Отправить новость
1501 просмотр Версия для печати

Цитируемые ученые: успешное начало 2017 года

Публикационный 2017 год ученых Томского политехнического университета начался успешно: 65 статей в журналах с высоким импакт-фактором зарегистрированы в отделе развития публикационной активности, 57 статей были опубликованы в журналах первого и второго квартилей (Q1 и Q2). В январском выпуске проекта «Цитируемые ученые» самый высокоцитируемый соавтор статей ученых ТПУ имеет индекс Хирша 60, а самый высокорейтинговый журнал, в котором опубликовались политехники, имеет импакт-фактор 7, 645  (в кластере «Устойчивая энергетика»).

Кластер «Устойчивая энергетика»

Виталий Бурцев, аспирант кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Dermenev A.V. (h-index: 54), Ренат Дусаев, инженер кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Валерий Любовицкий, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Radics B. (h-index: 51), Rubbia  A. (h-index: 43), Tlisov D.A.  (h-index: 44), Toropin A.N. (h-index: 60),  Андрей Трифонов, заведующий кафедрой высшей математики и математической физики ФТИ, Богдан Василишин, ассистент кафедры высшей математики и математической физики ФТИ и др.

Журнал: Physical Review Letters (IF 7, 645).

Статья: Определение невидимых распадов легких темных фотонов в событиях с недостающей энергией в эксперименте CERN SPS.

Статья посвящена результатам экспериментального исследования по прямому поиску легкой темной материи (темных фотонов) на ускорителе SPS Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН). Анализ 2.75×10^9 событий определяет нижнюю границу для двух основных параметров искомой частицы: массы и параметра смешивания. Результаты имеют фундаментальный характер для теоретических исследований, выходящих за пределы стандартной модели.

Алексей Орлов,  профессор кафедры технической физики ФТИ, Александр Цимбалюк, доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа ИПР, Роман Малюгин, аспирант кафедры технической физики ФТИ.

Журнал: Separation and Purification Reviews (IF 5, 824).

Статья: Десублимация для очистки и транспортировки UF6: Описание и моделирование процесса.

В статье представлен аналитический обзор способов получения UF6 (фторида урана), очистки его от примесей и заполнения в транспортные емкости. Рассмотрены типы и конструкции соответствующих устройств, показаны их достоинства и недостатки. Также учеными выявлены наиболее эффективные способы, которые можно использовать при решении задачи комплексной модернизации сублиматных и разделительных производств. Представлен обзор и анализ известных подходов к математическому моделированию процесса десублимации гексафторида урана. Показаны недостатки созданных математических моделей. Выработана концепция развития теоретических исследований и оптимизации процесса десублимации.

Антон Галажинский, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Иван Мастеров, младший научный сотрудник Международной лаборатории математической физики ФТИ.

Журнал: Physics Letters B (IF 4, 787).

Статья: Метрика Эйзенхарта для теорий с высшими производными.

«Для систем с высшими производными построено обобщение метрики Эйзенхарта. Уравнения движения исходной динамической системы представлены в виде уравнений геодезических в специальном пространстве ультрагиперболической сигнатуры. В качестве примера детально рассмотрен осциллятор Пайса-Уленбека», — сообщают в предисловии научной статьи ее авторы.

Мария Анисимова, ассистент кафедры физики высоких технологий в машиностроении ИФВТ, Анна Князева, профессор кафедры физики высоких технологий в машиностроении ИФВТ, Sevostjyanov I. B. (h-index: 23).

Журнал: International Journal of Engineering Science (IF 3, 165).

Статья: Эффективные тепловые свойства композита с алюминиевой матрицей с покрытыми алмазными включениями.

