Отправить новость
1934 просмотра Версия для печати

Цитируемые ученые ТПУ: итоги декабря

Проект Томского политехнического университета «Цитируемые ученые» подвел итоги декабря, выделив самых успешных авторов.  В декабре сотрудники ТПУ опубликовали 54 статьи в журналах с импакт-фактором. Всего в 2016 году учеными ТПУ было опубликовано 368 статей в журналах с высоким импакт-фактором.

Фото: academ.info

В декабре сотрудники ТПУ опубликовали 54 статьи в журналах с импакт-фактором выше 1, из них 24 статьи в журналах с импакт-фактором выше 3.  Самый высокоцитируемый соавтор статей ученых ТПУ имеет индекс Хирша 53. Самый высокорейтинговый журнал, в котором опубликовались политехники, имеет импакт-фактор 12, 994 (в кластере «Ресурсы планеты»).

Кластер «Ресурсы планеты»

Мехман Юсубов, заведующий кафедрой  технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР, Френсис Вальтер Корнелиус Верпоорт, профессор кафедры технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР и др.

Журнал: Coordination Chemistry Reviews (IF 12, 994)

Статья: Самоорганизующиеся металл-органические многогранники: обзор в различных применениях.

«Металл-органические многогранники являются восходящими и перспективными членами в супрамолекулярном семействе. Они обладают захватывающими структурами  и функциями. В течение последних двух десятилетий исследования в этой области прогрессировали и нашли применение в биомедицине, катализе, молекулярном зондировании, адсорбции и разделении газов, а также в синтезе металл-органических каркасных многогранников. В этом обзоре внимание сосредоточено на их применении и приведены беспрецедентные примеры их использования, также выделены несколько существующих проблем», — сообщается в аннотации статьи.

Авторы статьи отмечают, что процесс самоорганизации является мощным синтетическим инструментом, который позволяет химикам проектировать многочисленные сложные структуры, супрамолекулы различных форм из относительно простых исходных материалов.

Мехман Юсубов, заведующий  кафедрой технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР, Френсис Вальтер Корнелиус  Верпоорт, профессор кафедры технологии органических веществ и полимерных материалов ИПР и др.

Журнал: Coordination Chemistry Reviews (IF 12, 994)

Статья: Каркасные металл-органические соединения, содержащие N-гетероциклические карбены и их прекурсоры.

Металл-органические каркасы (MOFs) являются координационными сетями, образованными в результате самосборки ионов металлов или кластеров и органических линкеров. Функциональные возможности и многосторонность материалов из MOF повышается за счет разработки рамок с линкерами, которые имеют дополнительные активные функциональные группы. Карбонильный углерод в N-гетероциклических карбенах усиливает потенциал MOFs синтезированных из азолиум-содержащих линкеров.

«В этом обзоре мы приводим обсуждение N-гетероциклических карбенов как предшественников MOFs и их различные применения. Этот обзор поможет исследователям, которые пытаются разработать метод синтеза MOFs из N-гетероциклических карбеновых прекурсоров», — отмечают авторы статьи.

Игорь Семилетов, профессор кафедры геологии и разведки полезных ископаемых ИПР, Елена Панова, ассистент кафедры геологии и разведки полезных ископаемых ИПР, Gustafsson O. (h-index: 53) и др.

Журнал: Biogeosciences (IF 3, 7).

Статья: Различия в составе терригенного органического материала в бассейнах растворенного, взвешенного и осадочного органического углерода на внешнем шельфе морей Восточной Арктики.

В работе исследованы изотопный и макромолекулярный состав транспортируемого по шельфу органического углерода в различных морских бассейнах (в поверхностных осадках (ООУ); растворенный (РОУ) и взвешенный (ВОУ); в придонной и поверхностной толщах воды). Результаты исследования показывают, что река Лена и РОУ играют доминирующую роль в переносе терригенного органического углеводорода (ОУ) на внешний шельф. Концентрации РОУ были на 1 порядок выше, чем концентрации ВОУ, с наибольшими значениями в районе потока р. Лены.

Также был измерен изотопный состав ОУ (δ13C and Δ14C), различный для РОУ и ВОУ. Оба пула показали схожий тренд обеднения и «омоложения» по мере удаления от потока р. Лена. Далее, поток Тихоокеанских вод и площадь ледового покрытия, служащие барьером для привноса «молодого» РОУ и ВОУ, оказывают значительное влияние на эти пулы ОУ, накапливая, таким образом, более древний и обогащенный δ13C под ледовым покровом.

Слабо отрицательная корреляция между фенолами лигнина и Δ14C, при высоких концентрациях лигнина, соответствующим древнему ВОУ в придонных водах, может указывать на транспортировку ОУ из ремобилизованной вечной мерзлоты в нефелоидный слой.

В общем, контраст между повышенными концентрациями лигнина как в самом молодом РОУ, так и в самом древнем ВОУ, отражает четкое разделение источников и способов переноса терригенного ОУ.

Кластер «Медицинская инженерия»

Александр Тимин, младший научный сотрудник Лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA на базе ТПУ и др.

Журнал: Advanced Healthcare Materials (IF 5, 76)

Статья: Мезенхимные магнитные стволовые клетки: магнитные микрокапсулы и их влияние на функциональные свойства клеток.

Мезенхимальные стволовые клетки (МСК) широко применяются в клеточной терапии ввиду их удобства использования и способности к дифференцировке. В научной статье учеными впервые показана возможность стволовых клеток захватывать магнитные микрокапсулы для управления функциональными свойствами клеток и создания магнитоуправляемых клеточных культур.

«Интересно отметить, что клетки показывают высокую способность к интернализации (захвату) микрокапсул без существенного влияния микрокапсул на токсичность МСК по сравнению с другими клеточными линиями, описанными в литературе. В результате поглощения магнитных капсул клетками, мы создаем новую клеточную платформу, которая реагирует на внешнее магнитное поле, что позволяет манипулировать миграцией клеток. Созданный подход по магнитизации МСК позволяет осуществлять магнитный сортинг клеток и сформировать клеточный сфероид из десятка тысяч МСК. Результаты данной работы в дальнейшем можно использовать для создания клеточно-модифицированных платформ нового поколения для эффективной адресной доставки методами ex vivo», — описывают свое исследование авторы статьи.

Прочитать об этом исследовании подробнее также можно в материале, опубликованном на сайте новостей ТПУ.

Александр Тимин, младший научный сотрудник Лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA на базе ТПУ, Глеб Сухоруков, заведующий Лабораторией новых лекарственных форм Центра RASA на базе ТПУ и др.

Журнал: Journal of Materials Chemistry B (IF 4, 872).

Статья: Многофункциональные гибридные микрокапсулы как биосовместимые платформы для доставки маленьких молекул.

«В настоящее время для большинства системных химиопрепаратов, используемых в онкологии, достигнут предельный уровень токсичности и переносимости. При этом значительная группа пациентов остается резистентной к химиотерапии. Для преодоления данной резистентности были разработаны новые гибридные микроконтейнеры, обладающие мультифункциональной чувствительностью к различным физическим и химическим воздействиям, — отмечается в научной статье. — Другими словами, были синтезированы новые носители лекарств, способные высвобождать противораковый препарат под действием ультразвука, УФ света и внутриклеточных ферментов. Такой тройной эффект позволяет значительно повысить терапевтическое действие противораковых препаратов, обеспечивая контролируемое таргетное высвобождение препаратов, защиту от преждевременной деградации, достижение высоких концентраций лекарства в зоне терапевтического воздействия при минимизации токсичности».

Полученные результаты исследований открывают новые направления в усовершенствовании таргетной доставки лекарственного вещества, что существенно повысит эффективность химиотерапии. В перспективе эта технология может быть использована для создания инновационных препаратов для лечения злокачественных новообразований лимфоидной ткани и солидных опухолей.

Алексей Панин, профессор кафедры общей физики ФТИ, Игорь Хлусов, профессор кафедры экспериментальной физики ФТИ и др.

Журнал: Toxicology in Vitro (IF 3, 338).

Статья: Морфологические изменения красных клеток крови, обработанных наночастицами оксидов металлов.

С помощью атомно-силовой микроскопии и флюоресцентного анализа ученые изучали токсический эффект различных доз (1 мкг/мл-2 мг/мл) наночастиц Al2O3, SiO2, ZrO2. В процессе исследований ими была обнаружена трансформация морфологии эритроцитов в патологические формы под действием наночастиц. Микровязкость клеточных мембран изменяется задолго до ее морфологических изменений. Выявлен различный эффект наночастиц на изучаемые показатели, который может быть обусловлен дозой и зарядом поверхности наночастиц. Наименее токсичным нанопорошком, с точки зрения изменений микротвердости мембран эритроцитов, является SiO2.

«Полученные результаты могут иметь значение для выяснения механизмов цитотоксичности различных доз наночастиц оксидов металлов, применяемых в составе средств доставки лекарств, или как нежелательных продуктов износа имплантатов и эндопротезов», — отмечают авторы статьи.

Дмитрий Горин, ведущий научный сотрудник Лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA на базе ТПУ и др.

