En

Как создать биоразлагаемый полимер и проверить чай на красители, российские школьники узнали на летних школах «Склада ума»

Школьники из Томской, Кемеровской, Пермской областей, Приморского края и республики Бурятия приняли участие в летних школах Центра занимательной науки «Склад ума».

Школьники из Томской, Кемеровской, Пермской областей, Приморского края и республики Бурятия приняли участие в летних школах Центра занимательной науки «Склад ума». Науку вместе с Томским политехом этим летом изучали 150 ребят — это ученики 5-11 классов. Участники летней школы не только занимались подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, но и постигали саму суть тех или иных научных явлений, проводили лабораторные работы и даже разрабатывали собственные проекты. Например, младшие ребята определяли, содержатся ли красители в пакетированном чае разных марок, углублялись в аэродинамику и слушали, как «поет» электричество, а старшие школьники работали над созданием биоразлагаемых полимеров.

За время проведения летней школы специалистами «Склада ума», преподавателями и студентами Томского политеха было проведено 422 урока, а самими ребятами — выполнено 26 проектов к школьным конференциям.

Летняя школа проходила в семь смен, каждая смена длилась по две недели. Занятия в летней школе делятся на несколько частей — это экскурсии; уроки по физике, химии и математике; лабораторные работы; работы над собственными проектами.

Так, на экскурсиях школьники посещали лаборатории в различных институтах Томского политеха, знакомились с работой ученых вуза и теми направлениями и специальностями, которым здесь обучают. Старшие ребята углубленно изучали физику, химию и математику, занимались подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, а, кроме этого, углубленно изучали суть тех или иных физических явлений, ставили собственные лабораторные опыты и даже работали под руководством аспирантов и преподавателей вуза над собственными проектами.

Например, под руководством аспиранта ТПУ Александра Лукьянова школьники работали над тем, как создать биоразлагаемый полимер с четко заданными свойствами. Чтобы понять, как получить те или иные свойства полимера, ребята ставили гипотезы и вместе с аспирантом Томского политеха проверяли их на практике.

Среди других проектов, к примеру, создание приборов, с помощью которых можно быстро измерить напряжение в геологическом пласте, и многие другие интересные темы. После окончания летней смены желающие ребята продолжат работать с ними дистанционно. Затем с готовыми проектами они приедут в Томск и поучаствуют в конференциях ТПУ. Дальше, если они решат поступить в Томский политех, за участие в этих конференциях они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.

Младшие ребята знакомились с физическими и химическими явлениями при помощи занимательных уроков, которые проводили для них сотрудники «Склада ума», а также преподаватели и студенты Томского политеха.

Школьники пробовали своими руками создавать игрушки-лизуны или новомодные спинеры, исследовать те или иные продукты, например, пакетированный чай, на предмет содержания в них красителей, играли в молекулярные «Цепи кованые» и многое другое. А на мастер-классах по аэродинамике ребята пробовали конструировать модели самолетов и проверяли, полетят созданные ими конструкции или нет, и если нет, то — почему.

«Нашей главной задачей было не только помочь ребятам лучше понять те предметы, по которым им предстоит сдавать экзамены, но и объяснить им суть, наглядно показать, где эти физические и химические явления можно увидеть. Например, в природе, на производстве, в быту. Ребятам, которые выбрали для сдачи ЕГЭ физику, мы объясняли, почему им важно изучать также математику и химию. К примеру, выбрал школьник физику для сдачи ЕГЭ, химии много внимания уделять не стал. Поступил в вуз, и на первом курсе у него начинаются занятия по химии. Его дальнейшая работа неотрывно будет требовать знания по всем этим предметам. То же касается и математики. Почти в любой отрасли науки сейчас требуется построить математическую модель процесса. Мы постарались объяснять эти связи на наших междисциплинарных занятиях, а также показывали, что современный ученый все больше и больше работает сегодня на стыке нескольких наук», — рассказывает Анастасия Дмитриева, руководитель Центра занимательной науки «Склад ума».

Кроме этого, для ребят прошло даже несколько лекций по китайскому языку.

«В современном мире без коммуникации просто никак, будь ты ученым или представителем крупной компании. Китайский язык мы решили преподавать в связи с тем, что сейчас укрепляется взаимодействие России и стран ШОС, ведется много проектов, в том числе и научных, между нашей страной и Китаем. Такие курсы у нас проходят не только на сменах, но и в течение всего года для всех желающих ребят», — поясняет Анастасия Дмитриева.

Но, пожалуй, одной из самых главных задач летней смены на базе ТПУ, по ее словам, стала работа со школьниками в области профориентации.

«Мы стараемся работать не только над углублением и развитием технических и инженерных навыков у ребенка, но и показываем ему как можно больше специальностей, знакомим с различными направлениями, чтобы к моменту окончания школы он уже точно знал, что его интересует и кем он бы в итоге хотел стать. Это большой плюс, прежде всего, для молодого человека, который не бросит вуз на третьем курсе, поняв, что выбранная им профессия оказалась не тем, чего он хочет. Определившись с выбором, он не потратит несколько лет впустую на обучение в области, в которой потом не будет работать. Для университета это тоже большой плюс — самоопределившийся абитуриент. Это значит, что став студентом, такой молодой человек будет работать на себя, на свое будущее, понимая, зачем и для чего он получает хорошие отметки, проходит практики, участвует в конференциях», — заключает руководитель «Склада ума».

Справка:

Узнать подробнее о летней школе, кружках, мастер-классах, экскурсиях и других мероприятиях Центра занимательной науки «Склад ума» можно во «ВКонтакте», на портале «Абитуриент ТПУ» в разделе «Довузовская подготовка», а также по телефону +7 (3822) 938-015.