Крeдиты для аспирантов

| 1532

Томский политехнический университет ждут очередные нововведения. На этот раз они коснулись аспирантов вуза. Ректорат, состоявшийся 5 октября, принял решение о введении процесса обучения аспирантов в рамках Федеральных государственных требований.

Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) утвердило Министерство образования и науки РФ в марте прошлого года. Согласно им в новом 2012-2013 учебном году аспирантуру ждет ряд нововведений. О том, как они отразятся на обучении аспирантов ТПУ, рассказала начальник Управления магистратуры, аспирантуры и докторантуры вуза Наталья ШЕПОТЕНКО.

– Наталья Анатольевна, так что же ждёт аспирантов политехнического с этого учебного года?

– Грома среди ясного неба не случилось. Произошло то, что неизбежно должно было произойти. Россияне привыкли считать себя продвинутыми во многих сферах, наши профессора более старшего поколения искренне убеждены, что система подготовки научных работников в СССР была безупречной. Но нет уже ни Союза, ни тех успехов, когда мы шли «впереди планеты всей…». В прошлом и те времена, когда студенты, молодые учёные достигали поставленной цели вместе с преподавателем, с научным руководителем под пристальным его оком и безграничной опекой.

Уместны были и муштра, и натаскивание, и, как теперь говорят, тренинги. Многое изменилось вместе с технологиями: времени на разжевывание материала и раскачивание катастрофически не хватает. Весь мир учитывает, что информация постоянно удваивается, требуется жить по другим, чем было принято в нашей стране, технологиям. Другой стала система не только общения, но и добычи знаний. Россия вступила в ВТО, и мы неизбежно должны привыкать жить и работать по законам мирового сообщества.

– В прошлом году были изданы Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (читай аспирантура) и высказаны рекомендации по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре. Что это за собой влечёт?

– Весь мир аспирантов учит. У нас тоже так было, но только на более личностном, дружеском посыле. А современная система позволяет вывести этот процесс на другой, качественный уровень. Если вернуться в недавнее прошлое, то можно вспомнить, что на весь наш университет приходилось порядка 100 аспирантов и около 10 защит кандидатских диссертаций в год. К такому небольшому количеству человек можно было относиться более индивидуально.

Сейчас в ТПУ принята Программа развития университета как национального исследовательского, есть плановые показатели по подготовке специалистов высшей квалификации, и ежегодно в вузе должно защищаться более 100 только кандидатских диссертаций. А когда мы в год принимаем больше 200 аспирантов, уже нет возможности позволить себе роскошь готовить каждого индивидуально. Для того чтобы оптимизировать время научного руководителя, аспиранта нужно учить навыкам, которыми он должен обладать при защите своей квалификационной работы. Кадры высшего достоинства для этого нужно тщательно готовить и квалификацию им давать как можно лучше.

– Так из чего же теперь будет состоять обучение аспирантов?

– Аспиранты остались представителями элитной подготовки, а нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования, как и прежде, в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме – четыре года. Зато с этого учебного года ТПУ пришёл к единой системе оценки, принятой во всем мире. А она – в присвоении кредитов (система перевода и накопления кредитов ECTS – The European Credit Transfer System).

К примеру, на исследовательскую компоненту отводится 183 кредита. Образовательная компонента, которая вызывает больше всего разногласий, составляет 27 кредитов. А кандидатские экзамены никто не отменял, и «тянут» они на три кредита. В этом (в получении кредитов) и состоит нововведение. Хотя в нашем вузе никаких революций не предвидится, мы просто опираемся на основы и эволюционируем.

Создана рабочая группа из представителей учебного и научного управлений, которая составила учебный план подготовки аспиранта.

«В прежние годы аспирант также сидел за партой, изучая историю, философию и иностранный язык. Сейчас к этому добавились аудиторные часы занятий по спецпредмету, знания по которому прежде аспирант получал напрямую от научного руководителя. Теперь дисциплины по выбору аспиранта составляют 12 кредитов».

