Отправить новость
914 просмотров Версия для печати

Цитируемые ученые: управляемые капсулы для лечения рака и «умные» фитосветильники

Проект «Цитируемые ученые» продолжает делиться достижениями ученых Томского политехнического университета в области публикационной активности. В майском выпуске проекта приведены статьи политехников по направлениям САЕ «Космическое материаловедение», «Ядерные технологии для онкологии», «Трудноизвлекаемые природные ресурсы» и «Экоэнергетика». Всего на сервере учета публикаций вуза в прошлом месяце было зарегистрировано 50 статей в журналах с высоким импакт-фактором, 36 статей опубликованы в журналах первого и второго квартилей (Q1 и Q2).

Фото: getholistichealth.com

Самый высокоцитируемый соавтор статей ученых Томского политеха имеет индекс Хирша 79. Самый высокорейтинговый журнал, в котором опубликовались политехники, имеет импакт-фактор 7,76 (в САЕ «Космическое материаловедение»).

Также отдел развития публикационной активности ТПУ напоминает ученым университета, что для повышения заметности своих научных работ на международном уровне, установления контактов с учеными по всему миру, они могут воспользоваться социальной сетью Mendeley.

Новый инструмент Mendeley Funding собрал в единый каталог предложения о финансировании научной деятельности по всему миру. Каталог включает предложения от известных организаций, таких как Европейский союз, правительственных ведомств США, исследовательских советов Великобритании и еще более 2000 других организаций.

Благодаря Mendeley Funding исследователь может найти подходящий источник финансирования, сохранить интересные возможности, получить детальную информацию о спонсорах.

Специально для ученых ТПУ в Mendeley создана корпоративная научная группа. Любой сотрудник с почтой в домене tpu.ru может присоединиться к ней и получить все возможности институциональной версии. Для этого необходимо обратиться в НТБ ТПУ (ул. Белинского, 53а, 2 этаж, 210 кабинет), а также по тел. 8( 3822) 60-64-12 и e-mail: annap@tpu.ru. Куратор группы — Поспелова Анна Алексеевна.

САЕ «Космическое материаловедение»

Liu B. (h-index: 21), Владимир Ан, заведующий кафедрой общей химии и химической технологии ИФВТ и др.

Журнал: Nanoscale (IF 7,76; Q1)

Статья: Управление направленным ростом и гетероэпитаксиальное межфазное исследование на атомном уровне нанопроволок нитрида галлия

Работа выполнена  в сотрудничестве с учеными из Института исследования металлов Китайской академии наук (г. Шеньян), Университета Китайской академии наук и Университета Нормандии (Франция). В статье идет речь о процессах направленного роста нанопроволок нитрида галлия. Этот материал имеет огромный потенциал для использования  в оптоэлектронных наноустройствах, благодаря особым оптическим свойствам в ультрафиолетовом и видимом диапазонах.

Виталий Ваганов, ассистент кафедры лазерной и световой техники ИФВТ, Алексей Яковлев, директор ИФВТ и др.

Журнал: Scientific Reports (IF 5,228; Q1)

Статья: Улучшение цветопередачи светодиодного освещения для роста салата

«Свет играет жизненно важную роль в росте и развитии растений. На основе белого света с высокой цветопередачей, нами предложено улучшение “цветопередачи” светодиодного освещения для ускорения роста салата. Семь светодиодных ламп с разным спектром излучения были выбраны для облучения салата с величиной фотосинтетически активной радиации, равной 150 мкмоль · м-2 · с-1 для периода облучения 16 часов в день. Нами регистрировались профили листа и их количество, рост биомассы и скорости фотосинтеза при спектральном светодиодном облучении. Мы предполагали, что спектр поглощения свежего листа является спектром излучения идеального света, а затем оценивали “цветопередачу” подготовленных светодиодов по коэффициенту корреляции Пирсона и координаты цветности CIE. При облучении красно-желто-синего света с высоким коэффициентом корреляции 0,587, сухая масса и скорость роста листьев в 2-3 раза выше, чем при облучении резким красным, синим, белым светом. Оптимизированный светодиодный источник для роста салата можно считать ограниченным углом (около 75 °) между векторами, прошедшими через идеальный свет в координатах цветности CIE. Эти выводы дают возможность предложить новую идею для оценки и поиска оптимизированного светодиодного освещения для роста растений», — сообщают авторы исследования.

Фото: Камеры с подготовленными светодиодами

САЕ «Ядерные технологии для онкологии»

Александр Тимин, младший научный сотрудник лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA и др.

Журнал: Expert Opinion on Drug Delivery (IF 5,434; Q1)

Статья: Полиэлектролитные микрокапсулы: новые идеи и новое применение

В работе рассмотрены новые перспективы и идеи для создания полиэлектролитных и гибридных микрокапсул. Изучены процессы взаимодействия капсул и клеток, а также использование процесса интернализации капсул для модификаций клеток.

Журнал: Scientific Reports (IF 5,228; Q1)

Статья: Гибридные капсулы для эффективной доставки новых малых интерферирующих РНК против вируса гриппа N1N1

В статье впервые сообщается о подходе высокоэффективной доставки малых интерферирующих РНК против  вируса гриппа H1N1.

«Используя гибридные микроконтейнеры для инкапсуляции РНК, мы показали снижение уровня вирусного нуклеопротеина и ингибирование вируса гриппа в инфицированных клеточных линиях (MDCK и A549). Полученные гибридные носители на основе биодеградируемых полиэлектролитов обладают рядом преимуществ, таких как высокая эффективность интернализации в  клетках, низкая токсичность, эффективная внутриклеточная доставка генетического материала и защита его от преждевременной деградации», — отмечают ученые.

Тигран Акопян, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Армен Нерсесян, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ и др.

Журнал: Physical Review D (IF 4,506; Q2)

Статья: Симметрии суперинтегрируемых деформаций осциллятора и задачи Кулона: Голоморфная факторизация

Авторами предложено унифицированное описание интегралов движения для суперинтегрируемых деформаций осциллятора и кулоновских систем на N-мерном евклидовом пространстве, сфере и гиперболоиде.

«Рассмотрение обобщает так называемую "голоморфную факторизацию", предложенную М.Раньядой для описания  систем на двумерных пространствах. Нами рассмотрено преобразование дуальности между этими системами, а также предложен новый пример их суперинтегрируемых  деформаций», — говорится в анонсе научной статьи.

Александр Тимин, младший научный сотрудник лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA, Дмитрий Горин, ведущий научный сотрудник лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA и др.

Журнал: Particle & Particle Systems Characterization. (IF 4,367; Q1)

Статья: Гибридные микроконтейнеры для селективного высвобождения лекарства в раковые клетки

В этой работе представлена эффективная и простая стратегия получения гибридных микроконтейнеров, чувствительных  к ультразвуку. Чтобы оценить потенциал целевой доставки лекарств, гибридные микросодержащие контейнеры были загружены противораковыми лекарствами. Такие гибридные капсулы могут подвергаться структурной внутриклеточной деградации после поглощения раковыми клетками, что приводит к высвобождению лекарства. Напротив, когда гибридные капсулы инкубируются с мезенхимальными стволовыми клетками человека как пример нормальных клеток, не происходит высвобождения лекарства. Результаты жизнеспособности клеток показывают, что капсулы, нагруженные лекарством, эффективно уничтожают раковые клетки. Таким образом, недавно разработанные микроносители, полученные методом золь-гель, обеспечивают высокую терапевтическую эффективность при раке, одновременно минимизируя неблагоприятный побочный эффект.

Фото: SEM-изображения капсул, покрытых TS-FSi, инкубированных в PBS (pH 7,4), содержащих 20 × 10-3 м GSH. Рис. 1: Процесс деградации в ответ на восстанавливающий агент. Рис. 2: Разложение при ультразвуковом лечении.

Тимур Мухаметкалиев, аспирант кафедры экспериментальной физики ФТИ, Мария Сурменева, старший научный сотрудник Центра технологий ФТИ, Алина Владеску, научный сотрудник кафедры экспериментальной физики ФТИ, Михай Котрут, профессор кафедры экспериментальной физики ФТИ, Роман Сурменев, начальник Центра технологий ФТИ и др.

