ТПУ «сверил часы» с работодателями

| 851

Чего ждут томские предприятия от выпускников вузов, как отразятся перемены высшей школы на подготовке инженеров, и почему российские университеты должны ориентироваться на международную практику? На эти вопросы отвечали руководители Томского политехнического университета и топ-менеджеры крупнейших компаний-работодателей региона на собрании членов Некоммерческого партнерства «Межотраслевое производственное объединение предприятий и организаций Томска» (НП МПО), прошедшего недавно в ТПУ.

Потенциал предприятий – вузам

В Межотраслевое производственное объединение сегодня входят 35 промышленных предприятий и организаций Томска, таких как ЗАО «Сибкабель», ОАО «АК» Томские мельницы», ОАО «НПЦ «Полюс», ОАО «Манотомь», ОАО «Сибэлектромотор», ОАО «Томский электромеханический завод», и т.д.

С 34 предприятиями МПО Томский политехнический имеет соглашения о сотрудничестве, готовит для них кадры. Так, в прошлом году от предприятий Томской области поступило 122 заявки с предложениями трудоустройства выпускников ТПУ, и половину из них вуз смог удовлетворить. В этом году запрос на новые кадры у работодателей региона вырос, впрочем, как и интерес к этим предложениям у выпускников: поступило 152 заявки-вакансии, 107 из которых были заполнены.

Однако это не удовлетворяет всех потребностей предприятий региона. Работодатели ждут специалистов, способных решать конкретные проблемы, существующие на предприятиях. Сегодня руководство вуза вновь призывает к диалогу работодателей – как и какими способами учить нужных промышленности специалистов.

«Очень правильно, что мы здесь встречаемся, – обратился к членам МПО ректор ТПУ Петр Чубик. – Это позволяет нам, Томскому политехническому университету, довести до вас все происходящее в высшей школе, и что называется, сверить часы. Вы должны не только знать то, что делается, но и подсказывать нам, как в той ситуации, которая сегодня существует в нашей стране, выходить из боя победителем. Мы готовим выпускников для вас, и от того, как будут выстроены наши взаимоотношения, будет в немалой степени зависеть и качество подготовки выпускаемых специалистов».

По словам проректора ТПУ по образовательной и международной деятельности Александра Чучалина, сотрудничество с предприятиями-работодателями должно происходить на всех этапах обучения – от планирования и разработки образовательных программ до курирования научных работ студентов ведущими практиками предприятий, трудоустройства и оценки качества образования.

«Нам очень важно использовать материальную базу и кадровый потенциал ваших предприятий, в частности – при реализации образовательных программ, – обратился проректор ТПУ к промышленникам. – Это может быть создание базовых кафедр вуза при предприятии, или наоборот, создание лабораторий и R&D центров при вузах, организация стажировок преподавателей вуза на предприятии… Организация практик, руководство курсовым проектированием, исследованиями, разработками, выпускными квалификационными работами, ориентированными на актуальные задачи предприятий, проведение практико-ориентированных семинаров, мастер-классов».

Вызовы инженерного образования

«Сверять часы» с работодателями в ТПУ начали с краткого экскурса о положении дел в современном высшем инженерном образовании и вызовах, которые сегодня ему брошены. Основных вызовов три – массовизация, низкий конкурс в инженерные вузы и массовый переход на уровневую систему подготовки. Ректор ТПУ о каждом из них рассказал подробно.

Массовизация. С 1993 по 2011 годы студентов стало в три раза больше, а школьников практически в два раза меньше. Сегодня в вузы, по разным оценкам, поступает от 80-95% выпускников школ, в то время как в советские годы в вузах учились всего 20% бывших школьников. Таким образом, вузы столкнулись с тем, что они вынуждены учить студентов разной школьной подготовки – условно говоря, сильных, средних и слабых. Высшей школе в таких условиях непросто выпускать одинаково хорошо подготовленные кадры.

Что делается?

Произошла унификация нормативно-подушевого финансирования платных и бюджетных мест. В России стоимость обучения бюджетных студентов выше, чем стоимость обучения студентов, которые обучаются на коммерческой основе. В ТПУ обучение одного бюджетного студента обходится государству 230 тысяч рублей в год, тарифная политика для «платников» с этого года – от 112 тысяч. В скором времени платное образование должно стоить не меньше 230 тысяч рублей.

Планируется со следующего года введение порогового балла ЕГЭ по профильному предмету на уровне 50-55 баллов, что также отсеет большое число слабых студентов. Благодаря этим мерам, планируется к 2015 году сократить численность студентов в российских вузах на один миллион.

«Много это или мало? На мой взгляд, это немного остроту массовизации ослабит, но все равно высшее образование будет массовым и впредь, потому что ни одна политическая сила не возьмется его отменить. Это тенденция общемировая», – отмечает ректор.