Чтобы разработать программы по обязательным дисциплинам, была создана группа из 79 экспертов – по количеству специальностей. Так что, уважаемые аспиранты, дерзайте, пробуйте! Ещё один плюс – по желанию или по необходимости можно прослушать тот или иной курс в другом университете, единая система подготовки аспирантов теперь это позволяет. Вместе с научным руководителем также можно выбрать перечень необходимых аспиранту дополнительных дисциплин и изучить их. Это воспитывает самостоятельность, возможность рассчитывать, в основном, на собственные силы и даёт навыки принимать собственное решение – очень редкие в современном мире.

Факультативные дисциплины базируются на примере работы Школы молодого учёного.

Моё четкое убеждение, что аспиранта надо учить исследовательской деятельности. Не секрет, что большинство даже не знает, как выигрываются гранты, как правильно пишутся статьи, да и сама диссертационная работа. И владение методологией здесь крайне необходимо.

Кто поможет в этом, как ни опытные специалисты, которые есть в нашем университете? В ТПУ мы внушаем научным руководителям, что они несут ответственность за своих подопечных и обязаны доводить их до заветной защиты кандидатской. Некоторые воспринимает дополнительные хлопоты в штыки. И не удивительно, потому что после простого анализа выяснилось, что количество защитившихся у таких – минимальное.

Этому есть уважительная причина – серьезная занятость наших профессоров, поэтому задача научить аспиранта самостоятельности – проблема общеуниверситетская. Необходимо стремиться к тому, чтобы в конечном итоге диплом кандидата наук после трех-четырех лет обучения получили все.

Немаловажно ещё и то, как настроить аспиранта на работу, чтобы плодотворной она была не в последние год-два, а с первого дня поступления в аспирантуру. Когда есть чёткий график работы, это дисциплинирует, структурирует и приносит положительный эффект.

И ещё: аспирант сегодня имеет право выбора, например, где ему изучать иностранный язык – на кафедре в собственном институте, или в соседнем. Личностно-ориентированный подход позволяет выбрать того преподавателя, который даст наиболее серьезные знания, а заодно и выявить его профессионализм и человеческие качества.

– Действительно, без знания иностранного языка молодого учёного сейчас трудно представить. Как без него в зарубежных командировках, на стажировках, при чтении серьёзных научных журналов, в публикации собственных исследований, наконец?

– Кстати, важно, чтобы он ещё и понимал: поездка за границу на работу или по выигранному гранту – не поощрение, это возможность расширить кругозор и посмотреть со стороны на то, что ты делаешь, и хорошо ли ты это делаешь.

– На что ещё стоит обратить внимание при знакомстве с нововведением?

– Долго дискутировали, как будут называться учебные группы аспирантов. Решили пойти по традиционному пути, принятому в ТПУ, учесть и год поступления, и ввести нумерацию специальностей. Пример: группа А2-50: «А» – это аббревиатура аспиранта, «2» – год приёма – 2012-й, «50» – порядковый номер специальности. Занятия в аудиториях у аспирантов начнутся уже в ноябре.

– Знаю, что не все политехники однозначно восприняли обязательную учёбу аспирантов…

– Именно поэтому ректор ТПУ Пётр Савельевич Чубик принял решение о проведении общего собрания научных руководителей, заведующих кафедрами, председателей и учёных секретарей диссертационных советов, которое состоится 31 октября в 17.00 в Международном культурном центре ТПУ, и на котором ещё раз для более широкой аудитории будут разъяснены нововведения, сделана презентация, прозвучат ответы на все вопросы заинтересованных лиц. Рассчитываем на конструктивный обмен мнениями.

– У аспирантуры начинается новая жизнь?

– Другая. Она серьёзно опирается на то хорошее, что было в системе образования прошлых лет, но становится более упорядоченной и систематизированной. Время диктует отходить от системы личного удобства и принять необходимость работать эффективнее и результативнее, как требование времени. Думаю, на общем собрании многое будет досконально расставлено по местам.

Галина ВЕНДЕЛЕВА