Журнал: Journal of Biomedical Materials Research - Part A (IF 3, 263).

Статья: «Формирование ватеритных покрытий на полимерных волокнах, полученных методом электроформования, для биомедицинских применений».

В статье описан процесс формирования функциональных покрытий на основе пористого карбоната кальция СаСО3 на полимерных волокнах поли (ε-капролактона) (ПКЛ), полученных методом электроформования (ЭФ). Равномерные СаСО3покрытия, состоящие из микрочастиц ватерита и их агрегатов, были сформированы на ПКЛ волокнах в ходе осаждения СаСО3 из рабочего раствора при ультразвуковой (УЗ) обработке. Пористая структура СаСО3 в его полиморфной модификации ватерита может быть использована для загрузки различных функциональных веществ (лекарственных препаратов и наночастиц); данное свойство делает ватерит перспективным материалом для разработки систем адресной доставки веществ. Минерализация полимерных волокон с использованием пористого СаСО3 была проведена в целях придания биоактивных и/или терапевтических свойств скаффолдам на основе ЭФ ПКЛ. Различные структуры и полиморфные модификации СаСО3 покрытий были получены в ходе варьирования условий СаСО3 синтеза (время инкубации скаффолда в рабочем растворе, УЗ обработка рабочего раствора). Продемонстрирована возможность контроля таких характеристик ПКЛ/СаСО3 скаффолдов, как равномерность СаСО3 покрытия, полиморфная модификация, морфология и общая масса СаСО3 в скаффолде, путем варьирования количества последовательных циклов обработки скаффолда. Цитотоксические тесты скаффолдов ПКЛ/СаСО3, проведенные с фибробластами человека, показали, что ПКЛ/СаСО3 не выделяет веществ, токсичных для клеток. Изображения скаффолдов после культивирования фибробластов человека, полученные с использованием сканирующей электронной микроскопии (СЭМ), показали, что скаффолды способны поддерживать адгезию и распространение клеток. Таким образом, представленная работа демонстрирует новую методику контролируемой минерализации ЭФ ПКЛ материалов, а также возможность использования полученного ПКЛ/СаСО3 материала в качестве скаффолда для тканевой инженерии.

Кластер «Устойчивая энергетика»

Алексей Дериглазов, старший научный сотрудник Международной лаборатории математической физики ФТИ и др.

Журнал: Physics Letters B (IF 4, 787).

Статья: Релятивистские поправки в скобки переменных положения и спин-орбитальное взаимодействие.

«Мы использовали векторную модель спина для решения проблемы ковариантного формализма, состоящей в расхождении между явно ковариантным и феноменологическим гамильтонианом (гамильтонианом Паули). Мы показали, каким образом некоммутативность переменных положения частицы, индуцированная спином, позволяет объяснить это расхождение, не упоминая уравнение Дирака и преобразование Фолди-Вутхаузена», — сообщают авторы статьи.

Дмитрий Глушков, доцент кафедры автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИН, Семен Сыродой, старший преподаватель кафедры теоретической и промышленной теплотехники ЭНИН, Аркадий Захаревич, доцент кафедры теоретической и промышленной теплотехники ЭНИН, Павел Стрижак, заведующий кафедрой автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИН.

Журнал: Fuel Processing Technology (IF 3, 847).

Статья: «Зажигание перспективных органоводоугольных топлив: анализ основных аспектов».

Научным коллективом выполнено исследование закономерностей зажигания органоводоугольных топлив (ОВУТ) на основе типичных отходов переработки углей и отработанных горючих жидкостей для определения перспектив их утилизации в результате сжигания в энергетических установках при температурах от 700 до 1000 К и скоростях движения потока окислителя от 0,5 до 5 м/с. Изучены основные стадии процесса в течение индукционного периода при разной интенсивности нагрева капли топлива размером от 0,25 до 1,5 мм. С использованием программно-аппаратных комплексов трассерной диагностики парогазовых потоков и высокоскоростной видеорегистрации исследовано взаимодействие потока окислителя с одиночной каплей ОВУТ. На основе экспериментальных данных (время задержки зажигания, длительность полного сгорания) разработана математическая модель тепломассопереноса в условиях фазовых превращений и химического реагирования. В результате теоретических и экспериментальных исследований установлены необходимые условия инициирования устойчивого горения перспективных для теплоэнергетики ОВУТ.

