Учиться – хорошо, а учиться профессии – еще лучше

| 1611

В 2010/2011 учебном году отделом социально-психологических исследований информационно-иследовательского центра совместно с отделом организации практик и трудоустройства было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выяснение мнения выпускников ТПУ о качестве образовательного процесса и перспективах их трудоустройства. В опросе приняли участие 700 выпускников различных подразделений ТПУ.

Результаты исследования позволяют констатировать, что выпускники вуза высоко оценивают уровень организации учебного процесса в университете. Самую высокую оценку получили такие параметры, как компьютерное обеспечение, оснащение аудиторий и методическое обеспечение образовательного процесса. Напротив, более критичные отзывы получили направленность учебного процесса в целом на овладение будущей специальностью, научно-исследовательская работа студентов и техническое оснащение лабораторной базы.

Бесспорно, одним из самых значительных факторов, влияющих на качество образования в вузе, является уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава. В связи с этим выпускникам, принявшим участие в опросе, предлагалось оценить методику преподавания, знание предмета, владение современными средствами обучения и умение установить контакт с аудиторией преподавателей различных блоков дисциплин.

Полученные данные позволяют констатировать весьма отрадный факт. Респонденты высоко оценили уровень профессионализма преподавателей ТПУ – от 4,3 до 4,8 балла. При этом следует отметить, что несколько выше по сравнению с другими параметрами выпускники оценивают знание предмета преподавателями всех блоков дисциплин. Существенных отличий в оценках профессионализма преподавателей в зависимости от института/факультета обучения исследование не выявило.

Исследование также позволило выяснить мнение выпускников 2011 года об уровне знаний и навыков, приобретённых ими за время обучения в университете (средний балл):

Знания
по специаль
ности

Практические навыки

Владение совр. техникой

Знание
современных технологий производства

Организа-торские способности

Способность к инновац. деятельности

Коммуникатив-
ные навыки и умение работать в команде

ФТИ

4,6

4,5

4,7

4,4

4,4

4,5

4,7

ИНК

4,2

3,8

4,4

4,1

4,2

4,1

4,4

ИПР

4,5

4,2

4,4

4,1

4,3

4,2

4,7

ИФВТ

4,5

4,3

4,5

4,2

4,4

4,5

4,8

ЭНИН

4,3

3,7

4,3

4,0

4,2

4,1

4,5

ИК

4,4

4,1

4,5

4,2

4,3

4,3

4,6

ИЭФ

4,2

3,5

4,1

3,7

4,4

4,0

4,7

ГФ

4,3

3,7

4,3

4,0

4,3

4,0

4,6

4,4

4,0

4,3

4,1

4,3

4,2

4,6

Результаты исследования, представленные в таблице, демонстрируют, что в целом выпускники 2011 года удовлетворены полученными практическими навыками. На общем фоне достаточно высоких оценок именно по данному параметру зафиксированы оценки ниже 4-х баллов у респондентов ИЭФ, ГФ, ЭНИНа, ИНК (3,5; 3,7; 3,7; 3,8 балла соответственно). Следует отдельно отметить наиболее низкие самооценки выпускников инженерно-экономического факультета, как приобретённых за годы обучения практических навыков (3,5 балла), так и собственных знаний современных технологий производства (3,7 балла). Это, на наш взгляд, напрямую коррелируется с зафиксированной самой низкой (по сравнению с оценками респондентов других подразделений) оценкой такого параметра, как направленность учебного процесса в целом на овладение будущей специальностью (3,4 балла).

Как показал проведенный опрос, в целом хорошо оценены организация и результаты преддипломной производственной практики. Однако обращает на себя внимание существенный разброс в оценках такого параметра, как подготовка практики со стороны института/факультета. Так, если респонденты ЭНИНа, ИФВТ, ФТИ, ИПР, ИК вполне удовлетворены (4,3; 4,2; 4,2; 4,1; 4,0 балла соответственно), то мнение выпускников ИНК, ИЭФ и ГФ заметно более критично (3,7; 3,4; 3,1 балла соответственно).

Комплексная оценка готовности к будущей профессиональной деятельности.

Судя по полученным данным, только половина всех опрошенных выпускников 2011 года имеют чёткое представление о характере, содержании и условиях будущей профессиональной деятельности (52,1 %). 41,2% респондентов «в общих чертах представляют, чем им придётся заниматься в дальнейшем в рамках своей профессии», а небольшая часть опрошенных (5,1%) имеет весьма приблизительное представление о будущей трудовой деятельности.

Таким образом, в ходе анкетирования обнаружена несколько противоречивая картина: с одной стороны, для выпускников в целом характерна достаточно высокая оценка приобретенных за время учебы знаний по специальности (диапазон средних значений оценок в различных подразделениях колеблется от 4,2 до 4,6 балла), но, с другой стороны, они отметили невысокий уровень осведомленности о специфике своей будущей профессиональной деятельности.

