En

На реакторе ТПУ получили первую опытную партию отечественных «чистых» изотопов лютеция для противораковой терапии

На реакторе ТПУ получили первую опытную партию отечественных «чистых» изотопов лютеция для противораковой терапии

Все получаемые в мире изотопы лютеция-177 производят с примесью лютеция-176м, который испускает жесткое гамма-излучение и затрагивает здоровые ткани в организме пациента. Томским ученым удалось решить сложнейшую задачу и получить лютеций-177 без вредных примесей из другого исходного материала.

На исследовательском реакторе Томского политехнического университета наработана первая опытная партия трихлорида лютеция-177 — крайне эффективной основы для терапевтических радиофармпрепаратов. Все получаемые в мире изотопы лютеция-177 производят с примесью лютеция-176м, который испускает жесткое гамма-излучение и затрагивает здоровые ткани в организме пациента. Томским ученым удалось решить сложнейшую задачу и получить «чистый» лютеций-177 без вредных примесей из другого исходного материала. Опытная партия уже отправлена на стороннюю экспертизу и сертификацию в Центр молекулярных исследований (Москва). Образцы полученного на реакторе трихлорида лютеция-177 были презентованы сегодня губернатору Томской области и председателю Наблюдательного совета ТПУ Сергею Жвачкину во время его визита на вузовский реактор.

Фото: наработанные на реакторе ТПУ фосфор-32 и лютеций-177

Отметим, реактор Томского политеха — это единственный действующий вузовский ядерный реактор в России, он включен в перечень уникальных научных установок. Одно из важнейших направлений научных исследований на реакторе — это ядерная медицина. Благодаря такой мегасайнс-площадке Томский политех является одним из ведущих российских центров разработки и производства радиофармпрепаратов — лекарственных средств, содержащих радиоизотопы. Их применяют при диагностике и лечении онкологических заболеваний.

Препараты на основе лютеция-177 крайне эффективны. Их применяют в лечении опухолей костных тканей и внутренних органов.

«177-й лютеций хорош тем, что это мягкий бета-излучатель, он точечно воздействует на пораженные раком клетки. Его используют в передовых клиниках Германии и Израиля. Но проблема в том, что его получают из лютеция-176. И эту примесь невозможно удалить. Мы пошли другим путем, мы используем другой исходный элемент — итербий-176. На нашем реакторе мы его сначала облучаем до иттербия-177, он испытывает бета-распад, и получаем лютеций-177.

И у нас есть возможность отделить иттербий от лютеция. Их отделение происходит в несколько стадий, и вот здесь наше ноу-хау, так как там очень много тонкостей, которые нам удалось реализовать»,

— говорит заведующий научной лабораторией изотопного анализа и технологий ТПУ Игорь Шаманин.

Подобный подход к получению лютеция-177 в России пока нигде, кроме Томска, не реализован.

«Пока никто в стране до опытной партии не дошел, — отмечает ученый. — Сейчас во время экспертизы наш трихлорид лютеция-177 проверяют по его химическим, физическим свойствам. Чтобы дойти до конечного потребителя, до применения в больницах, он должен еще пройти доклинические и клинические исследования».

Справка:

Радиофармпрепараты применяют при диагностике и лечении онкологических заболеваний. Такие препараты с изотопами вводятся в организм пациента в виде раствора, суспензии, или гранул, которые усваиваются организмом, а изотоп, накапливаясь в определенных органах, облучает пораженные клетки, минимально воздействуя на здоровые ткани. При этом ученые ТПУ активно развивают направление тераностики, которое предполагает совместное использование терапевтических и диагностических изотопов.