En

Дмитрий Седнев: «Важно искать инструменты по созданию «рабочих мест» компаний внутри университета»

Дмитрий Седнев: «Важно искать инструменты по созданию «рабочих мест» компаний внутри университета»

И.о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев принял участие в заседании Клуба ректоров, которое состоялось накануне в рамках полуфинала Всероссийского инженерного конкурса (ВИК), организованного Минобрнауки России.

И.о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев принял участие в заседании Клуба ректоров, которое состоялось накануне в рамках полуфинала Всероссийского инженерного конкурса (ВИК), организованного Минобрнауки России.

Заседание, основной темой которого стала «Карта компетенций инженера 2030», собрало ректоров ведущих вузов, представителей Министерства науки и высшего образования РФ, АНО «Россия – страна возможностей», а также ГК «Росатом», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «РусГидро», АО «ОПК».

«Планируя эту встречу, мы, во-первых, решили пригласить представителей крупнейших работодателей, а во-вторых, добавить в повестку тему «Приоритет 2030» — горизонта ближайших лет, в котором будут жить ведущие университеты страны. Актуальные события еще раз подтверждают, что будущее инженерного образования, особенно в связке, в диалоге с компаниями, куда наши выпускники потом будут трудоустраиваться, безусловно, очень важная сегодня тема», — сказал, обращаясь к участникам, модератор встречи, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель экспертно- аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.

Участники клуба обсуждали, инженеры с какими компетенциями нужны стране, какой работодатель является наиболее интересным для инженеров, как программа «Приоритет 2030» приведет вузы от стратегии к карьерному проектированию для формирования непрерывного развития инженерного кадрового потенциала страны.

Отвечая на вопросы модератора заседания, и.о. ректора Томского политеха Дмитрий Седнев отметил, что вуз глубоко погружен в процессы трансформации подходов к инженерному образованию. Более того, новое понимание инженерного образования является одной из стратегических ставок ТПУ в программе «Приоритет 2030». И эта трансформация немыслима без тесной связки с другими техническими университетами и с промышленностью.

«Очень важно, чтобы студенты были заняты практической деятельностью, которую индустриальный партнер может привнести в вуз. Очень часто предмет разговора с компаниями такой: какую научную, наукоемкую, технологическую деятельность можно операционно перенести в вуз. Для того чтобы студенты уже в стенах университета понимали, как они смогут работать в той или иной компании»,

 — сказал Дмитрий Седнев.

В качестве успешного кейса взаимодействия с индустриальными партнерами он привел пример сотрудничества ТПУ с «Газпром нефтью», в рамках которого в вузе формируется зеркальный центр управления добычей.

«Эта структура будет загружать нам задачи, и студенты-магистры будут учиться там. Коллеги говорят нам о том, что они готовы будут переводить студентов к себе. И таким образом, если мы понимаем, что мы не хотим доучивать и переучивать наших студентов уже внутри компании, необходимо это рабочее место компании создать внутри университета», — подчеркнул и.о. ректора.

Дмитрий Седнев также отметил, что концепция специалиста-одиночки уже неактуальна. Сейчас настало время инженерных команд, где сочетаются разные роли.

«Это необязательно междисциплинарная история, с точки зрения тематик. Это команды, которые собираются по функциональному принципу: когда есть инженер – управленец, ученый и технологический предприниматель. И в вузе очень важно организовать такую систему, чтобы студент во время обучения мог попробовать себя в команде в разных ролях и самоопределиться для более правильного управления своей карьерной траекторией», — рассказал он, добавив, что Томский политех открыт для других вузов для обмена лучшими практиками.

С мнением Дмитрия Седнева о важности взаимодействия вуза с индустрией согласились и другие ректоры – участники заседания. По словам и.о. ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаила Гордина, один из способов ускорить адаптацию студентов на рабочих местах — это вовлекать их в реальные проекты промышленности и даже непосредственно в промышленные коллективы.

«И, чем раньше мы это делаем, тем лучше», — подчеркнул он.

В свою очередь директор образовательных программ департамента управления персоналом госкорпорации «Росатом» Валерий Карезин в своем выступлении сказал, что потребность в высококвалифицированных инженерах у индустрии только растет. Он назвал четыре основных типа специалистов, остро необходимых «Росатому»: инженеры для традиционных бизнесов, в частности для атомных станций большой мощности; инженеры для новых продуктов (водородная энергетика, работа с отходами, вывод из эксплуатации и многое другое); инженеры для международных проектов; инженеры для сложных исследовательских проектов (для работы с установками уровня мегасайнс).