На наш взгляд, выявленное несоответствие объясняется достаточно большим разбросом оценок опрошенных выпускников различных структурных подразделений такого параметра, как «направленность учебного процесса в целом на овладение будущей специальностью» и самооценок приобретенных за годы обучения практических знаний. Анализ полученных результатов вновь указывает на необходимость изменений учебного процесса в ТПУ с целью большего «погружения» студентов в будущую специальность, особенно в тех подразделениях, где наиболее велика доля не вполне осведомлённых о своей будущей профессиональной деятельности.

В задачи исследования входило также выявление ситуации, связанной с наличием мест распределения у выпускников ТПУ. У подавляющего большинства опрошенных выпускников на момент анкетирования место для распределения (89,1%) было. Причём более чем половине выпускников это место было предложено непосредственно университетом или при его содействии во время прохождения производственной практики (44,1% и 18%, соответственно). Однако около четверти респондентов пришлось искать место будущей работы самостоятельно, так как их не устроили варианты, предложенные вузом, либо они вообще не получили никаких предложений со стороны ТПУ (12,1% и 11,5%, соответственно).

В целом большинство опрошенных выпускников ТПУ в той или иной степени удовлетворены деятельностью администрации своего института/факультета по содействию им в дальнейшем трудоустройстве (37,6% – полностью, 36% – скорее удовлетворены). При этом следует отметить, что по сравнению с результатами аналогичного опроса 2010 года выявлена некоторая положительная динамика: несколько снизилась доля респондентов, неудовлетворенных данным направлением деятельности администрации своего подразделения (суммарный показатель неудовлетворённости в 2011 г. составляет 13,6% против 20,3% в 2010 г.).

Судя по полученным данным, более всего удовлетворены деятельностью администрации своего института по содействию им в трудоустройстве опрошенные выпускники ИФВТ и ИПР (55,8% и 51,1%, соответственно удовлетворены полностью), напротив, менее всего – респонденты ГФ, ИЭФ и ИНК (лишь 7,9%; 23,9% и 26,4%, соответственно), что вполне закономерно, учитывая ситуацию с распределением.

В заключение анкеты предлагалось ответить на вопрос, намерены ли респонденты рекомендовать наш вуз своим родственникам, друзьям. Как показало исследование, значительное большинство всех опрошенных выпускников 2011 года с абсолютной уверенностью утвердительно ответили на поставленный вопрос (69,3%), что свидетельствует об их достаточно высокой степени удовлетворенности обучением в ТПУ в целом.

В ходе анкетирования выпускники высказали свои замечания и пожелания относительно организации образовательного процесса в ТПУ и дальнейшего трудоустройства. Всего было получено около 400 высказываний, которые были проанализированы и сгруппированы в смысловые блоки. Ниже приводится дайджест высказываний опрошенных выпускников:

1. Акцентировать внимание на практическую составляющую образовательного процесса, а также увеличить количество аудиторных часов по специальным предметам:

  • «Практики очень мало и недостаточно. Нужно, как минимум, 2 раза в учебный год».
  • «Активнее взаимодействовать с предприятиями, проводить экскурсии у потенциальных работодателей».
  • «Как примеры, для студентов необходимы занятия с людьми, реально работающими на производстве, приносящем прибыль».
  • «Устраивать более продолжительные производственные практики».
  • «Сделать акцент именно на реалии производственного процесса, как такового!!!»
  • «Увеличить количество аудиторных часов для дисциплин по специальности».
  • «Меньше общеобразовательных предметов на 1-2 курсах, дублирующих школьную программу. Знания, полученные на этих этапах обучения, на 80% забываются и/или не применимы/не нужны в будущей профессиональной деятельности. За счёт этих часов следовало бы добавить часы спец. предметов и как можно раньше знакомить студента с будущей профессией».
  • «Больше практики, теория должна чем-то подкрепляться каждый семестр.
  • «Усовершенствовать преподавание английского языка, больше практических занятий, связанных со специальностью».

2. Оптимизировать организацию трудоустройства:

  • «Увеличить «географию» распределения».
  • «Наладить контакт с предприятиями».
  • «Искать больше вариантов распределения на предприятия».
  • «Иметь более тесные связи с работодателями, с бывшими выпускниками ТПУ».
  • «Повышать качество предлагаемых рабочих мест. Отслеживать соответствие уровня работ предлагаемым специальностям».

3. Необходимость обновления лабораторной базы:

  • «Обновить приборы в лабораториях».
  • «В лаборатории старое оборудование».
  • «Побольше научно-исследовательского оборудования и работы для студентов. Глубокие интеграции в работу различных НИИ».
  • «Хотелось бы обновления стендов для проверки лабораторных работ».

Алиса БЕЗПРОЗВАННЫХ