Отправить новость
2132 просмотра Версия для печати

Цитируемые ученые ТПУ: ноябрь

В новом выпуске проекта «Цитируемые ученые ТПУ» подводим итоги публикационной активности политехников за ноябрь. За прошлый месяц сотрудники Томского политехнического университета опубликовали 28 статей в журналах с импакт-фактором выше единицы. Прослеживается тенденция к увеличению количества статей ТПУ в журналах с импакт-фактором выше трех — в ноябре ученые ТПУ опубликовали 16 статей  в таких изданиях.

Фото: yandex.ru/images

Самый высокоцитируемый соавтор статей ученых ТПУ имеет индекс Хирша 79. Самый высокорейтинговый журнал, в котором опубликовались политехники, имеет импакт-фактор 12, 933 (в кластере «Устойчивая энергетика»).

Стоит отметить, что количество статей ТПУ в журналах с высоким импакт-фактором за 2016 год значительно увеличилось (321 статья) по сравнению с прошлым годом (280 статей). В основном, это  статьи в авторитетных высокорейтинговых журналах (Q1 и Q2).

Впервые статью в высокорейтинговом журнале опубликовали сотрудники кафедры физико-энергетических установок ФТИ — Артем Наймушин, доцент кафедры физико-энергетических установок, Юрий Чертков, доцент кафедры физико-энергетических установок ФТИ и др.

Журнал: Annals of Nuclear Energy (IF 1,174)

Статья: Контроль моделирования калибровки стержня с помощью кода Монте-Карло для исследовательского реактора ИРТ-типа.

Кластер «Устойчивая энергетика»

Валерий Любовицкий, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Giudice  G.F. (h-index: 59), Mohapatra  R.N. (h-index: 73), Shrock  R. (h-index: 48)  и др.

Журнал: Reports on Progress in Physics (IF 12,933).

Статья: Возможности для поиска скрытых частиц на SPS CERN: эксперимент SHiP.

Цель данного обзора — формулировка физической программы для нового эксперимента на ускорительном кольце SPS CERN по поиску новых частиц, находящихся вне рамок Стандартной модели. Основная цель эксперимента — исследование новой физики и новых неизвестных  слабовзаимодействующих частиц с массами ниже шкалы Ферми. Также предлагается программа  исследований физики тау-лептонов, суперсимметричных  частиц, физики с несохранением летонного числа и аромата, барионной асимметрии Вселенной, темной материи в диапазоне энергий меньше 1 ГэВ и т.д.

Зигурд Херманн Бауэреккер, младший научный сотрудник кафедры общей физики ФТИ, Jungwirth P. (h-index: 52) и др.

Журнал: Angewandte Chemie — International Edition (IF 11,709).

Статья: Невзрывающаяся капля щелочных металлов в воде: от синих сольватированных электронов до взрывающегося расплавленного гидроксида.

Щелочные металлы в воде всегда на грани взрыва. В своем исследовании ученые показывают, что эта бурная реакция может сохраняться в невзрывном режиме, открывая захватывающее богатство до сих пор неизученных химических процессов.

«Сочетание высокой скорости обработки изображений камеры и видимой / ближней инфракрасной области / инфракрасной спектроскопии позволило нам уловить и характеризовать систему на каждой стадии реакции. После осторожного размещения капли сплава натрия / калия в воде, в инертной атмосфере, производство сольватированных электронов стало настолько сильным, что их характерный синий цвет можно было наблюдать невооруженным глазом», — описывают эксперимент авторы статьи.  — Экзоэргическая реакция, приводящая к образованию водорода и гидроксида, в конечном счете нагревает каплю щелочного металла до такой степени, чтобы она стала светиться красным, а часть металла испаряется. В результате реакции, совершенно прозрачная капля, состоящая из расплавленного гидроксида, временно стабилизировалась на воде благодаря эффекту Лейденфроста.  После достаточного охлаждения капля впечатляюще лопается».

Ivlev S. I. (h-index: 3), Karttunen A. J. (h-index: 19), Роман Оствальд, доцент кафедры химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов (№43) ФТИ, Kraus F. (h-index: 15).

Журнал: Chemical Communications (IF 6,567).

Статья: Br2F7 - и Br3F10 -: анионы, демонстрирующие μ2- и μ3- перекрытие атомов фтора.

В статье впервые структурно охарактеризованы соответствующие фторброматы (III), MBr3F10 (М = Rb, Cs), полученные реакцией RbCl и CsCl с жидким BrF3. Определено, что анион Br3F10- не является линейным, но содержит µ3 перекрытие с атомом фтора и является первым примером μ3-F соединения с атомами Br. Соединения обладают высокой реакционной способностью, для них не может быть использована стеклянная посуда. Полученные фторброматы являются мощными окислителями, подходящими для сухих технологий переработки материалов, содержащих драгоценные металлы и имеют значительно более высокое содержание трифторида брома в сравнении с другими фторброматами.

Антон Галажинский, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Lechtenfeld O. (h-index: 28).

Журнал: Journal of High Energy Physics (IF 6,023).

Статья: SU(1,1|n)-суперконформная механика

Авторами статьи построен новый класс интегрируемых моделей многих частиц с SU(1,1|n)-суперконформной симметрией. Установлено, что система описывается обобщенным уравнением Виттена-Дайграффа-Верлинде-Верлинде. Доказана невозможность построения взаимодействующих систем в терминах корневых векторов простых алгебр Ли.

Bukhbinder I.L. (h-index: 30), Ivanov E.A. (h-index: 27), Борис Мерзликин, старший преподаватель кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, и др.

Журнал: Physics Letters B (IF 4,787).

Статья: Однопетлевые расходимости в шестимерной N=(1,0)суперсимметричной абелевой калибровочной теории.

В гармоническом суперпространстве учеными изучалась шестимерная N=(1,0) суперсимметричная модель абелева калибровочного мультиплета, взаимодействующего с гипермультиплетом. Для данной модели вычислен индекс расходимости и проанализирована структура возможных однопетлевых расходимостей. Используя суперполевой метод собственного времени и метод фонового поля в шестимерном гармоническом N=(1,0) суперпространстве, вычислена расходящаяся часть однопетлевого эффективного действия, зависящая от фоновых векторного мультиплета и гипермультиплета.

Антон Зверев, ассистент кафедры сварочного производства ЮТИ, Анатолий Митрофанов, доцент кафедры сварочного производства ЮТИ, Kuklya M. M. (h-index: 29) и др.

Журнал: Journal of Physical Chemistry C (IF 4,509).

Статья: Роль реакции отрыва водорода при фотокаталитическом разложении энергетических материалов.

Взрывные явления включают в себя потрясающе широкий спектр разнообразных проявлений, таких как остаточный удар от взрыва сверхновых звезд, солнечные вспышки, химия интенсивного разложения и синтез продвинутых материалов в экстремальных условиях, оружие, реактивные снаряды, повреждения от ударов высокой скорости, топлива для двигателей космических ракет, фейерверки и применения детонационных волн в строительной отрасли и микроударные волны в медицине. С самых ранних этапов в химии взрывчатых веществ энергетических материалов остаются плохо понимаемые аспекты и постоянно ставятся новые научные вопросы. Особую проблему представляет собой достижение контролируемого инициирования детонационного процесса. Точная настройка чувствительности к инициированию детонации фотовозбуждением является недостижимой, поскольку все известные вторичные взрывчатые вещества имеют ширину запрещенной зоны изоляторов. Это исследование показывает, как облучение YAG:Nd лазером вызывает взрывное разложение композитов ФХ-ТЭН, образованных тетранитратом пентаэритрита (ТЭН), а также энергетический материал, смешанный с фоточувствительным 9,10-фенантренхиноном (ФХ).

«Мы предлагаем, исследуем и проверяем возможный механизм фотокаталитического разложения взрывчатых веществ, активированных лазерным возбуждением с энергией 1.17-2.3 эВ и длиной волны 1064-532 нм», — пишут авторы исследования.

Татьяна Спиридонова, магистрант кафедры общей физики ФТИ, Schmauder S. (h-index: 27) и др.

Журнал: International Journal of Hydrogen Energy (IF 3,205).

Статья: Диффузия водорода в легированном и нелегированном- а-Ti: начальные принципы исследования.