«Работа сосредоточена на расчете эффективных тепловых свойств композитов с алюминиевой матрицей, покрытых алмазными частицами. Мы предлагаем  модель, объясняющую немонотонное поведение общей теплопроводности (ТП) и монотонное поведение коэффициента теплового расширения (КТР) при высокой объемной доле частиц алмаза. Модель также учитывает эффект покрытия частиц, увеличивающий межфазное сцепление между алмазными частицами и металлической матрицей. Влияние покрытия моделируется методом замены, включения эквивалентной неоднородности. Эффективные свойства рассчитываются с помощью схемы гомогенизации Максвелла и сравниваются с экспериментальными данными. Мы также установили и экспериментально проверили связь между теплопроводностью и коэффициентом теплового расширения для алюминия и алмазных композитов», — сообщают авторы статьи.

Андрей Соловьев, доцент кафедры экспериментальной физики ФТИ и др.

Журнал: Journal of Alloys and Compounds (IF 3, 014).

Статья: Синтез и исследование пористых Ni-Al материалов для использования в твердооксидных топливных элементах на несущей металлической основе.

В работе тонкие пористые пластины из никеля-алюминия (Ni-Al) были синтезированы проведением самоподдерживающейся экзотермической реакции между компонентами порошковой смеси в виде объемного реагирования (теплового взрыва) в условиях контролируемых теплопотерь. Компактированные никель-алюминиевые порошковые смеси, помещенные между теплоотводящими пластинами, ученые нагревали в печи со скоростью 25 К/мин до температуры 1 000 К при одноосной нагрузке до 1,2 МПа с последующей термообработкой при температуре 1 100 К.

Таким образом, было изучено влияние массового отношения никеля-алюминия в смеси, размера порошков, пористости и толщины реагирующих образцов, а также условия теплообмена в процессе теплового взрыва на параметры реакции. Были рассчитаны температура и временные характеристики процесса теплового взрыва. Эволюция фазового состава материала была проанализирована с помощью рентгеновской дифрактометрии и энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии. Особое внимание было уделено изучению пористости, газопроницаемости и механических свойств синтезированных материалов.

«Вследствие высокой прочности синтезированных материалов и образования гомогенной структуры с необходимым размером пор и газопроницаемостью, полученные пористые никель-алюминиевые пластины можно рассматривать в качестве отличного материала для применения в твердооксидных топливных элементах», — сообщают авторы научной статьи.

Рашид Валиев, ассистент кафедры общей химии и химической технологии ИФВТ и др.

Журнал: Spectrochimica Acta Part A: Molecular and Biomolecular Spectroscopy (IF 2, 653).

Статья: Экспериментальное и теоретическое исследование фото- и электролюминесценции молекул производных дивинилдифенила и дивинилпенантрена.

В научной статье сообщается о создании научным коллективом OLED-устройств на базе новых соединений.

Отметим, OLED — органический светодиод (англ. organic light-emitting diode, сокр. OLED) — полупроводниковый прибор, изготовленный из органических соединений, эффективно излучающих свет при прохождении через них электрического тока. Основное применение эта технология находит при создании устройств отображения информации (дисплеев).

«Электронные и люминесцентные спектры новых соединений дивинилдифениловых и дивинилпенантреновых производных экспериментально исследованы в тетрагидрофурановом растворителе и в тонких пленках. На базе данных соединений построены OLEDs устройства, — сообщают авторы статьи. — Проведено квантово-химическое моделирование структурных и спектроскопических свойств данных соединений. Результаты моделирования позволили понять связь структуры данных соединений с их спектроскопическими свойствами, а также объяснить различные эффективности созданных на их базе OLED-устройств. Полученные результаты являются важными в области технологии создания светоизлучающих устройств на базе органических соединений».

Zaykovskiy V.I. (h-index: 33), Илья Мишаков, доцент кафедры атомных и тепловых электростанций ЭНИН, Алексей Ведягин, главный эксперт кафедры физической и аналитической химии ИПР и др.

Журнал: Materials Letters (IF 2, 437).

Статья: Синтез нанокристаллического алюмината кальция C12A7 в условиях нанореактора.

