Стабилизация. Модернизация. Опережающее развитие

| 767

Ректор Томского политехнического университета Пётр Чубик принял участие во встрече Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева с экспертами «Открытого Правительства». Предметом обсуждения стали важнейшие для «Открытого Правительства» и гражданского общества в целом темы – закон об образовании и государственная программа «Развитие образования на период с 2013 по 2020 год».

Начиная разговор с экспертами, Дмитрий Медведев отметил важность закона для дальнейшего развития российского образования и необходимость его скорейшего принятия.

«Сам законопроект был доработан и еще по моему поручению был размещен на сайте 1 декабря 2010 года. А сейчас у нас конец июля 2012 года, – заметил премьер.

Я обсуждал закон об образовании и с нашими политическими партиями, есть различные варианты и версии соответствующего закона, но пора его принимать.

Я хотел бы поблагодарить всех, кто работал над законопроектом в последнее время: в документах все-таки были учтены самые, может быть, важные и принципиальные вещи. И сегодня этот документ, по мнению большинства специалистов, уже готов к тому, чтобы его отправлять для дальнейшей работы в Государственную Думу. Там тоже, конечно, будет много разговоров, будет много дискуссий, но это неплохо. В конечном счете, надеюсь, мы получим хороший документ, во всяком случае, документ, который в гораздо большей степени отражает современное состояние российского образования, нежели все другие документы, в настоящий момент действующие в нашей стране».

Дмитрий Медведев предложил экспертам «Открытого правительства» дать свои заключения относительно содержания законопроекта и программы, охватывающих все уровни образования – от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации. Выступающие отметили активное участие профессионального сообщества и общественности в обсуждении законопроекта, большое количество поступивших и внесенных замечаний и поправок.

Член «Открытого правительства», директор центра образования «Наследник» Любовь Духанина выразила общую точку зрения экспертов о задачах, которые необходимо решить при помощи нового закона:

«Закон обязан решить три основные задачи. Стабилизация: как обеспечить социальную справедливость и социальную стабильность в сфере образования. Вторая задача – это модернизация. Как привести систему образования в соответствие с новыми требованиями времени и социальными условиями? Как закрепить современную модель образования? И третья задача – задача опережающего развития. Как обеспечить опережающее развитие в условиях нового социокультурного и технологического уклада?».

Научный руководитель Института развития образования «Высшая школа экономики» Исаак Фрумин, рассматривая программу развития образования в Росси в контексте международных вызовов, отметил, что страна пока не тратит на образование долю ВВП, сопоставимую с долей стран-конкурентов. По его словам, в ряде сегментов есть проблемы качества, на которые указывают и соответствующие международные исследования. Лишь неболльшая доля российских вузов могут претендовать на лидерство в мировой университетской системе.

«Основная цель госпрограммы – акцент на качество, достижение нового качества, при условии, конечно, сохранения достигнутой доступности – адекватна, потому что она отвечает на такие сегодняшние проблемы, как определенная архаичность целого ряда элементов нашей системы, на неудовлетворенность работодателей и части населения, – считает эксперт. – Мы конкурируем реально глобально по качеству. Еще раз хочу подчеркнуть, по доступности мы находимся в лидерах, в том числе по доступности высшего образования, это очень важное достижение. Но теперь надо строить на этом достижении стратегию выхода на конкурентоспособное качество, с этой точки зрения в госпрограмме предложены точные подходы».

Депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин, касаясь ситуации с преобразованием высших учебных заведений, обозначил проблему аккредитации вузов.

«Сначала законопроект предполагал ликвидировать академии. После протестов решили убрать виды вузов вообще, оставить только категорию университетов. Обращаю внимание: университета как вида вузов нет, вообще нет видов вузов, но категории университетов остались. Большинству вузовского сообщества не очень понятно, по каким критериям будет проводиться аккредитация. К сожалению, ответ на мой запрос по этому поводу Министерству образования и науки ясности не принес. Если аккредитация пойдет по критериям университетов, большинство ее просто не выдержат. Вообще, Дмитрий Анатольевич, нет доказательств того, что крупные вузы непременно лучше по качеству образования. В мире обычно лучшие по качеству образования – средние вузы по размеру, а самые крупные вузы по качеству образования обычно бывают средними».

