En

Школьники из Кожевникова напечатали первую деталь для МКС на «космическом» 3D-принтере

Под руководством ученых ТПУ и ИФПМ СО РАН ребята напечатали деталь для МКС по 3D-модели, полученной из РКК «Энергия».

Сегодня школьники из села Кожевникова напечатали первую деталь для Международной космической станции с помощью «космического» 3D-принтера, переданного им учеными Томского политехнического университета и Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН. 

Под руководством сотрудников ТПУ и ИФПМ ученики школы №2 села Кожевникова (Томская область) распечатали первую деталь для МКС размером 50×50 мм по 3D модели, которую специально для первого ознакомительного урока им прислали специалисты РКК «Энергия».

Ребята попробовали самостоятельно загрузить эту модель в программу управления 3D-принтером, опробовали параметры управления уникальным прибором. Затем, в течение двух часов, из загруженной в него полимерной нити принтер напечатал готовую деталь.

Участие в ознакомительном уроке приняло порядка 20 учеников разных классов. Присутствовали на уроке как старшеклассники, которым предстоит в дальнейшем заниматься на «Космических уроках», так и малыши из начальных классов.

«Детям было интересно посмотреть, как из полимерной нити образуется цельная деталь, которая затем будет отправлена на МКС и послужит в дальнейшей работе космической станции. Осознание того, что своими руками они только что сделали часть чего-то большого и значительного, приводила ребят в восторг. Конечно, во время урока они немного стеснялись, но по его завершении мы получили массу восхищенных отзывов», — рассказывает Евгений Колубаев, заместитель директора по развитию Института физики высоких технологий ТПУ.

Следующую деталь для МКС ребята напечатают уже под руководством членов экипажа станции.

Первый «Космический урок» для школьников Томской области стартует через четыре дня, 1 февраля.

Во Дворце творчества детей и молодежи Томска ребята из Кожевниковской школы №2, а также ученики других школ Томска и области, выйдут на прямую связь с Международной космической станцией и станут участниками наземной части космического эксперимента с применением томского 3D-принтера.

Посмотреть онлайн-трансляцию первого «Космического урока»  можно будет на сайте телекомпании ГТРК «Томск».

Обе напечатанные на «космическом» 3D-принтере детали в дальнейшем будут отправлены на борт МКС, как и другие, которые томские школьники впоследствии напечатают под руководством ведущих экспертов в области материаловедения во время «Космических уроков».

Напомним, уникальный образовательный проект «Космические уроки» организуют Роскосмос и Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (РКК). Реализовывать проект будут Томский политех, ИФПМ СО РАН и ТГПУ при поддержке администрации Томской области. Проект направлен на формирование у школьников инженерных навыков и стремления к выбору в будущем технических профессий.

Образовательная программа «Космические уроки» будет проходить на базе Кожевниковской школы №2 — первого филиала детского технопарка «Кванториум», «ядро» которого будет расположено в Томске.

3D-принтер для печати в невесомости разработали ученые ТПУ вместе с коллегами из ИФПМ СО РАН. Разработка позволит российским космонавтам печатать детали, необходимые для работы с оборудованием МКС. Через год точно такой же прибор будет запущен в космос для проведения долгосрочного эксперимента на Международной космической станции, в процессе которого космонавты отработают  технологические режимы 3D-печати в условиях невесомости.

Справка:

В ТПУ реализуется стратегическая академическая единица (САЕ) «Космическое материаловедение». САЕ — это междисциплинарный институт, созданный для реализации научно-исследовательских, магистерских и аспирантских программ. САЕ «Космическое материаловедение» направлена, например, на проектирование материалов с многоуровневой иерархической структурой для создания легких и надежных конструкций ракетно-космической техники нового поколения, создание оборудования и технологий нанесения функциональных градиентных радиационностойких покрытий элементов космических аппаратов, разработку технологий послойного (аддитивного) «выращивания» функциональных изделий в условиях космоса.