованием сложных квантово-химических расчетов. На основе полученных результатов были выбраны соединения с подходящими физико-химическими свойствами для создания на их базе ОЛЕД-устройств. Кроме того, был дан рецепт синтетикам для синтеза новых гетеро[8]циркуленов с требуемыми свойствами.

Следует отметить, что уже в этом месяце соавторами Валиева Р. Р. были созданы ОЛЕД-ы на базе исследованных в настоящей работе соединений. Созданные устройства получились достаточно стабильными (об этом свидетельствуют вольт-амперные характеристики) и имеют высокие параметры яркости (при 12 Вольтах достигается яркость 24000 кД/м2).

Дмитрий Чернявский, ассистент кафедры высшей математики и математической физики ФТИ.

Журнал: Nuclear Physics B (IF 3,735).

Статья: Факторпространства и эйнштейновские многообразия с l-конформной группой симметрии.

С использованием теоретико-группового метода построены новые динамические реализации l-конформной группы на ее факторпространстве как уравнения геодезических. Их отличительной чертой является тот факт, что интегралы движения, включая генераторы ускорений, функционально независимы. Помимо этого, расширением факторпространства дополнительной размерностью, построены эйнштейновские многообразия с l-конформной группой изометрий.

Silkin V. M. (h-index: 29), Иван Чернов, профессор кафедры общей физики ФТИ, Chulkov E. V.  (h-index: 47).

Журнал: Physical Review B (IF 3,718).

Статья: Влияние температуры на акустические плазмоны.

Наличие нескольких видов носителей на поверхности Ферми приводит к интересным диэлектрическим свойствам Pd в низкоэнергетическом диапазоне энергии возбуждения. Наиболее ярким проявлением этого свойства является присутствие коллективных электронных возбуждений, характеризующихся звуковой дисперсией, так называемых акустических плазмонов (АП). В настоящей работе исследуется тепловое действие на электронный спектр возбуждения в данном материале и как АП свойства изменяются с температурой.

Артур Ишханян, младший научный сотрудник кафедры общей физики ФТИ.

Журнал: Annalen der Physik (IF 3,443).

Статья: Четыре пятипараметрических и пять четырехпараметрических независимых потенциалов Гойна для постоянного уравнения Клейна-Гордона.

Мы представляем в общей сложности пятнадцать потенциалов, для которых уравнение Клейна-Гордона разрешимо при условиях соединения функций Гойна. Из-за симметрии уравнения Гойна по отношению к перестановке своих особенностей, только девять из пятнадцати потенциалов независимы. Четыре из этих независимых потенциалов являются пятьпараметрическими. Один из них обладает четырехпараметрическим обычным гипергеометрическим субпотенциалом, другой обладает четырехпараметрическим конфлюэнтным гипергеометрическим субпотенциалом, и один потенциал обладает четырьмя параметрическими субпотенциалами обоих гипергеометрических типов. Четвертый пятипараметрический потенциал имеет трехпараметрический конфлюэнтный гипергеометрический субпотенциал, который, однако, лишь условно интегрируемый. Оставшиеся пять независимых потенциалов Гойна четырехпараметрические и имеют решения только с точки зрения неприводимых сливающихся функций Гойна.

Ксения Кутонова, инженер кафедры биотехнологии и органической химии ИФВТ, Марина Трусова, доцент кафедры биотехнологии и органической химии ИФВТ, Felpin F. (h-index: 28).

Журнал: New Journal of Chemistry (IF 3,277).

Статья: Ускоряющий эффект пиридиновых лигандов в палладий-катализируемой реакции Матсуды-Хека.

Палладий-катализируемые реакции занимают центральное место в современном органическом синтезе. При этом одним из наиболее используемых превращений является арилирование по методу Матсуды-Хека, позволяющее получать широкий спектр практически-полезных продуктов. В то время как методы проведения данной реакции с участием активированных субстратов достаточно хорошо изучены, арилирование неактивированных субстратов является нетривиальной задачей. В данной работе предложен новый мягкий метод проведения паладий-катализируемой реакции Матсуды-Хека для неактивированных аллильных спиртов. В работе показано, что добавки дешевых коммерчески-доступных пиридинов способны существенно ускорять данную реакцию и позволяют получать целевые продукты с высокими выходами. Так, был получен ряд замещенных β-арил-метоксилактолов, являющихся ценными полупродуктами органического синтеза.

Adamyan G. G. (h-index: 29), Николай Антоненко, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ.

Журнал: Physical Review C (IF 3,146).

Статья: Возможности получения трансфермиевых ядер в каналах с испарением заряженных частиц.

Изучены возможности прямого получения изотопов трансфермиевых ядер 259,260Md, 260,261No, 261-264Lr, 264,265Rf, 264-268Db, 266-269Sg, 266-271Bh, 267-274Hs и 270-274Mt в различных асимметричных реакциях горячего слияния. Предсказаны функции возбуждения образования этих изотопов в каналах с испарением заряженных частиц. Предложены оптимальные условия для синтеза новых изотопов, которые могут заполнить пробел между изотопами тяжелых ядер, полученных в нейтронных испарительных каналах реакций холодного и горячего слияния.

Заметили ошибку?