Председатель Правительства прокомментировал мнение эксперта.

«Я согласен, что размер вуза не гарантирует его качество, – сказал Дмитрий Медведев. – Хотя, если говорить откровенно, в нашей стране пока гарантирует: в принципе – нет, а в нашей стране – пока да. Чем крупнее вуз, тем все-таки, как правило, в нашей стране выше уровень образования, в силу того, что просто крупными являются классические университеты, классические инженерные вузы. Но нет, конечно, правил без исключений, много появилось новых хороших образовательных учреждений, которые и небольшие по размеру, и дают качественное образование. Но, что, на мой взгляд, абсолютно очевидно, я надеюсь, с чем вы не будете спорить,

общее количество высших учебных заведений в нашей стране превосходит все разумные рамки».

Предоставить больше возможностей для партнерства бизнеса, вузовской науки и образования предложил Председатель совета директоров ЗАО «Р-Фарм» Алексей Репик.

«Мы слышали, что родитель – это заказчик образования. Я считаю, что и бизнес – это заказчик образования. И я хочу начать с того, Дмитрий Анатольевич, что хотел Вас поблагодарить лично за Ваш персональный вклад в развитие государственно-частного партнерства в образовании. На первой встрече «Открытого Правительства» мы познакомились с присутствующим здесь Петром Савельичем Чубиком.

Наше знакомство и общий интерес к профобразованию дали практические результаты, и на базе ТПУ мы вместе создали Академию фармацевтической и биотехнологической промышленности, которая уже успешно реализуется. Мы построили первый образовательный центр, разработали и утвердили магистерскую программу «Инжиниринг в фармацевтике и биотехнологической промышленности». Небольшой, по меркам нашей страны, но практический результат помогает в движении к общей, очень серьезной цели – устранению существующего разрыва между потребностями экономики и предложением, которое образовательная система может сейчас нам дать.

Создание такого интерфейса, с помощью которого бизнес сможет проактивно ставить задачи подготовки кадров, – это вопрос глобальной конкурентоспособности нашей экономики. Мы должны иметь возможность влиять на ситуацию и объяснять, какие специалисты, в каком количестве и в какие сроки требует бизнес. И одним из путей решения этой задачи может служить создание и развитие системы частно-государственных партнерств в образовании».

На встрече присутствовали представители вузов и общественных организаций, прозвучали темы заработной платы и социальной поддержки педагогов, лицензирования дошкольных учреждений, качества образования и направлений развития ЕГЭ, коррупции в образовании и многие другие.

В завершение встречи Председатель Правительства отметил:

«У меня масса претензий к тому, как выглядит наша современная конструкция образования. И, тем не менее, я все-таки вижу, что она не мертвая, она развивается.

В системе стало довольно много денег, и что бы там ни говорили, общее количество денег, находящихся в системе образования, сейчас просто на порядок больше, чем еще совсем недавно.

Это не дает моментального эффекта. Здесь нет прямого перехода количественных изменений в качественные, но, в конечном счете, это все равно скажется. Но от нас зависит рациональное распределение этих денег, и в данном случае я имею в виду не только Правительство, на Правительстве, естественно, прямая ответственность за это лежит, я имею в виду – от всех нас, от образовательного сообщества. Потому что именно вы способны вычленить правильные приоритеты, куда эти деньги могут пойти, как их лучше расходовать, каким образом нам принять вот эту самую государственную программу, документ исторический, весьма и весьма нужный.

Что же касается закона? Получив от вас мандат на рассмотрение вопроса в Правительстве, я передам ваше мнение членам Правительства. Надеюсь, завтра мы этот законопроект рассмотрим и отправим в Государственную Думу».

С полным текстом стенограммы встречи можно ознакомиться здесь.