Низкий конкурс в инженерные вузы. Ситуация с массовизацией, применительно к техническим вузам, еще более усугублена тем, что сегодня только каждый четвертый выпускник школ сдает ЕГЭ по физике. То есть конкурс на технические направления и специальности потенциально в четыре раза ниже, чем на все остальные. Такие тревожные тенденции наблюдаются не только в России, но и во всем мире. Зарубежные специалисты связывают кризис инженерного образования с несоразмерностью сложности инженерной профессии и оплаты труда инженеров. В России ситуация усугубляется практически 20-летним технологическим застоем.

Что делается?

Повышенные стипендии студентам и аспирантам, которые обучаются по приоритетным направлениям. По словам ректора ТПУ, сегодня в вузе 76 студентов получают стипендию от 30 до 50 тысяч рублей. Намечен путь создания при ведущих вузах лицеев-интернатов. Есть предложения сократить контрольные цифры приема на технические направления и специальности, что должно увеличить конкурс. Это касается, прежде всего, тех направлений и специальностей, где низкий балл ЕГЭ поступающих – лесная, сельскохозяйственная, рыбная отрасли.

Массовый переход на уровневую подготовку. «Ее все ругают… Однако в условиях массовизации высшего профессионального образования уровневая подготовка позволяет на конкурсной основе из числа бакалавриата отобрать лучших, из них подготовить действительно элиту, – считает ректор ТПУ. – Это примерно те же самые 20% советских инженеров. В этом году в магистратуру ТПУ поступили выпускники 55 вузов. Еще не было массового выпуска бакалавриата, он будет в 2015 году. Тогда конкурс в магистратуру будет гораздо выше, и мы там действительно отберем самых лучших».

Что делается?

«Трудности с уровневой подготовкой есть, но они относятся не к магистратуре, а к бакалавриату, потому что иная поставлена задача – за четыре года подготовить бакалавров. Причем, есть сильные (с ними нет проблем), средние и слабые студенты. Из всех, включая средних и слабых, нужно подготовить тех, кого рынок труда примет. Для того, чтобы эту задачу решить, ТПУ перешел на личностно-ориентированную образовательную среду: по-разному учим тех, кто к нам поступили с разным уровнем подготовки. 60% студентов имеют качественную подготовку, примерно 10% – элитники, и 30% тех, кто имеет способности ниже среднего.

В основной траектории мы закладываем к основным образовательным программам требования, предусмотренные не только федеральным государственным стандартом – ниже этого требования мы не должны опускаться, но и требования международных аккредитующих и сертифицирующих организаций.

Мы готовим элитных студентов. Я бы хотел обратить ваше внимание, что этим занимаются и ведущие мировые вузы. Например, в MIT конкурс составляет 10 человек на место. На втором курсе они набирают порядка 300 человек на элитную программу, на третьем курсе из них остается 100, а на четвертом – 30. Из тех, кто хочет стать лидером, к концу срока обучения оставляют только каждого десятого. Хотел бы заметить, что в ТПУ программу подготовки элитных студентов начали в 2004 году, а в MIT – в 2006-м.

Наконец, адаптированные программы – программы на уровне федерального государственного стандарта (ФГОС), на том уровне, ниже которого мы не можем опускаться. Мы получаем от государства специалистов на уровне ФГОС. Для того, чтобы мы готовили кадры более высокого уровня, мы должны работать с предприятиями, бизнесом. Крупные компании уже поняли, что им нужны элитные специалисты, у них и возможности есть таковых получать. Мы открыли целый ряд центров с такими компаниями как Газпром, Сибур, Росатом, Р-Фарм, где готовим элиту в магистратуре».

Ориентироваться на зарубежный опыт – необходимость

Ассоциация инженерного образования России, в состав которой входят политехники, уже более 10 лет строит и развивает общественно-профессиональную национальную систему оценки качества инженерного образования в вузах, образовательных программ и сертификации специалистов. Сейчас она занимается пересмотром критериев оценки, которые, с одной стороны, необходимо адаптировать к требованиям новых ФГОСов, с другой – к международным требованиям.

«Основным критерием качества подготовки бакалавров и специалистов станет комплексная подготовка к инженерной деятельности, а для магистров – подготовка к инновационной деятельности. Это основные отличия подготовки бакалавров, специалистов и магистров», – отмечает Александр Чучалин.

Проект критериев по оценке качества образовательных программ уже подготовлен. В одном из них очень подробно расписаны требования к профессиональным компетенциям на каждом уровне подготовки. Это фундаментальная подготовка, способность выполнять инженерный анализ, заниматься инженерным проектированием, исследованиями, инженерной практикой, специализацией с ориентацией на рынок труда. Туда же входят и некие универсальные общекультурные компетенции, такие как требования подготовки в области проектного и финансового менеджмента, коммуникации, индивидуальной и командной работы, профессиональной этики, профессиональной ответственности, требования быть готовым к образованию в течение всей жизни.

