Форсайт: основные тренды образования будущего

| 1383

Российские эксперты мирового уровня, среди которых был и политехник, составили «дорожную карту» высшего образования России до 2030 года, выявляя тренды будущего, которые помогут отечественным вузам выйти на мировой уровень. «Форсайт-Флот» собрал лучших экспертов в разных отраслях на двух пароходах, во время одного «кругосветного» путешествия они провели ряд форсайт-исследований и сформировали образы будущего инновационной экономики, образования, медицины, подготовки новых специалистов.

На основе проведенных исследований эксперты создали «дорожные карты» – по ним будут сформированы инициативы, которые будут переданы на рассмотрение правительству Российской Федерации.

Это мероприятие уже второй год подряд проводит Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Российским управленческим сообществом (РУС), Российской венчурной компанией (РВК) и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ). В рамках направления «Образование и кадры» проводилось 5 форсайтов: детских образовательных сервисов, школьного, вузовского и дополнительного образования, а также форсайт компетенций.

Томский политехнический университет на «Форсайт-Флоте-2013» представлял эксперт Лаборатории технологического прогнозирования Кирилл Половников. В качестве основных результатов, имеющих важное значение для Томского политехнического университета он отметил несколько трендов и тенденций.

«Нового и полезного достаточно много. Очень важные моменты были в плане перспектив ближайшего будущего – что ждет систему образования в России и мире с учетом существующих тенденций. Например, одна из основных тенденций – смена формата «система образования» на «сферу образования». Мы привыкли, что у нас все образование государственное, задается госстандартами, но так как сейчас появляется все больше новых игроков на рынке образовательных услуг, очень большая часть рынка этих услуг переходит в негосударственный сектор. И эта тенденция сохранится в будущем. Вузам придется что-то предпринимать, чтобы оставаться, с одной стороны, держателями образовательных стандартов, с другой – не раствориться в большом количестве операторов образовательных услуг».

Он отметил, что эксперты прогнозируют в ближайшие годы отказ от формата единого государственного экзамена в ведущих европейских странах. Например, к 2015 году Великобритания собирается заменить аналогичный школьный экзамен сочинением. В течение 7-10 лет прогнозируется появление полноценных возможностей для «внесистемного образования». Человек сможет приобрести нужные знания, навыки и компетенции, не заходя в образовательную систему. К 2025 году эксперты прогнозируют устаревание такого формата как «диплом об окончании учебного заведения».

Глобализация образования и экспансия зарубежных образовательных франшиз

 В Россию придут «университеты для миллиарда» (такие как Coursera, EdX и пр.), предоставляющие русскоязычные курсы, которые по качеству и эффективности педагогики легко могут превзойти то, что дают российскому студенту национальные университеты. Сегодня русские студенты составляют вторую по численности аудиторию Coursera. Причем, это не просто отдельные курсы, их уже начинают выстраивать в длинные образовательные цепочки и дополняют системой найма, тем самым получая эффективную систему отбора кадров со всего мира.

Поляризация вузовского образования на элитное (офф-лайн) и массовое (онлайн)

На фоне огромного количества многопользовательских онлайн курсов, предлагаемых бесплатно или достаточно дешево («образовательный фаст-фуд»), все большую ценность будет приобретать «живое», «присутственное» офф-лайн образование, которое станет привилегией небольшого числа людей. Наблюдается тренд на повышение ценности персональной передачи знаний.

Прозрачность вузовской системы

В ближайшие пять-десять лет в России будут появляться новые форматы, направленные на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования. Например, системы оценки курсовых и дипломных работ, онлайн-рейтинги вузовских преподавателей, создание электронных дипломов – с фиксацией всех работ и экзаменов в электронном виде, а также создание профиля компетенций как замены трудовой книжки.

Повышение значимости дополнительного образования

Дополнительное образование трансформируется в сферу непрерывного образования в течение всей жизни. Более того, через 10-15 лет оно станет более значимым, чем высшее образование. Этому также будет способствовать увеличение числа выпускников вузов с некачественным высшим образованием. Курсы и программы дополнительного образования и повышения квалификации должны стать более короткими, но более интенсивными, при этом в ближайшее время будут востребованы курсы для населения от 45 лет и старше.

Размывание границ между инженерами, управленцами и рабочими

Этот процесс определяется влиянием глобальных экономических трендов и сменой технологий в производстве, проектировании и управлении. Современные сложные высокотехнологичные производства требуют комбинированных технологических и управленческих компетенций. Поскольку производственные и сервисные процессы начинают осуществляться в программируемых рабочих средах, то современный рабочий – это одновременно еще и инженер с хорошим знанием программирования и технических процессов в разных отраслях. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время «рабочими» будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными: программисты, веб-дизайнеры, 3D-проектировщики и др.

Кластеризация вузов, бизнеса и профессиональных сообществ

В ближайшие десять лет в России усилится роль вузов исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг себя распределенные мультикластеры различных образовательных форматов, работодателей и сообществ. Если углубленной интеграции вузов с профессиональными сообществами не произойдет, то сохранившийся разрыв в подготовке кадров для новой экономики России усилится. И это подорвет потенциал страны в глобальной конкуренции, поскольку существующее высшее образование становится все больше оторвано от потребностей общества и бизнеса. Оно все меньше связано с рынком трудоустройства: вуз ставит перед студентом одни задачи, работодатель ожидает исполнения других.

Геймификация в образовании

Геймификация способствует лучшему вовлечению в образовательный процесс и в той или иной степени применяется во многих ведущих университетах мира уже сегодня. Происходит массовое включение игр и симуляторов в учебные курсы (особенно для новых отраслей, а также при переподготовке для создания команд). Данный тренд также подкрепляется внедрением геймификации во многие технологические процессы в бизнесе. Так, по оценкам экспертов, к 2015 году рынок геймификации достигнет $15 млрд, и она проникнет во все сферы человеческой деятельности. Тренды: игра как норма жизни, игра как стандарт деятельности.

Smart Grid в электроэнергетике

В ходе Форсайт-Флота был разработан контур дорожной карты «Смарт-грид в электроэнергетике Российской Федерации до 2030 года», в которую включены пять последовательных шагов: разработка стандартов «Смарт-грид в электроэнергетике РФ»; включение мероприятий по созданию смарт-грид в отраслевые программы компании электроэнергетики с государственным участием; запуск региональных пилотных проектов по созданию микро-грид и смарт-грид; внедрение программ развития местных и локализация иностранных поставщиков технологических решений для смарт-грид на территории РФ; создание национального центра превосходства в смарт-грид для электроэнергетики с последующим выходом на создание национального интегратора (создание смарт-грид «под ключ»).

По итогам работы группы ее участники сформировали первое партнерство в сфере поставки решений для проектирования модульного микрогрид «Уличное освещение». В состав партнерства вошли: Bel-LED, Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», ГК «ПЛМ – Урал – Делкам-Урал».

Это направление напрямую связано с разработками лаборатории Моделирования энергетических систем кафедры ЭЭС ЭНИН (всережимный моделирующий комплекс). После поездки руководству ТПУ было озвучено предложение рассмотреть вопрос сотрудничества в данном партнерстве.

«Сейчас нам нужно приложить много усилий, чтобы университет продвинулся в мировые рейтинги. «Дорожные карты», которые были построены на пароходах, и тренды, которые были выявлены, мы будем обязательно использовать при построении дальнейшей деятельности и развития университета, – говорит Кирилл Половников. – Направление, которое было выбрано университетом – правильное, остается его заполнить правильным содержанием – проектами, которые соответствуют выбранным трендам».