En

Эксперты обсуждают в Томском политехе вопросы аккредитации доступного и качественного образования

В ТПУ стартовал семинар «Актуальные вопросы государственной аккредитации». С докладами на семинаре выступят специалисты Росаккредагентства, Рособрнадзора, а также представители вузов.

Сегодня в Томском политехническом университете стартовал двухдневный семинар «Актуальные вопросы государственной аккредитации». С докладами на семинаре выступят специалисты «Национального аккредитационного агентства в сфере образования» (Росаккредагентство), эксперты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а также представители вузов.

Открывая семинар, ректор Томского политеха Пётр Чубик пожелал коллегам плодотворной работы и рассказал об истории и сегодняшнем дне вуза — приоритетных направлениях развития, достижениях, участии в проекте «5-100».

«Для нас большая честь и уникальная возможность работать сегодня в стенах столь выдающегося вуза как Томский политехнический, спасибо за это Петру Савельевичу Чубику и его команде!»

— сказала в приветственном слове Елена Ефимова, заместитель директора ФГБУ «Россаккредагентство».

В своем докладе, посвященном государственной аккредитации образовательной деятельности, представитель Россакредагентства отметила, что главная цель, которую ставит государство сегодня в этой сфере, — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития и современным потребностям общества и человека. Государственная аккредитация должна подтверждать соответствие образовательных программ вузов федеральным государственным образовательным стандартами (ФГОС).

«Вузы заявляют свои образовательные программы, созданные по собственным стандартам, а задача эксперта — проверить, чтобы содержание этих программ и качество подготовки обучающихся были не ниже, чем государственные стандарты», — сказала Елена Ефимова. Она также напомнила присутствующим, что до 1 января 2017 года нужно переоформить ранее выданные свидетельства о государственной аккредитации и лицензии на осуществление образовательной деятельности.

«На нашей рабочей встрече мы будем говорить не только о повышении оценки качества обучения, но и о самых распространенных случаях и основаниях для отказа в приеме заявлений о проведении государственной аккредитации, о самых распространенных недочетах, которые выявляют эксперты и вместе искать пути выхода», — отметила Елена Ефимова.

Юрий Похолков, президент Ассоциации инженерного образования России (АИОР), ректор ТПУ с 1990 по 2008 год, рассказал присутствующим об опыте участия АИОР в международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Ассоциация инженерного образования России — это общероссийская общественная организация, которая уже более 20 лет занимается вопросами интернационализации инженерного образования, изучает международные стандарты и возможности применения этих стандартов к российской высшей инженерной школе. На сегодня существует 64 региональных отделения АИОР, количество членов Ассоциации достигло 1700. Ассоциация представляет Россию в ряде видных международных организаций — таких, как IFEES — Международная федерация ассоциаций инженерного образования; IEA — Международный инженерный альянс (курирует соглашения: профессиональных инженеров, Вашингтонское, стран Азиатско-тихоокеанского региона); SEFI — Ассоциация инженерного образования Европы. АИОР в составе международных консорциумов также выполняет проекты по программам Tempus, Erasmus.

Юрий Похолков отметил, что один из главных принципов Ассоциации при аккредитации программ — соответствие требованиям работодетелей. Он также обратил внимание присутствующих на тот факт, что в России не развита сертификация профессиональных инженеров.

«В мире, если специалист признан как профессиональный инженер, то его имя занесено в национальный реестр, и он имеет международное признание. Это говорит о высоком уровне качества его образования в этом направлении. В России такого пока нет.

Наша Ассоциация сейчас много делает для того, чтобы добиться принятия закона о профессиональной инженерной деятельности. Тогда будет видно, какие права и обязанности есть у инженера, какие требования ему предъявляются и как контролируется его работа. Все это повысит качество образования».

Елена Ефимова, заслушав выступление Юрия Похолкова, высоко оценила большой опыт и системный взгляд экспертов Ассоциации в сфере оценки качества образования и обратилась к ректорам Томского политеха — нынешнему и бывшему — с просьбой: «Пётр Савельевич, Юрий Петрович, буду просить вас, чтобы Ассоциация инженерного образования России заявила о себе как экспертная организация. Имеющийся ценный опыт нужно распространять». 

Кроме докладов в работе семинара запланирован круглый стол «Внутренняя и внешняя оценка качества образования как главные источники информации для диагностики основных результатов образовательных организаций», панельная дискуссия «Практика разработки основных образовательных программ с учетом профессиональных стандартов» и практикум.