«Эти проекты требований сейчас проходят обсуждение. В ближайшем будущем нам предстоит принять эти критерии за основу и вооружить ими высшие учебные заведения, которые сейчас занимаются разработкой образовательных программ в рамках нового ФГОСа. Мы сопоставили эти требования с международными стандартами: где-то они совпадают в точности, где-то два критерия соответствуют одному, и в европейскую систему они также хорошо вписываются. Для бакалавров эти требования планируют ввести с 2015 года – с первого массового выпуска, для магистров с 2013 года», – говорит проректор ТПУ.

Как пояснил ректор вуза, сегодня Ассоциация инженерного образования России при разработке критериев оценки качества инженерного образования вынуждена ориентироваться на зарубежные профессиональные стандарты, так как своих в России до сих пор нет. Попытки их создания предпринимались неоднократно, однако результата они не принесли.

«Сегодня работа снова на новом витке, когда закончится – неизвестно. Но нам ведь надо жить и работать. Поэтому мы просто ориентируемся на лучшую мировую практику, мы вынуждены это делать», – говорит ректор.

«Мы научились работать с бакалаврами»

Массовый выпуск бакалавров в стране начнется через три года, в ТПУ – через два. Они придут на смену дипломированным специалистам, которые в настоящее время составляют основу инженерного корпуса России. Как отмечает проректор ТПУ по образовательной и международной деятельности Александр Чучалин, массовый переход на уровневую подготовку – вызов системе образования, на который вузы должны ответить разработкой новых образовательных программ.

«Новые ФГОСы в части подготовки бакалавров стали более практико-ориентированными по сравнению с предыдущей версией. Программа бакалавриата, по сути, приближается к программам специалитета. Бакалавров также можно подготовить к комплексной инженерной деятельности, так как все дисциплины в стандартах прописаны одинаково, отличие – в профессиональной подготовке и практике», – говорит проректор ТПУ.

По его словам, практическая подготовка бакалавров и специалистов отличается как по объему, так и по содержанию. Продолжительность программы подготовки дипломированных специалистов составляет 5- 5,5 лет. В этом случае больше внимания уделяется специализированной подготовке, ориентированной на конкретные виды, объекты инженерной деятельности. Это, с одной стороны, сокращает время адаптации выпускников на рабочем месте, с другой, в условиях, когда знания, технологии обновляются очень быстро, узкоспециализированная подготовка теряет смысл.

«Когда мы готовим студентов в течение 5 лет к работе с конкретными предметами, объектами, эти предметы через пять лет могут совершенно изменится», – отмечает Александр Чучалин.

Руководители предприятий-членов межотраслевого производственного объединения разделились во мнениях: одни консервативно настаивают на том, чтобы вузы поставляли им дипломированных специалистов, другие уже научились работать с бакалаврами и довольны результатом уровневой подготовки.

«Мы научились работать с вашими бакалаврами. Мы их берем техниками первой категории, в течение двух лет, учась в магистратуре ТПУ, они работают на предприятии. Адаптация лучше, это позволяет в последние два года выбирать специфику обучения, делая упор на науку», – отметил заместитель гендиректора ООО «НПЦ «Полюс» Юрий Попко.

Сегодня на предприятии работает 537 выпускников ТПУ, ежегодно 20 студентов проходят там дипломирование. В прошлом году там ввели именные стипендии для тех, кто поступает в аспирантуру. За защиту кандидатских и докторских диссертаций предприятие выплачивает денежное поощрение.

За сохранение старой школы подготовки кадров выступил заместитель генерального директора ЗАО «НПФ «Микран» Александр Ащеулов. Он отметил, что на предприятии высоко ценят инженеров Томского политехнического университета прошлых лет, которые составляют 16,5% от численности сотрудников предприятия. В административно-управленческом персонале работает 26 политехников, начальниками производственных подразделений – 16, конструкторами – 25 человек, технологами – 30 человек, инженерами разного назначения – 18.

«Мы даем возможность вашим инженерам быть инженерами с большой буквы, делаем им соответствующий почет и уважение. Проблем у нас по вопросам и поставки кадров ТПУ нет, только благодарность», – отметил Александр Ащеулов.

В будущем для работы с предприятиями Томский политехнический университет планирует создать специальный центр, который будет курировать исполнение соглашений. Как отметил ректор, каждый договор, заключенный с предприятиями, входящими в МПО, должен работать.

Президент Ассоциации инженерного образования России и профессор ТПУ Юрий Похолков предложил начать работу с поиска проблем. Он пригласил членов МПО Томска принять участие в экспертном семинаре, на котором они смогут назвать самые острые проблемы каждого конкретного предприятия. Решать эти проблемы будут совместно представители университетов, научных организаций и промышленных предприятий. По словам Юрия Похолкова, в результате этой работы будут подготовлены образовательные программы, по которым будут готовить специалистов с необходимыми компетенциями.