Отправить новость
867 просмотров Версия для печати

Делегации из Китая, Норвегии и Германии обсуждают в Томском политехе социальную ответственность исследований и инноваций

В Томском политехническом университете начал свою работу международный научно-практический семинар «Национальные барьеры и точки роста в реализации принципов RRI» (National barriers and drivers for RRI principles). Мероприятие, организатором которого является Институт социально-гуманитарных технологий ТПУ, собрало делегации из Перми, Китая, Норвегии и Германии.

Напомним, ранее Томский политех присоединился к проекту Института оценки техники и системного анализа (ITAS) Технологического института Карлсруэ (KIT) «Ответственные исследования и инновации» (Responsible Research and Innovation in Practice, RRI) по исследованию научной работы в вузах. Он стал одним из вузов-ревьюеров, наряду с Аризонским университетом, Токийским университетом, Технологическим институтом Карлсруэ и другими ведущими университетами, на примере работы которых будет оцениваться влияние научных разработок на будущее. Проект поддержан программой Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий «Горизонт 2020».

Добавим, мероприятие, которое будет проходить в Томском политехе до 29 июня, собрало представителей Китайской академии наук и развития технологий (CASTED), Университетского колледжа Осло и Акерсхуса (Норвегия), Технологического института Карлсруэ (Германия) и Пермского национального исследовательского политехнического университета. В течение двух дней ученые и эксперты будут обсуждать промежуточные результаты внедрения принципов RRI на практике, а также подготовку подачи заявки на реализацию следующего этапа масштабного проекта RRI GLOBAL.

От имени ректора ТПУ участников семинара приветствовала проректор по внешним связям Лилия Кирьянова. В своей речи она отметила, что мероприятие, посвященное принципам RRI, хорошо вписывается в современную жизнь Томского политеха. Так как еще 121 год назад университет был основан как институт практических инженеров, и за все время существования в ТПУ появилась традиция социальной ответственности за то, что происходит при участии студентов, выпускников, ученых и профессоров вуза. А основной целью университета остается подготовка инженерной элиты, способной менять экономический и технологический ландшафт всей страны. Сегодня выпускники ТПУ трудятся в различных сферах науки и промышленности, проектируют и запускают спутники, работают с роботами для океана и космоса, являются участниками других масштабных проектов.

«Такой уровень инноваций, с одной стороны, — большое достижение для нас, с другой — огромная ответственность. Поскольку инновации, которые меняют технологический ландшафт, в глобальном плане меняют все остальное. Поэтому, когда два года назад ИСГТ выбрал в качестве своей основной темы исследования социальных и экономических последствий введения инноваций, инициатива получила значительную поддержку ректора.

Специалисты, которых мы готовим, должны думать не только об инженерном первенстве, но и о последствиях, которые их изобретения принесут»,

— подчеркнула она.

В свою очередь директор Института социально-гуманитарных технологий Денис Чайковский сказал, что ТПУ удалось провести уже несколько совместных конференций с Технологическим институтом Карлсруэ, а также плодотворно сотрудничать с Пермским политехническим университетом, и сейчас специалисты готовы к более детальному обсуждению темы, возможных точек роста.

«Тематика реализации принципов RRI очень актуальна, так как университеты должны давать ответы на глобальные вызовы, университеты должны чувствовать, каким образом технологические инновации будут влиять на будущее людей, будущее планеты», — заявил он.

Также на церемонии открытия с презентациями выступили представители других делегаций. Так, президент Китайской академии наук и развития технологий (CASTED) Ху Чжицзинь подчеркнул, что развитие диалога между университетами разных стран позволит снизить социальные риски и негативные последствия внедрения технологических инноваций.

«Сталкиваясь с подобными проблемами, мы должны продолжить изучение взаимосвязи между наукой, технологиями, инновациями и социальным развитием. Нам необходимо продолжить исследование правовых, этических и социальных последствий инноваций, ответственности исследователей и новаторов, социальных последствий технологии и так далее. Я рад видеть, что тема нашего семинара прекрасно отвечает этим вызовам.

Я надеюсь, что эта встреча позволит нам получить более глубокое и всестороннее понимание обозначенных вопросов»,

— сказал он.

А руководитель исследований, старший научный сотрудник Университетского колледжа Осло и Акерсхуса Эллен-Мари Форсберг рассказала о проектах в области внедрения принципов RRI, которые уже реализуются в Норвегии — когнитивное оздоровление человека, биотехническое патентирование и другие программы.

«Я благодарна за предоставленную возможность обсуждать барьеры и мотиваторы внедрения принципов RRI в таком широком масштабе и с такими известными учеными и экспертами, так как последствия развития инноваций становятся глобальной проблемой. Очень важно обсуждать детали и делить ответственность между всеми заинтересованными лицами», — считает специалист.

Отметим, кроме того, в первый день работы семинара члены делегаций посетили с экскурсией музей ТПУ, а представители Китайской академии наук и развития технологий (CASTED) встретились с ректором Томского политеха Петром Чубиком. В рамках встречи он рассказал о направлениях сотрудничества вуза с Китайской Народной Республикой, а президент академии Ху Чжицзинь выразил надежду на дальнейшее развитие партнерских отношений.

Далее членам делегаций предстоит работа в рамках круглых столов, а 29 июня планируется подписание протокола о намерениях между Томским политехническим университетом и Китайской академией наук и развития технологий (CASTED).

Справка:

Европейская инициатива в области Responsible research and innovation (RRI) — это новый подход к оценке результатов исследований и инноваций, который заключается в предвидении потенциальной применимости технологии, соответствии ее социальным ожиданиям, оценке возможных долгосрочных последствий и социальных воздействий результатов исследований и инноваций с опорой на устойчивые исследования и технологии.

Китайская академия наук и развития технологий (CASTED) — подразделение Министерства науки и технологий Китайской Народной Республики. Академия была создана приказом Правительства Китая в 1982 году. С 2013 года приоритетом CASTED является реализация стратегии развития научно-технического комплекса страны в области инноваций. Академия занимается изучением таких основных тем, как развитие взаимодействия между наукой, технологиями и инновациями в условиях Китая, инновационные механизмы стимулирования, направление и способы развития инноваций, а также методы управления инновациями.

Согласно информации из Посольства Китайской Народной Республики, Академия CASTED вносит значительный вклад в научно-технологическое и инновационное развитие Китая, разрабатывая научно-техническую стратегию и подготавливая предложения для эффективной реализации государственной политики для рассмотрения Министерством науки и технологий КНР.

Университетский колледж Осло и Акерсхуса (Норвегия) — самый большой в Норвегии государственный университетский колледж, который насчитывает более 17 000 студентов и 1 850 сотрудников. Основан 1 августа 2011 года в результате объединения Университетского колледжа Осло и Университетского колледжа Акерсхуса. В структуру Университетского колледжа входят четыре факультета (медицинский, факультет образования и международных исследований, факультет социальных наук, факультет инженерии, искусства и дизайна).

Технологический институт Карлсруэ — старейшее техническое высшее учебное заведение в Германии и четвертое в Европе после пражского, парижского и венского технических университетов. В настоящем виде существует с 1 октября 2009 года после объединения Университета Карлсруэ и Научно-исследовательского центра Карлсруэ.

Заметили ошибку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter