Петр Чубик: история и перспективы развития кафедры бурения скважин ТПУ

| 1175

С 24 по 27 ноября в Томском политехническом университете проходит Всероссийская научно-техническая конференция «Проблемы научно-технического прогресса в бурении скважин». С докладом на пленарном заседании конференции выступил ректор ТПУ профессор Пётр Чубик. Предлагаем вашему вниманию текст доклада.

Сегодняшняя конференция приурочена к празднованию шестидесятилетия кафедры бурения скважин, которая является преемницей кафедр техники разведки месторождений полезных ископаемых и бурения нефтяных и газовых скважин. Я имею отношение к сегодняшнему празднику не только как ректор, но и как выпускник кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых и в течение почти двух десятилетий — ее сотрудник, как бывший заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин, как инициатор объединения этих двух кафедр в одну и, наконец, просто как профессор этой кафедры.

В нынешнем году мы также отмечаем 60-летие первого выпуска горных инженеров по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» и тридцатилетие с того момента, когда была создана кафедра бурения нефтяных и газовых скважин.

История 

Открытию в 1954 году в Томском политехническом институте кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых предшествовали более пяти десятилетий становления и развития горно-геологического образования и горно-геологической науки в старейшем техническом вузе в азиатской части страны. Основные направления подготовки будущих разведчиков недр были сформулированы Владимиром Афанасьевичем Обручевым в начале 20-го века. По его инициативе на горном отделении Томского технологического института была открыта разведочная специальность, студенты старших курсов которой изучали проходку горных выработок, их крепление, водоотлив, освещение, обогащение полезных ископаемых. Будущие горные инженеры готовили дипломный проект, который содержал план разведки конкретного месторождения. В программу обучения входила и геологическая практика, в ходе которой студенты, помимо прочего, осваивали навыки работы с геологоразведочной техникой того времени.

Началом подготовки к открытию кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых можно считать 1927 год. Именно в этом году Сибгеолком (Западно-Сибирское отделение Геологического комитета), который возглавлял ученик В.А. Обручева, будущий академик Михаил Антонович Усов, получил первые станки вращательного бурения Крелиус. До этого в разведочном деле применялись только станки ударно-канатного бурения типа Кийстоун. Освоение новой техники и внедрение ее в практику разведочных работ М.А. Усов поручил выпускнику ТТИ, ассистенту кафедры геологии Иннокентию Александровичу Молчанову. Во дворе Сибгеолкома (ныне это 6-й учебный корпус ТПУ по ул. Усова, 9) появилась буровая установка и под руководством И.А. Молчанова началась курсовая подготовка буровых мастеров «крелиусного бурения». В конце 1931 года И.А. Молчанов возглавил кафедру разведочного дела, которая разместилась на площадях 6-го учебного корпуса. Во дворе корпуса развернулся буровой полигон. В самом корпусе, в одной из аудиторий (сегодня это аудитория № 107), пол опустили на 2 метра и смонтировали буровую установку, на которой студенты стали осваивать практические навыки бурения. Эта аудитория и по сей день служит тому же делу.

В 1949 году на базе кафедры разведочного дела, которую в ту пору возглавлял Абрам Александрович Белицкий, была открыта подготовка по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых». Первая группа студентов новой специальности получила шифр 249 (2 — ГРФ, 4 — номер специальности, 9 — год поступления).

При этом квалифицированных преподавателей, учебно-методической базы для подготовки специалистов в области технологии и техники разведки месторождений полезных ископаемых в тот период в институте попросту не было. Поэтому становится понятной та настойчивость и то упорство, которые проявил ректор ТПИ Александр Акимович Воробьев в борьбе за выпускника аспирантуры при кафедре бурения скважин Московского геологоразведочного института (МГРИ), молодого кандидата технических наук Степана Сулакшина. Степан Степанович, как и его супруга Галина Алексеевна, тоже горный инженер, уже получили распределение в свой родной институт и горячего желания ехать в неведомый Томск не испытывали. Но ректор Воробьев подключил свои связи в отделе науки и высшего образования ЦК КПСС и Минвуз перераспределил чету Сулакшиных. Так в 1952 году Томский политехнический институт приобрел двух замечательных преподавателей и ученых, одному из которых суждено было стать основателем кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых и многолетним — в течение 32-х лет — ее заведующим. 22 ноября Степану Степановичу Сулакшину исполнилось бы 95 лет, светлая ему память…

Кафедра в «эпоху Сулакшина»

Но вернемся в 1954 год, который в рамках темы моего доклада был ознаменован двумя событиями: весной состоялся первый выпуск горных инженеров по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых», а в сентябре была открыта кафедра техники разведки месторождений полезных ископаемых. Исполняющим обязанности заведующего кафедрой был назначен С.С. Сулакшин, позднее избранный на эту должность по конкурсу.

…Естественно, что на плечи Степана Степановича, как заведующего, легла вся основная учебно-методическая и организационная работа по становлению новой кафедры. Достаточно сказать, что его учебная нагрузка в тот период превышала 900 часов в год, в связи с чем по ходатайству администрации ТПИ Минвузом было разрешено выплачивать ему полуторный оклад.

В первый год своего существования на кафедре было всего семь преподавателей. Назову имена этих первопроходцев: Петр Федорович Пальянов, Владимир Иннокентьевич Молчанов — сын профессора Иннокентия Александровича Молчанова, Юрий Николаевич Глазырин, Владислав Иванович Коряков, Вениамин Михайлович Матросов, Анатолий Алексеевич Сорокин (последние двое, кстати, выпускники ТПИ по новой специальности).

Начав с крайне скудной материально-технической базы (не было даже пишущей машинки и за печатание необходимых документов и материалов заведующему приходилось платить машинисткам канцелярии ТПИ свои личные деньги), коллектив кафедры под руководством С.С.Сулакшина проделал огромную работу по созданию полноценных условий для подготовки высококвалифицированных специалистов в области технологии и техники разведки месторождений полезных ископаемых.

Говоря об истории развития кафедры в «эпоху Сулакшина», я бы хотел отметить системный, новаторский и творческий подход Степана Степановича к организации работы по всем направлениям ее научно-образовательной деятельности.

Пять базовых принципов Сулакшина: это актуальные образовательные программы, современное учебно-лабораторное и производственное оборудование, активная научно-исследовательская деятельность, тесные связи с предприятиями, продуманная кадровая политика.

Запомните эти пять базовых принципов, я к ним еще вернусь.

С.С. Сулакшин всегда стремился к тому, чтобы подготовка специалистов в области технологии и техники разведки месторождений велась в соответствии с требованиями времени, запросами отрасли. Отсюда — принцип постоянного совершенствования, как сказали бы сегодня, модернизации образовательных программ, учебных планов, содержания профилирующих дисциплин. Благодаря его усилиям, Томский политехнический институт получил право вести обучение студентов по новой специальности по своему индивидуальному, а не типовому учебному плану. В те времена такая льгота была лишь у Московского геологоразведочного института.

Сотрудниками кафедры были разработаны и введены в учебные планы новые профильные дисциплины, в том числе по направленному бурению, основам разрушения горных пород и удаления продуктов разрушения при бурении скважин, технологии бурения скважин на жидкие и газообразные полезные ископаемые, основам проектирования буровых машин и механизмов и другие. Семь программ, разработанных на кафедре, были утверждены Минвузом СССР в качестве типовых для всех вузов страны. (Автором одной из них — «Промывочные жидкости и тампонажные смеси» является ваш покорный слуга). По учебникам и учебным пособиям, написанным Сулакшиным и другими сотрудниками кафедры, будущие инженеры-буровики учатся и сегодня.

Второе направление, постоянно находящееся в центре внимания С.С. Сулакшина — это работа по оснащению лабораторий и аудиторий кафедры современным учебным, лабораторным и производственным оборудованием. Понимая, что только по учебникам и лекциям квалифицированного инженера не подготовить, с первых дней заведования кафедрой Степан Степанович занимался пополнением и обновлением учебно-научной лабораторной базы новыми станками, установками, приборами и инструментами. Много сил он приложил для создания учебного бурового полигона. В полноценном виде эта его идея, к сожалению, не осуществлена до сих пор. Тем не менее, лаборатории и кабинеты кафедры всегда оснащались если не по самому последнему слову техники, то на уровне, достаточном для получения студентами основных навыков своей будущей работы.

