Вровень с сильными

| 623

На июньском заседании участников Вашингтонского соглашения (Washington Accord), которое прошло этим летом в Сиднее (Австралия) в рамках Мероприятий международного инженерного альянса (IEA Interim Meeting 2012), Ассоциация инженерного образования России (АИОР) стала пятнадцатым полноправным членом этой авторитетной международной организации.

Что означает это для отечественной высшей школы рассказывает председатель Аккредитационного совета АИОР, проректор по образовательной и международной деятельности Национального исследовательского Томского политехнического университета, профессор Александр Чучалин:

— Десять лет эксперты АИОР бились за создание и развитие национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов в области техники и технологий, соответствующей международным стандартам. Особенно напряженно работу вели последние пять лет, с 2007 г., когда АИОР, получив статус «Washington Accord Provisional Member», активно совершенствовала структуру и нормативную базу Аккредитационного центра, критерии и процедуры его работы, непрерывно при этом подвергаясь проверкам со стороны комиссий Washington Accord.

Требования Washington Accord к результатам обучения в вузах по инженерным программам формируются, исходя из норм компетенций профессиональных инженеров, определяемых международной организацией Engineers Mobility Forum. Причем требования к выпускникам вузов ? будущим инженерам, разрабатываются Washington Accord во взаимосвязи с требованиями к выпускникам колледжей – будущим техникам и технологам, которые определяются такими международными профессиональными организациями, как Dublin Accord и Sydney Accord, соответственно. Согласованность международных стандартов подготовки специалистов в области техники и технологий на различных уровнях образования, а также требований к компетенциям профессиональных инженеров, техников и технологов является исключительно важным фактором развития инженерного дела в странах-участниках. Результат достигается тем, что все указанные организации входят в Международный инженерный альянс (International Engineering Alliance), координирующий аккредитацию образовательных программ в области техники и технологий в вузах и сертификацию профессиональных квалификаций специалистов, работающих на производстве.

На основе согласованных международных критериев организации-участники Washington Accord оценивают качество инженерного образования и признают «существенную эквивалентность» аккредитованных инженерных программ, реализуемых в вузах стран-членов Вашингтонского соглашения. Высокое качество подготовки выпускников вузов по аккредитованным программам способствует их дальнейшей сертификации, профессиональной мобильности и успешному трудоустройству в странах – участниках International Engineering Alliance.

Например, в соответствии со стандартами Washington Accord, одним из основных критериев качества вузовских образовательных программ в области техники и технологий является требование подготовки выпускников к комплексной инженерной деятельности. Характеристики комплексной инженерной деятельности, требования к профессиональным компетенциям инженеров и соответствующим им атрибутам выпускников вузов изложены в основополагающем документе IEA Graduate Attributes and Professional Competences.

Сравнительный анализ требований этого документа, российских государственных образовательных стандартов (ГОС) второго поколения и действующих аккредитационных критериев АИОР показал, что международным стандартам Washington Accord вполне отвечают национальные требования к программам подготовки дипломированных специалистов. К такому выводу пришли международные эксперты на основе анализа нормативной базы, посещения ряда ведущих российских вузов и детального изучения аккредитуемых АИОР образовательных программ, их материального, методического и организационного обеспечения, оценки результатов реализации программ и изучения профессиональной карьеры выпускников.

В результате присоединения Ассоциации инженерного образования России к Washington Accord в качестве полноправного члена организации, образовательные программы подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологий в российских вузах, аккредитованные АИОР, получают международное признание. Это дает возможность выпускникам в перспективе пройти сертификацию и регистрацию в качестве «международных профессиональных инженеров» (International Professional Engineer, IPE) в регистре Engineers Mobility Forum, что значительно повысит их конкурентоспособность и профессиональную мобильность во всем мире.

В 2011 г. российская высшая школа, в том числе национальная система инженерного образования, массово перешла на уровневую подготовку бакалавров и магистров по федеральным государственным стандартам (ФГОС) третьего поколения. Министерством образования и науки РФ утверждены новые ФГОС подготовки более, чем по сотне направлений и специальностей, относящихся к области техники и технологий. Среди них большинство (около 60 %) регламентирует подготовку бакалавров и магистров, и лишь 40 % ? подготовку специалистов. Это означает, что через несколько лет начнется массовый выпуск бакалавров техники и технологий, которые придут на смену дипломированным специалистам, в настоящее время составляющим основу инженерного корпуса страны.

