Не время временить

| 702

Кому, как не национальным исследовательским университетам, пристало подавать пример своевременной мобилизации ресурсов и переформатирования своей деятельности в ответ на вызовы времени? А также напоминать образовательному сообществу о сроках, отведенных для решения поставленных государством стратегических задач.

«Замалчивать проблему, сопротивляться реформам, кивать на традиции великого прошлого у нас просто нет времени», – с такими словами обратился к коллегам ректор Томского политехнического университета (ТПУ) Петр Чубик, открывая Всероссийскую научно-методическую конференцию «Воспроизводство кадров инженерно-технических специальностей: магистратура, аспирантура, докторантура», прошедшую в октябре по инициативе вуза. На достижение целей, определенных в Стратегии-2020 и включающих закрепление в науке молодых исследователей, остается девять лет.

Однако проблема пополнения рядов специалистов высшей квалификации молодежью по-прежнему остра, несмотря на все предпринятые в последние годы меры: поддержку инновационных программ вузов на конкурсной основе, создание группы ведущих университетов, мероприятия в рамках постановлений Правительства РФ №№218-220, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Как отметил руководитель ТПУ, средний возраст исследователей в вузовской среде сегодня составляет 49 лет, кандидатов наук – 53 года, докторов – 61.

По задумке организаторов конференции, ее главной задачей стала выработка общего видения проблемы и плана конкретных действий на ближайшую перспективу. Вызывает сожаление, что подавляющее большинство участников этого мероприятия составили представители университетов Томска. Как известно, в этом регионе вузовское сообщество накопило немалый новаторский опыт, на 10 тысяч населения здесь приходится 160 исследователей, что в восемь раз превышает средний показатель по РФ. Коллеги из других городов России, не откликнувшиеся на приглашение, лишили себя возможности включиться в актуальный и продуктивный разговор, к которому располагал сам формат конференции.

В ходе панельной дискуссии и круглых столов при поддержке модераторов компании «Метавер» (известной как разработчик форсайтов по развитию образования, а также созданию и ведению образовательных программ, в том числе и для Московской школы управления СКОЛКОВО) участники заслушали экспертов по разным аспектам темы. Потом, разбившись на рабочие группы, тезисно сформулировали свои взгляды на видение проблем и пути их решения, задали вопросы авторам докладов и презентаций. Зримым итогом четырехдневной работы мероприятия стали «карты рисков», составленные при содействии модераторов, а также проект решения конференции, основанный на итогах круглых столов. В качестве рекомендаций он будет направлен в Министерство образования и науки.

В защите не нуждаются?

Одной из тем, которым было уделено особое внимание, стала аспирантура, а точнее – ее низкая эффективность. Актуальность возникающих в связи с этим задач подтверждает недавно созданный в Минобрнауки Департамент научных и научно-педагогических кадров, заместитель директора которого Сергей Пахомов принял участие в конференции. Состояние системы послевузовского профессионального образования, по его словам, на протяжении последних 15-20 лет не может не вызывать опасений, и особенно оно неблагоприятно в технических секторах. С 1998 по 2010 год число защищенных докторских диссертаций по естественным и инженерным наукам уменьшилось с 51 до 39,4%, кандидатских – с 41 до 33,7%. О неэффективном функционировании системы в сложившихся условиях свидетельствует и ряд статистических показателей работы диссертационных советов.

Рост численности аспирантов (в 1995 году – 60 тысяч, в 2010 году – 157 тысяч) сопровождается рядом негативных тенденций. Это, прежде всего, низкий процент выпускников аспирантуры и докторантуры, представляющих к защите результаты диссертационных исследований: около 30% молодых людей выбывают без представления диссертации еще до окончания срока обучения.
«Система послевузовского профессионального образования все в меньшей степени выступает как многоцелевой ресурс воспроизводства и наращивания интеллектуального потенциала страны, – констатировал Сергей Пахомов. – Из более чем 21 тысячи защитивших в прошлом году кандидатские диссертации аспирантуру закончили чуть более 12 тысяч, то есть порядка 62%, из которых 73% (более 9 тысяч человек) завершили обучение в сети послевузовского образования в 2010 году, а 3,5 тысячи – в предшествующие годы...