Журнал: Materials Science and Engineering C (IF 3,42; Q2)

Статья: Влияние наноструктурного покрытия на основе гидроксиапатита на улучшение коррозионной стойкости биодеградируемого магниевого сплава AZ91

В статье обсуждаются результаты научных исследований о влиянии ультратонкого наноструктурного покрытия на основе биоактивного гидроксиапатита на коррозионные свойства биодеградируемого магниевого сплава AZ91, который является одним из самых перспективных сплавов для клинического использования.

«Проблема использования сплава AZ91 в клинической практике связана с низкими коррозионными свойствами, что заставляет ученых во всем мире искать новые перспективные способы модифицирования поверхности сплава для придания ей биоактивных свойств. Новизна данной работы заключается в том, что нами были отработаны новые способы модифицирования поверхности магниевого сплава с использованием высокотехнологичного высокочастотного магнетронного распыления, которые обеспечивают значительно более высокие коррозионные свойства и возможность контролировать скорость биодеградации магниевого сплава», — рассказывают авторы исследования.

Они отмечают, что биодеградируемые имплантаты обладают существенным преимуществом по сравнению с перманентными, так как их использование позволяет избежать повторных операций по удалению имплантатов после восстановления поврежденных участков костной ткани.

«Результаты исследований, опубликованных в статье, способствуют получению биодеградируемых имплантатов на основе магниевых сплавов нового поколения  с биоактивной поверхностью и необходимыми коррозионными свойствами для успешного клинического использования», — заключают ученые.

Юрий Тюрин, профессор кафедры общей физики ФТИ, Николай Никитенков, профессор кафедры общей физики ФТИ, Ван Яомин, аспирант кафедры общей физики ФТИ, Нелла Толмачева, доцент кафедры общей физики ФТИ и др.

Журнал: International Journal of Hydrogen Energy (IF 3,205; Q2)

Статья: Генерация возбужденных электронных состояний поверхности неметаллов пучком атомов водорода

Научным коллективом изучена генерация   возбуждения электронных состояний  на поверхности твердых тел атомами водорода низких энергий. Исследована  люминесценция, возбуждаемая  атомами  водорода на поверхности  сульфида цинка, активированного тулием.

«Участие содержащих водород колебательно-возбужденных связей в протекании поверхностных физико-химических процессов приводит к возникновению колебательных режимов хода реакции, а также к множественности стационарных состояний, различным типам неустойчивости в системах газ-твердое тело. Объяснение и моделирование подобных режимов представляется актуальным как для гетерогенных каталитических процессов, так и для проблем повышения стабильности работы водородного мазера, управления ростом кристаллов и пленок при послойной молекулярно-лучевой эпитаксии, увеличения срока службы защитных покрытий спускаемых космических аппаратов, при формировании структур тонкопленочных твердооксидных топливных элементов и других», — отмечается в научной статье.

Иван Кузнецов, лаборант-исследователь кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Валерий Любовицкий, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Peters K. J. (h-index: 79), Tomaradze A. G. (h-index: 54) Vasileiadis G. (h-index: 72) и др.

Журнал: Physical Review C (IF 3,146; Q2)

Статья: Измерение асимметрии пучка Σ для случаев фоторождения π0 и η мезонов на протоне при энергии Eγ=9 ГэВ

Коллаборацией GlueX в Национальной Лаборатории Томаса Джефферсона (США) сделаны первые измерения асимметрии фотонного пучка Σ для реакций фоторождения γ⃗ p → p π0 и γ⃗ p → p η, используя линейно-поляризованный пучок фотонов при энергии 9 GeV на жидкой водородной мишени. Асимметрии, представляющие собой функции переданного момента протону, измерены с более высокой точностью по сравнению с предыдущими экспериментами по фоторождению π0 мезонов и впервые для η мезона в данном энергетическом интервале. Результаты сравниваются с теоретическими предсказаниями, основанными на t-канальном, квази-частичном обмене и сделано ограничение на аксиально-векторную компоненту механизма рождения нейтральных мезонов.

САЕ «Трудноизвлекаемые природные ресурсы»

Humborg C. (h-index: 32), Игорь Семилетов, профессор кафедры геологии и разведки полезных ископаемых ИПР и др.

Журнал: Biogeosciences (IF 3,7; Q1)

Статья: Экспорт вод, коррозионных по отношению к карбонату кальция, из Восточно-Сибирского моря

«Сибирские шельфовые моря — регионы, где происходит интенсивная биогеохимическая трансформация органического вещества, как морского, так и терригенного происхождения, — рассказывают авторы научной статьи. — Результатом такой трансформации в сочетании с дополнительными процессами образования рассола является холодная придонная вода с относительно высокими значениями солености и парциального давления двуокиси углерода (рСО2). Данные экспедиции SWERUS-C3, полученные на ледоколе “Оден” в июле-сентябре 2014 года, демонстрируют особенности распределения таких вод на внешнем шельфе, а также их экспорт в более глубокие центральные арктические бассейны».

В процессе исследований взятых в экспедиции образцов наблюдалось очень высокое парциальное давление (до ~ 1000 мкатм), связанное с высоким содержанием питательных веществ и низкой концентрацией кислорода. Следовательно, такая вода была недонасыщена карбонатом кальция до менее 0,8 для кальцита и 0,5 для арагонита. Недонасыщение арагонитом наблюдалось также и в поверхностных водах, находящихся в равновесии с атмосферным СО2.

«В этих условиях причиной недонасыщенности была низкая соленость (влияние речного стока) и/или таяние морского льда. Воды, коррозионные по отношению к карбонату кальция, наблюдались вдоль континентальной окраины и проникли в котловины Макарова и Канады от глубины около 50 м на западе до глубины примерно 150 м на востоке», — резюмируют ученые.

САЕ «Экоэнергетика»

Ксения Вершинина, ассистент кафедры автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИН, Роман Егоров, младший научный сотрудник кафедры автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИН, Павел Стрижак, заведующий кафедрой автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИН.

Журнал: Applied Thermal Engineering (IF 3,043; Q1)

Статья: Особенности зажигания капель водоугольных суспензий при различных способах введения в поток разогретого окислителя

«Для исследования особенностей процесса зажигания водоугольных суспензий существуют разные способы подачи капель топлива в камеру сгорания. Широко используемым методом в науке является внесение закрепленных на держателе капель в прогретый объем камеры сгорания. В таких условиях сток теплоты от капли по материалу держателя вносит достаточно существенную погрешность в достоверность измерения характеристик процесса. В нашей работе было проведено сравнительное исследование характеристик зажигания неподвижных капель водо-угольных суспензий при их подаче в поток разогретого окислителя держателями из разных материалов, а также при сбросе и последующем свободном витании одиночных капель в объеме камеры сгорания», — описывают свое исследование ученые ТПУ.

Основное внимание уделялось исследованию влияния материала и конструкции держателя на время задержки зажигания, а также на время полного выгорания топливной суспензии. В качестве материала держателя выступали керамический стержень, стальная проволока и малоинерционная термопара толщиной 300 мкм.

Основными компонентами рассматриваемых топливных суспензий  были отходы углепереработки (фильтр-кеки) и отработанное турбинное масло, смешанные с водой. Одиночные капли топливных суспензий размером 0.5–1 мм впрыскивались в поток разогретого до температур 400–1000 К воздуха. Скорость потока в камере сгорания варьировалась в диапазоне 0.5–5 м/с. В экспериментах определялись минимальные температуры и времена задержки зажигания, времена полного сгорания капель топлива. Результаты, полученные для неподвижных капель, сопоставлялись с аналогичными результатами для свободно витающих капель топлива в камере сгорания. Установлено, что для последних характерны меньшие (на 7–25 %) времена задержки зажигания при прочих равных условиях.

Фото: Рис.1: Фиксированные инъекции капель, но с большими систематическими ошибками. Рис.2: Трудные измерения капель, результаты правдивые.

«По результатам исследования сделан вывод, что влияние материала держателя на результаты эксперимента снижается с ростом температуры воздушного потока. Полученные результаты позволили определить границы применимости рассмотренных методов для экспериментального изучения характеристик зажигания водоугольных суспензий», — заключают авторы статьи.

Заметили ошибку?