Юрий Боровиков, профессор кафедры электроэнергетических систем ЭНИН, Александр Гусев, профессор кафедры электроэнергетических систем ЭНИН, Алмаз Сулайманов, заведующий кафедрой электроэнергетических систем ЭНИН, Руслан Уфа, ассистент кафедры электроэнергетических систем ЭНИН, Алексей Васильев, старший преподаватель кафедры электроэнергетических систем ЭНИН, Михаил Андреев, доцент кафедры электроэнергетических систем ЭНИН, Николай Рубан, доцент кафедры электроэнергетических систем ЭНИН, Алексей Суворов, ассистент кафедры электроэнергетических систем ЭНИН.

Журнал: IEEE Transactions on Smart Grid (IF 3, 19).

Статья: «Гибридная модель системы высоковольтной передачи постоянного тока на базе статических преобразователей напряжения».

В статье впервые представлены результаты разработки концепции гибридного моделирования систем высоковольтной передачи постоянного тока на базе статических преобразователей напряжения (ВППТН) и средств реализации данной концепции, являющихся уникальными в области моделирования ВППТН и интеллектуальных энергосистем (ИЭС). Полученные результаты экспериментальных исследований разработанной гибридной модели ВППТН подтверждают эффективность решения проблемы получения полной и достоверной информации о работе ВППТН в ИЭС, необходимой для надежного и эффективного решения широкого спектра задач исследования, проектирования и эксплуатации ВППТН и ИЭС в целом.

Adamyan G.G. (h-index: 30), Николай Антоненко, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Lenske H. (h-index: 35) и др.

Журнал: Physical Review C (IF 3,146).

Статья: Изотопические тенденции свойств поверхности сферических ядер.

В научной статье профили плотности сферических ядер рассчитаны с помощью двух самосогласованных методов, основанных на функционале плотности энергии. Обсуждаются изотопические зависимости диффузности ядерной поверхности.

Авторами предложены простые параметризации зависимостей ядерной диффузности и радиуса ядра от числа нейтронов. Используя полученные плотности нуклонов, вычислены ядро-ядерные потенциалы взаимодействия, которые оказались в хорошем согласии с результатом феноменологического рассмотрения.

«Известно, что существует большое количество параметризаций нуклон-нуклонного взаимодействия, которые одинаково хорошо описывают свойства ядер, связанных с плотностью нуклонов внутри ядра, и приводят к сильно отличающимся результатам при расчете ядро-ядерного потенциала. Нами предложено использовать высоту кулоновского барьера ядро-ядерного потенциала при проверке параметров зависящего от плотности нуклон-нуклонного взаимодействия», — отмечают авторы научной статьи.

Роман Егоров, младший научный сотрудник кафедры автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИН, Тимур Валиуллин, аспирант кафедры автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИН, Павел Стрижак, заведующий кафедрой автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИН.

Журнал: Applied Thermal Engineering (IF 3, 043).

Статья: «Влияние горючей жидкости в составе композиционного жидкого топлива на характеристики зажигания».

Авторами статьи экспериментально исследованы стадии зажигания композиционного жидкого топлива на основе фильтр-кека каменного угля с добавлением 10 % отработанного моторного масла. С применением метода высокоскоростной видеосъемки зарегистрировано формирование буферного парогазового слоя в окрестности капли топлива в процессе нагрева. Установлены эффекты интенсивного роста пузырьков на поверхности капли за счет интенсивного выделения продуктов испарения и термического разложения компонентов топлива. В рамках тепловизионной высокоскоростной регистрации установлено изменение температуры в окрестности капли в течение индукционного периода. Сформулированы критерии зажигания топлива по интенсивности свечения углеродистого остатка. Для идентификации стадий зажигания выполнен мониторинг температуры на поверхности, в малом приповерхностном слое и в центре капли топлива.

Гений Кузнецов, заведующий кафедрой теоретической и промышленной теплотехники ЭНИН, Семен Сыродой, старший преподаватель кафедры теоретической и промышленной теплотехники ЭНИН, Надежда Гутарева, доцент кафедры иностранных языков ИПР и др.

Журнал: Applied Thermal Engineering (IF 3,043).

Статья: «Зажигание капли водоугольного топлива в условиях интенсивного нагрева».

Учеными экспериментально установлены зависимости времени задержки зажигания капли водоугольного топлива (ВУТ) от ее размера в условиях, соответствующих по интенсивности подвода теплоты топочным пространствам котельных агрегатов. На основе результатов анализа и обобщения экспериментальных данных разработаны физическая и математическая модели, описывающие взаимосвязанные теплофизические и термохимические процессы в раках задачи Стефана. Для соответствия математической модели условиям экспериментов учитывался процесс теплоотвода от нагреваемой капли по электродам термопары, на спае которой в экспериментах крепилась капля ВУТ. Установлено хорошее соответствие результатов прогностического моделирования и соответствующих результатов экспериментального исследования.

Заметили ошибку?