Дисциплинарная структура послевузовского образования не только не ориентирована на подготовку специалистов по приоритетным направлениям науки, техники и технологии, но и не отвечает реальной структуре кадрового потенциала научной сферы. В 2010 году 48,8% аспирантов и 46,5% докторов наук приходились на общественную и гуманитарную научные сферы, в то время как число работающих там исследователей составляет не более 6% от их общего числа. Реальные бюджетные места для подготовки научных и научно-педагогических кадров не соотносятся с прогнозируемыми потребностями научно-инновационной и образовательной сферы государственного подчинения».

Вот еще «говорящая» статистика, приведенная представителем министерства: в 2010 году вообще не было защит диссертаций по таким приоритетным темам, как «Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов», «Физические поля корабля, океана, атмосферы и их взаимодействие, радиоизмерительные приборы», «Ядерная и радиационная безопасность».

Пора перезагрузки

Конференция дала возможность участникам не только представить проблему в целом, но и оценить масштаб мер, принимаемых Минобрнауки для исправления ситуации, а также ознакомиться с опытом томских коллег, сумевших найти верные стратегические решения в сложившихся обстоятельствах. Как подчеркнул Сергей Пахомов, одной из основных задач Минобрнауки является создание рациональной сети диссертационных советов по всему спектру научных направлений. При определении оценки их необходимого количества следует исходить из среднего показателя защищаемых в стране диссертаций как по регионам, так и по специальностям.

В ведущих вузах и крупных центрах подготовки кадров высшей квалификации с большим числом аспирантов и докторантов могут быть созданы несколько советов по одной специальности. Таких центров у нас более 50. Среди них – Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, МГУ, МИФИ и др. В секторе вузовской науки наибольшее число советов создано в МГУ. Еще одна примета времени – неравномерная загруженность диссертационных советов. Из года в год наибольшее число защит приходится на следующие направления: юриспруденция, медицина, экономика, педагогика, история и психология. Нередки случаи, когда это число превышает 40-50 в год, и качество диссертаций гуманитарной тематики, сошедших с такого конвейера, вызывает справедливые нарекания со стороны как образовательного сообщества, так и экспертов ВАК.

27 июля 2011 года был принят ФЗ №198 «О внесении изменений в ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образовании» и ФЗ «О науке и научно-технической политике». Впервые на законодательном уровне определены структура и функции ВАК как одного из главных элементов системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, усилена экспертная функция комиссии и одновременно уменьшена возможность ее взаимодействия непосредственно с физическими лицами – соискателями ученых степеней. Ключевая роль в работе ВАК отведена взаимодействию с диссертационными советами и анализу их эффективности.

На уровень советов передается компетенция по присвоению докторской степени и сохранено право присваивать кандидатскую. Вместе с существенным расширением самостоятельности диссертационных советов повышаются и требования к их работе, а санкции за нарушение установленных правил ужесточаются. Регламентировать деятельность этих структур будет новое «Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук», об опубликовании проекта которого на сайте министерства представитель департамента сообщил на круглом столе «Деятельность диссертационных советов», состоявшемся в рамках конференции.

Учить ученого!

Показатели работы аспирантуры ТПУ говорят сами за себя: в прошлом году здесь было защищено 140 диссертаций, из них 22 докторские. Повышению качества ее деятельности поспособствовало созданное в НИУ Управление магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В зоне его внимания – выпускники всех вузов РФ и других стран СНГ по направлениям и специальностям подготовки университета. Лучших «сватают» в магистратуру ТПУ уже с 3-4 курсов. Такую функцию, как подчеркнул в беседе с корреспондентом «Поиска» за рамками конференции Петр Чубик, способен выполнять только единый центр, на кафедры рассчитывать не стоит.