Со дня основания кафедры ее сотрудники активно занимались научно-исследовательской работой, привлекая к ней и студентов. Еще в 50-е годы были начаты важные работы по исследованию закономерностей искривления скважин и созданию снарядов для отбора керна. В последующие годы кафедра широко развернула научно-исследовательские работы, связанные с направленным бурением, отбором качественных образцов горных пород и проб полезных ископаемых, созданием буровой контрольно-измерительной аппаратуры, исследованием процессов разрушения горных пород и изучением их свойств, повышением износостойкости породоразрушающего инструмента, оптимизацией качества промывочных жидкостей и др.

По многим из этих направлений были заняты приоритетные позиции в стране, а полученные результаты послужили основой для формирования Сибирской научной школы бурения скважин. За свои разработки сотрудники кафедры неоднократно получали медали ВДНХ и другие награды. Очень важно то, что эти разработки реально внедрялись в производство.

Под руководством профессора С.С. Сулакшина было подготовлено 44 кандидата технических наук, 5 докторов наук, опубликовано более 20 монографий, 6 учебников, получено почти 70 патентов и авторских свидетельств на изобретения, 7 свидетельств на полезные модели.

Надо отметить, что выполнение научно-исследовательских работ на кафедре осуществлялось в те годы исключительно за счет хоздоговоров. Поэтому установление тесных взаимовыгодных контактов и партнерских отношений с предприятиями геологоразведочной отрасли и горнодобывающей промышленности было не прихотью, а насущной необходимостью. Из наиболее важных партнеров того периода можно назвать предприятия «Кузбассуглегеология», «Востокбурвод», «Запсибгеология», «Востказгеология», «Новосибирскгеология», «Красноярскгеология» и другие. Без системно выстроенной работы с предприятиями достичь весомых результатов в науке и подготовке специалистов было просто невозможно.

Еще одной особенностью управленческого и, я бы сказал, человечного стиля руководства С.С. Сулакшина, была его забота о кадрах, пополнении научно-педагогического коллектива кафедры новыми одаренными сотрудниками, содействие их профессиональному росту, расширению педагогических и исследовательских компетенций. Кафедра стала настоящей кузницей научно-педагогических кадров. Вчерашние ее выпускники становились замечательными преподавателями, учеными, управленцами. К плеяде таких выпускников 50-х и 60-х годов, связавших свою жизнь с родным вузом, относятся Борис Иванович Спиридонов, — декан геологоразведочного факультета (ГРФ), а затем — факультета геологоразведки и нефтегазодобычи (ФГН) ТПИ, которого мне было суждено сменить на этом посту после его кончины в 1999 году, Юрий Леонтьевич Боярко — проректор ТПИ и первый заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин, профессор Сергей Яковлевич Рябчиков, сменивший в 1986 году С.С. Сулакшина на посту заведующего кафедрой, доцент Владимир Иванович Рожков, в последующем — профессор, заведующий кафедрой технологии и техники разведки месторождений полезных ископаемых Сибирского федерального университета, доценты Леонид Леонтьевич Игнатенко, Владимир Григорьевич Храменков, Леонид Сергеевич Редутинский, Алексей Павлович Проскурин, Виктор Иванович Рязанов, Владимир Иванович Брылин и другие. Выпускники 70-х годов — Владимир Васильевич Кривошеев, профессор, заведующий кафедрой техники разведки месторождений полезных ископаемых в 1992 — 2003 гг., позже — проректор Югорского государственного университета; Константин Иванович Борисов, первый декан созданного в 1987 году нефтегазопромыслового факультета (НГПФ), после слияния которого в 1993 году с ГРФ и был образован факультет геологоразведки и нефтегазодобычи (ФГН), ныне Константин Иванович — профессор кафедры; доценты Иван Артурович Нейштетер, Владимир Адольфович Дельва, Евгений Борисович Годунов…