Авторами статьи было обнаружено, что примеси простых металлов препятствуют подвижности водорода (H) за счет увеличения энергии активации, тогда как большинство переходных металлов, растворенных веществ (3. D-металлов группы 5-10) уменьшают энергетические барьеры. В целом, более глубокое понимание поведения диффузии Н в легированном a-Ti достигнуто. Зависящий от температуры коэффициент диффузии и энергия активации атома водорода со скачкообразной перестройкой по предпочтительному пути в чистый титан находятся в согласии с экспериментальными данными.

«Следы диффузии водорода в нелегированном и легированном a-Ti были изучены при помощи теории функционала плотности. Наши расчеты подтверждают, что в базисной плоскости косвенный механизм диффузии водорода между октаэдральными сторонами через тетраэдрическое интерстициальное является более предпочтительным, чем прямой путь. Самый низкий энергетический барьер 0,1 эВ был обнаружен между тетраэдрическими вдоль оси «с». Тем не менее, атом водорода может колебаться только между ними. Влияние замещающих примесей (transition- и простой металлический) на главные барьеры обсуждается», — сообщается в описании исследования.

Кластер «Медицинская инженерия»

Oeltgen P. (h-index: 26), Юрий Лишманов, ведущий инженер Лаборатории №31 ядерного реактора ФТИ, Downey M. (h-index: 79) и др.

Статья: Перспективы  создания кардиопротективных и антиаритмических препаратов на основе опиоидных рецепторов агонистов.

Журнал: Medicinal Research Reviews (IF 9,135)

В статье показано, что μ, δ1, δ2, и κ1 опиоидных рецепторов (OR) агонисты представляют собой наиболее перспективную группу опиоидов для создания лекарственных средств, повышающих сердечную толерантность к пагубным эффектам ишемии / реперфузии (I / R). Опиоиды способны предотвратить некроз и апоптоз кардиомиоцитов во время I / R и улучшить сокращаемость сердца в период реперфузии. Агонисты ОР оказывают инфаркт-эффект снижения с профилактического введения и предотвращения реперфузионных-индуцированной гибели кардиомиоцитов, когда ишемическое повреждение сердца уже произошло. То есть опиоиды могут имитировать явления предобусловливанния и посткондиционирования. Кроме того, опиоиды также эффективны в предотвращении вызванной ишемией аритмии.

Андрей Хлебников, профессор кафедры биотехнологии и органической химии ИФВТ, Quinn M. T. (h-index: 63) и др.

Статья: Производные циннолина как ингибиторы нейтрофилэластазы человека.

Журнал: Journal of Enzyme Inhibition and Medicinal Chemistry (IF 3,428).

Соединения, которые могут эффективно ингибировать протеолитическую активность нейтрофилэластазы человека, представляют собой потенциальные терапевтические средства для лечения воспалительных процессов. В настоящей работе предлагаются методы синтеза, исследована биологическая активность и проводится анализ соотношений структура-активность для нового ряда ингибиторов нейтрофилэластазы  производных циннолина. Ингибирующая активность этих соединений несколько ниже, чем у N-бензоилиндазолов, изученных авторами ранее, но, с другой стороны, циннолины имеют повышенную стабильность в водном растворе. Наиболее активное из синтезированных в работе соединений имеет оптимальный баланс между биологической активностью и химической стабильностью.

Кластер «Ресурсы планеты»

Екатерина Колобова, инженер-проектировщик кафедры технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР, Bogdanchikova N. E. (h-index: 29), Zubavichus Y. V. (h-index: 24), Zanella R. A. (h-index: 23), Алексей Пестряков, заведующий кафедрой физической и аналитической химии ИПР, и др.

Журнал: Catalysis Today (IF 4,312).

Статья: Катализаторы Au/TiO2, промотированные Fe и Mg для окисления октанола в мягких условиях.

Статья посвящена методу повышения эффективности нанозолотых катализаторов жидкофазного окисления спиртов путем модифицирования неорганическими добавками. Данные процессы важны для тонкого органического синтеза, в том числе в переработке биомассы в ценные химические продукты.