Управление наблюдает за учебой магистрантов и рекомендует наиболее перспективных в аспирантуру, где далее, при необходимости, помогает корректировать траекторию работы и обучения. После трудоустройства и защиты аспирантов происходит и отбор будущих докторов.
По многим вопросам подготовки молодых ученых у ректора ТПУ есть собственная позиция, и она не всегда совпадает с мнением его вузовских и академических коллег.

«Многие считают, что аспирантов учить не надо, – говорит Петр Чубик, – они готовятся стать профессиональными учеными. Я лично за то, чтобы определенная часть аспирантской подготовки была направлена на повышение общего развития – обучение системному анализу, теории решения изобретательских задач, теории форсайта и т.п. Понятно, что ректору сегодня аспирантура как третий уровень профобразования невыгодна: фонд оплаты труда выдается по аспирантским головам и является константой, а тратится по учебной нагрузке, которая в таком случае возрастает. Но я за обучение аспирантов, потому что подготовка узких специалистов сегодня уже неактуальна. Выпускник аспирантуры должен иметь широкий кругозор и междисциплинарные компетенции – это ученый будущего».

На пленарном заседании ректор ТПУ заявил также о том, что и незащитившиеся аспиранты, фигурально говоря, имеют право на защиту своих прав как обладатели дополнительного уровня профессионального образования. Диплом об окончании аспирантуры либо право на получение специальной степени могли бы существенно расширить их карьерные возможности.

Затронул ректор и тему отсутствия стимулов у докторов наук к подготовке молодых ученых, сказав о необходимости создания системы общественного признания статуса научного руководителя и научного консультанта. Он также привел в пример США и другие развитые страны, где не принято заниматься в аспирантуре с собственными учениками и брать туда на работу своих же выпускников аспирантуры, чтобы устранить проблему нездоровой конкуренции учителей и их воспитанников. Решение – в развитии академической мобильности.

Отдавая должное полезности ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» как мере социальной защиты молодых ученых, Петр Чубик обратил внимание на недостаточность такой поддержки при имеющемся положении дел: «В 2009-2010 годах ее получили лишь 2,7% аспирантов относительно общего числа участников-победителей. Молодым трудно пробиться в проекты, для них нужны конкурсы по своим правилам, короче говоря, отдельная целевая программа».

Надо добавить, что специалисты ТПУ, где реализуются десятки проектов в рамках ФЦП, продемонстрировали творческий подход к участию в программе: они сделали попытку креативно повлиять на формирование конкурсных лотов. Как рассказала начальник Управления магистратуры, аспирантуры и докторантуры ТПУ Наталья Шепотенко, несколько месяцев назад в Минобрнауки было направлено предложение о включении в тематику конкурсов мероприятия для молодых ученых с форматом, позволяющим максимально сконцентрировать ресурсы при широком охвате участников. В его рамках можно было бы провести несколько олимпиад по электронике, электротехнике, школу-семинар для школьников, молодежную конференцию и конкурс НИР с участием аспирантов и преподавателей. Ответа на свое предложение активисты из ТПУ пока не получили.


В Томском политехническом не боятся новаторских идей, в числе которых есть и поистине революционные. Интеграция с академическими структурами (одна из задач, поставленных Стратегией-2020) здесь развита на высоком уровне – университет плотно сотрудничает с Томским научным центром Сибирского отделения РАН, его ученые преподают в ТПУ и возглавляют кафедры. Магистранты и аспиранты вуза работают в исследовательских лабораториях академических институтов, база которых усилена современным оборудованием, приобретенным благодаря победам вуза в конкурсах ФЦП.

Тем не менее руководство ТПУ и не думает останавливаться на достигнутом. По словам Петра Чубика, сегодня в воздухе уже витает идея объединения университета и Томского научного центра СО РАН. Примером, вдохновившим ректора НИУ, стал Технологический институт Карлсруэ (KIT), образованный в 2009 году путем слияния местного университета (на тот момент – одного из ведущих технических вузов Германии) и федерального научно-исследовательского центра, включавшего 22 академических института.

Подготовлено по материалам газеты «Поиск».