В работе представлены результаты исследований возможности увеличения степени замещения кислородных анионов с электронами в системах C12A7  при температуре от 1 200 до 1 450 ° С. Установлено, что при отсутствии у электронов проводимости, углеродное покрытие появляется исключительно при температурах, близких к температуре плавления, то есть выше 1 360-1 380 ° С. Также образование электридов внутри углеродной оболочки происходит за счет углеродотермического восстановления наночастиц C12A7 инкапсулированных внутрь оболочки.

Кластер «Медицинская инженерия»

Алексей Пестряков, заведующий кафедрой физической и аналитической химии ИПР, Bogdanchikova N.E. (h-index: 29) др.

Журнал: Chemosphere (IF 3, 698).

Статья: Влияние наночастиц серебра на метаболизм, гематологический ответ и выживание молоди белой креветки.

Научная статья посвящена разработке и испытаниям противовирусной активности медицинских препаратов на основе наночастиц серебра. Показана высокая эффективность данного препарата для лечения вируса белой креветки.

Евгений Больбасов, инженер кафедры экспериментальной физики ФТИ, Ксения Станкевич, инженер кафедры экспериментальной физики ФТИ, Андрей Ашрафов, инженер кафедры экспериментальной физики ФТИ, Сергей Твердохлебов, доцент кафедры экспериментальной физики ФТИ и др.

Журнал: Applied Surface Science (IF 3, 15).

Статья: Использование магнетронного распыления для нанесения тонких титановых покрытий на поверхность биорезорбируемых электроспиннинговых волокнистых матриксов, предназначенных для тканевой инженерии сосудов: пилотное исследование.

Статья посвящена новому методу модифицирования биорезорбируемых волокнистых матриксов, предназначенных для тканевой инженерии сосудов в кардиологии.

Впервые методом магнетронного распыления проведено напыление тонких титановых покрытий на поверхность биорезорбируемых волокнистых скаффолдов, изготовленных методом электроспиннинга. Были подобраны технологические параметры, которые позволяют проводить модифицирование поверхности, не повреждая «макро» структуру скаффолдов. Физико-химические свойства были исследованы с использованием сканирующего электронного микроскопа, EDS, DSC, оптической гониометрии, а также путем механических испытаний.

Учеными показано, что плазменная обработка оказывает существенное влияние на рельеф поверхности волокон. Процесс модифицирования  приводит к небольшому снижению механических характеристик, в основном, вызванному кристаллизацией полимера. Увеличение времени напыления увеличивает количество титана на поверхности.

Биосовместимость модифицированных скаффолдов была изучена с использованием гибридных  эндотелиальных клеток пуповинной вены человека и карциномы легкого человека (линия клеток EA.hy926). Были исследованы адгезия клеток, жизнеспособность и секреция интерлейкина-6 (IL6),  интерлейкина-8 (IL8) и фактор роста эндотелия сосудов (VEGF). Также научным коллективом показано, что осаждение тонких титановых покрытий усиливает клеточную адгезию к скаффолдам. Кроме того, установлено, что модифицированные матриксы имеют проангиогенную активность.

Кластер «Ресурсы планеты»

Вера Деева, доцент кафедры геологии и разработки нефтяных месторождений ИПР и др.

Журнал: Tribology International (IF 2, 259).

Статья: Влияние гравитации и термодинамики на скользящий электрический контакт.

В работе рассматриваются физические процессы, происходящие в контактном слое в процессе взаимодействия двух тел, на примере скольжения электрической щетки по поверхности коллектора в коллекторно-щеточном узле.

«Нами создана математическая модель формирования так называемого «третьего тела» и исследованы закономерности поведения частиц износа, образуемых фракциями материала. Такие частицы отрываются от поверхности как щетки, так и коллектора», — сообщают авторы статьи.

В работе впервые использованы методы гидродинамики для исследования зависимости свойств слоя скольжения от ориентации в пространстве (отклонение от горизонтали) под влиянием силы земного тяготения.

«Результаты исследования наглядно показали различную продолжительность срока службы электрических щеток в зависимости от их ориентации. Таким образом, получена возможность прогнозирования и разработки рекомендаций по увеличению долговечности электрических щеток для электрических машин», — заключают ученые.

Заметили ошибку?