Массовый переход на уровневую систему подготовки бакалавров и магистров является серьезным вызовом национальной системе инженерного образования. На этот вызов техническим вузам необходимо своевременно и адекватно ответить разработкой в рамках новых ФГОС образовательных программ, которые обеспечат подготовку выпускников-бакалавров к комплексной инженерной деятельности.

Это вполне возможно, так как согласно ФГОС, требования к подготовке бакалавров нового поколения стали более практико-ориентированными по сравнению с требованиями ГОС второго поколения. Программы бакалавриата по содержанию профессиональной подготовки приближаются к программам специалитета, что позволяет надеяться, что удастся решить основную задачу формирования у бакалавров в области техники и технологий компетенций, необходимых для ведения комплексной инженерной деятельности.

Сравнительный анализ структуры образовательных программ и требований ФГОС к результатам обучения бакалавров и специалистов по большинству технических направлений и специальностей показывает, что в части гуманитарных и социально-экономических знаний, а также естественнонаучной и математической требования для подготовки их практически одинаковы. Отличия заключаются в профессиональном обучении и практике.

Требования ФГОС к профессиональной и практической подготовке бакалавров и специалистов отличаются по объему и содержанию. В образовательных программах для специалистов за счет большей длительности обучения значительное внимание должно уделяться специализированной подготовке, то есть ориентированной на конкретные виды, объекты и предметы инженерной деятельности. Планируется, что за счет более длительной практики специалист будет лучше подготовлен к работе на конкретном производстве, знать образцы используемой на промышленных предприятиях техники, владеть технологиями. В итоге должно сокращаться время адаптации специалиста на рабочем месте.

В образовательных программах для бакалавров также предполагается углубленная подготовка, в том числе связанная с профилем программы, однако в меньших объемах за счет меньшего срока обучения. Что же касается базовой подготовки бакалавров и специалистов в области техники и технологий к комплексной инженерной деятельности, то для большинства технических направлений и специальностей согласно ФГОС она планируется практически одинаковой.

Для оценки качества и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, которые в настоящее время разрабатываются вузами в рамках новых ФГОС по техническим направлениям и специальностям, АИОР скорректирует критерии и соответствующим образом согласует их с международными стандартами.

Такая работа уже проводится с 2007 г. Она была начата после утверждения Министерством образования и науки РФ концепции и макета ФГОС третьего поколения и присоединения АИОР к Вашингтонскому соглашению в качестве ассоциированного члена. Важным фактором, стимулировавшим эту работу, явилось также создание в 2006 г. с участием АИОР Европейской сети по аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education, ENAEE) в рамках развития Болонского процесса.

Эксперты АИОР еще в 2004 – 2006 гг. совместно с экспертами профессиональных инженерных организаций Германии, Франции, Великобритании и других европейских стран, а также Федерации инженерных организаций Европы (FEANI), принимали активное участие в разработке европейских стандартов качества и аккредитации инженерного образования (EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Education). В 2006 г. АИОР вошла в европейскую сеть ENAEE в качестве полноправного члена-основателя организации и была авторизована на присвоение «европейского знака качества» EUR-ACE Label аккредитованным программам российских вузов.

Стандарты EUR-ACE конкретизируют требования Dublin Descriptors и A Framework for Qualification of the EHEA, разработанных в рамках Болонского процесса, к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ первого и второго уровней.

В результате сравнительного анализа требований EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и требований EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, применяемых в странах-участниках Washington Accord к бакалаврам в области техники и технологий, разработаны рекомендации для совершенствования аккредитационных критериев АИОР при введении в действие ФГОС третьего поколения.

Суть изменений в том, что новые критерии АИОР для аккредитации программ подготовки бакалавров и специалистов по техническим направлениям и специальностям в рамках ФГОС будут согласованы с требованиями EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, а для аккредитации магистерских программ ? критерии, согласованные с EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes. При этом главным критерием обеспечения качества подготовки и тех, и других должно стать требование подготовки их к комплексной инженерной деятельности. Для магистерских программ в данном случае необходимо считать основным критерием подготовку к инновационной инженерной деятельности.

Комплексная инженерная деятельность сложна и многокомпонентна, она охватывает широкий спектр решений различных инженерных и других задач в процессе проектирования, производства и эксплуатации технических объектов, систем, технологического оборудования. Подготовка к комплексной инженерной деятельности должна основываться на базовых и углубленных (бакалавриат) или специализированных (специалитет) математических, естественнонаучных, социально-экономических и профессиональных знаниях, применяемых в междисциплинарном контексте.

Для подготовки бакалавров к комплексной инженерной деятельности в ведущих университетах мира реализуется концепция CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate), разработанная в Массачусетском технологическом институте (MIT, США) с участием ученых, преподавателей и представителей промышленности. С 2012 г. Национальный исследовательский Томский политехнический университет координирует сетевой проект BENG «Модернизация бакалавриата в области техники и технологий на основе международных стандартов инженерного образования», в том числе CDIO. Проект финансируется Фондом СКОЛКОВО, привлекаются международные эксперты, в первую очередь из MIT. В проекте участвуют ведущие национальные исследовательские университеты страны: ТПУ, МИФИ, МФТИ, МИСиС, ГУВШЭ и СГАУ им. С.П. Королева, обеспечивающие подготовку бакалавров в области техники и технологий по приоритетным направлениям Центра СКОЛКОВО: энергетика, ядерная энергетика, информационные технологии, биотехнологии, авиация и космос.

Инновационная инженерная деятельность, характерная для магистров, основывается на глубоких фундаментальных и прикладных междисциплинарных знаниях. Она направлена на разработку и создание новой техники и технологий, обеспечивающих новый социальный и экономический эффект, а потому особо востребованных и конкурентоспособных. С 2010 г. ТПУ ведет проект ECDEAST «Engineering Curricula Design aligned with EQF and EUR-ACE Standards» (европейская программа TEMPUS), посвященный проектированию магистерских инженерных программ в контексте участия России в Болонском процессе. Участниками проекта являются ТПУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбПУ, ENAEE, Европейская ассоциация инженерного образования SEFI, а также ряд европейских вузов.

В настоящее время оценку качества образовательных программ в области техники и технологий в российских вузах в рамках национальной системы общественно-профессиональной аккредитации АИОР производит с использованием девяти критериев. Действующие требования к компетенциям выпускников образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов, соответствующих ГОС второго поколения, изложены в Критерии 5 «Подготовка к профессиональной деятельности».

С учетом новых вызовов, связанных с массовым переходом национальной системы инженерного образования на уровневую подготовку бакалавров и магистров при сохранении специалитета в рамках ФГОС третьего поколения, уже разработан проект новых требований Критерия 5 АИОР. Требования к компетенциям специалистов, согласованные с требованиями EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, будут введены в действие при общественно-профессиональной аккредитации программ в российских вузах уже с 2013 г. Они будут применяться до 2016 г. в отношении программ подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологий, реализуемых по ГОС второго поколения.

Новые требования к компетенциям бакалавров, согласованные с требованиями EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, будут введены в действие с 2015 г., после первого выпуска бакалавров, подготовленных по программам в рамках ФГОС третьего поколения. Требования к компетенциям магистров в области техники и технологий, согласованные с EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes, будут применяться с 2013 г. после первого выпуска магистров, подготовленных в рамках ФГОС.

Таким образом, в период массового перехода высшей школы России к уровневой системе высшего образования и внедрения ФГОС третьего поколения будет обеспечено международное признание аккредитованных АИОР образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по техническим направлениям и специальностям в рамках организаций Washington Accord и European Network for Accreditation of Engineering Education - мировых лидеров в области гарантий качества инженерного образования.

Новые требования Ассоциации инженерного образования России к уровневым образовательным программам в области техники и технологий, согласованные с международными стандартами, будут опубликованы в ближайшее время на Internet-сайте Аккредитационного центра АИОР по адресу www.ac-raee.ru.

Александр Чучалин,
Проректор по образовательной
и международной деятельностиТПУ
для газеты «Поиск»

Справка:

Вашингтонское соглашение было подписано в 1989 г. профессиональными организациями, ответственными за аккредитацию инженерных программ в вузах развитых стран, таких как США, Канада, Великобритания и ряда других. В последнее время полноправными членами Washington Accord были аккредитующие организации 14 стран, а среди ассоциированных членов числились организации Германии, Индии, России…

Участники Вашингтонского соглашения уже более двух десятилетий занимаются разработкой и совершенствованием международных стандартов инженерного образования в условиях развития науки, техники и технологий, непрерывного изменения требований к подготовке специалистов со стороны промышленности. Актуальный перечень основных требований к компетенциям выпускников инженерных программ (IEA Graduate Attributes and Professional Competences) был утвержден на Международном инженерном конгрессе в Японии в 2009 г. Позднее формулировки этих требований подверглись доработке и уточнению.