Spencer R. G. (h-index: 29), Gustafsson O. (h-index: 52), Игорь Семилетов,  профессор кафедры геологии и разведки полезных ископаемых ИПР, Олег Дударев, научный сотрудник Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей ИПР, Wagner D. W. (h-index: 24), van Dongen B. E. (h-index: 25), Talbot H. M. (h-index: 27) и др.

Журнал: Biogeosciences (IF 3,7).

Статья: Источник,  транспорт  и  судьба  почвенного  органического  вещества, выявленные с  использованием    микробиальных    липидных    биомаркеров    на Восточно-Сибирском арктическом шельфе.

Сибирская Арктика содержит глобально значимый пул органического углерода (OC), уязвимый к усилению потепления и последующего высвобождения обоих русловых и береговых процессов эрозии. Тем не менее, скорость его высвобождения, поведение в Северном Ледовитом океане и уязвимость к реминерализации мало изучены.

«В своем исследовании мы объединяем новые измерения микробных “биогопаноидов”, включая аденозилгопан, липид, связанные с почвой микробных сообществ, с опубликованными глицерина диалкил глицерина tetraethers (GDGTs) и объемные измерения δ13C для улучшения знаний о судьбе органического углерода, транспортируемого на Восточно-Сибирский арктический шельф. Микробный гопаноид на основе почвы OC представлен в диапазоне от 0,0 до 0,8 вдоль  Восточно-Сибирского арктического шельфа, с наибольшими значениями у прибрежной зоны моря и  с уменьшением от берега. Вдоль шельфа заметна отрицательная линейная корреляция с объемными измерениями δ13C (r2 объединяя двойную низкую линию -0.73, р. Сочетание двойной низкой линии <0,001). По сравнению с GDGT, основанной на OC. Представление наблюдалось разветвленно из изопреноидов tetraether (БИТ) индекс. A нелинейное поведение на шельфе, в частности, в бухте Буор-Хая, где  показана ограниченная вариация, в то время, как показывает БИТ индекс, быстрое снижение, отходя от оттока каналов на Лене. Это отражает баланс между доставкой и удалением OC из различных источников. Хорошая корреляция между гопаноидами и наземными  сигналами предполагает широкий диапазон источников гопаноидов, как русловых, так и через эрозии береговой линии, в то время как GDGTs, по всей видимости, получены с помощью флювиальной транспортировки. Анализ ледового комплекса отложений показал среднее значение 0,5 для дельты Лены, что эквивалентно отложениям бухты Буор-Хая, в то время как данные в восточном направлении показали более высокие значения (0.6-0.85). Хотя R'soil более тесно коррелирует с объемной OC чем БИТ, наше понимание миналов  этой системы еще явно не завершено. Вариации между различными регионами Восточно-сибирской Арктики, потенциально отражающие различия в условиях окружающей среды, (например, температура, рН), а также другие физиологические пробы на микробной добыче bacteriohopanepolyol (BHP) в соответствии с психрофильными условиями пока неизвестны», — сообщается в аннотации исследования.

Андрей Загоруйко,  профессор кафедры химической технологии топлива и химической кибернетики ИПР, и др.

Статья: Железооксидный катализатор на основе модифицированного стекловолокнистого носителя для селективного окисления H2S.

Журнал: Catalysis Communications (IF 3,389).

Принципиально новый стекловолокнистый катализатор (СВК) для селективного окисления сероводорода создан на основе оксида железа и носителя в виде ткани, состоящей из микроволокон, предварительно модифицированных внешним слоем вторичного пористого носителя (SiO2). По данным проведенных экспериментов, удельная активность такого FeOx-SiO2/СВК на единицу массы активного компонента более чем на порядок превышает активность традиционного катализатора Fe2O3/Al2O3. Это обусловлено существенно большей дисперсностью частиц оксида железа в СВК (1-2 нм в сравнении с 15-30 нм  в традиционном катализаторе). Синтезированный катализатор не имеет аналогов в мировой научной и технической практике. Предложенные СВК также обладают уникально высокой интенсивностью массообмена, что позволяет в полной мере реализовать их достоинства в промышленности. Полученные результаты открывают новый путь для создания новых высокоэффективных каталитических технологий для очистки отходящих газов нефте- и газопереработки от соединений серы.

Заметили ошибку?