Во многом благодаря С.С. Сулакшину, кафедра в период своего наибольшего расцвета, к которому я отношу последние двадцать лет его руководства коллективом, была среди родственных кафедр одной из лучших в стране. Свидетельством высокого качества ее работы являются карьерные достижения выпускников. Я могу долго перечислять имена самых выдающихся, но ограничусь следующим: среди них три заместителя министра (двух из них — Гурами Авалишвили и Николая Пинчука учил и я), семь лауреатов Государственных премий СССР и Российской Федерации, премий Совета министров СССР, руководители крупнейших геологических и горнодобывающих предприятий России и Казахстана, депутаты парламента страны, мэры городов, руководители вузов, 7 докторов и почти 50 кандидатов наук. Большая группа выпускников получила почётные звания «Заслуженный геолог РФ», «Почётный разведчик недр», «Почетный нефтяник», удостоена высоких государственных наград. Это люди, которые составляют славу и гордость и для родной кафедры, и для всего Томского политехнического.

Бурение нефтяных и газовых скважин

В 1982 году руководство ТПИ приняло решение об открытии на базе кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых еще одной специальности — «Бурение нефтяных и газовых скважин». Общий прием на две специальности составлял 125 человек очной формы обучения и 50 — заочной. При таких масштабах, вполне естественно возникло предложение об открытии самостоятельной кафедры бурения нефтяных и газовых скважин. Это событие произошло 1 сентября 1984 года. Кафедра бурения нефтяных и газовых скважин вначале располагалась в 8 учебном корпусе, а позже — в 15. Я, как декан ФГН, лично занимался организацией ремонта 15-го корпуса с целью размещения в нем двух кафедр: бурения нефтяных и газовых скважин (БНГС) и геологии и разработки нефтяных месторождений (ГРНМ). Ядро новой кафедры составили выпускники кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых — Редутинский Л.С., Проскурин А.П., Симонов (Беккер) В.Я., Борисов К.И., позже к ним присоединились Рязанов В.И., Паласухин А.Н., а возглавил кафедру Юрий Леонтьевич Боярко.

В 1995 году кафедру бурения нефтяных и газовых скважин было доверено возглавить мне. В 1997 году я ушел в докторантуру, оставив на период докторантуры исполнять обязанности заведующего кафедрой Александра Николаевича Баранова, но в 1999 году я был отозван из докторантуры и назначен, а позже избран, деканом ФГН, в связи с чем Александру Николаевичу пришлось тянуть лямку заведующего до 2001 года. А в 2001 г. заведующим кафедрой БНГС был избран Виктор Дмитриевич Евсеев.

Почти два десятилетия раздельного существования двух родственных (от одного корня) кафедр, вплоть до их объединения в 2003 году, можно условно разделить на два этапа. Первый — почти до середины 90-х годов — это продолжение развития, дальнейшая реализация накопленного потенциала, осуществление новых проектов. Несмотря на «разделение труда», сотрудники обеих кафедр работали рука об руку, в тесном сотрудничестве.

Второй этап связан с резким сокращением объемов буровых работ и соответственно — потребностей предприятий геологоразведочной и нефтегазодобывающей отраслей в специалистах по бурению, отсутствием нормальных условий проведения производственных практик, уменьшением до предела объемов хоздоговорных научно-исследовательских работ и неплатежами. Существенно снизился конкурс, а вместе с ним и качество поступающих на буровые специальности. Это было тяжелое время. Мы во многом спаслись тем, что ввели специализацию по капитальному и подземному ремонту скважин (КРС и ПРС). Но были и яркие события. Например, грант компании «Шлюмберже» (первый «буржуйский» грант в истории университета), выигранный кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин, средства которого мы направили на ремонт и оснащение кафедральных помещений в 8-м корпусе. Это было большое везение, потому в вузе средства на ремонт отсутствовали, а сам вуз перманентно грозили отключить от тепла и электричества.

После объединения двух кафедр в одну — бурения скважин — наступил новый этап ее истории. Я бы назвал его этапом поиска себя и своего места в условиях перехода на уровневую подготовку специалистов, в условиях интернационализации образования, электронного обучения, сетевого взаимодействия, исключительно конкурсных начал в распределении госбюджетных средств на научные исследования, появления новых источников финансирования. Так, в нашем университете, начиная с 2007 года, последовательно реализуются такие программы развития как ИОП, НИУ, ВИУ (условные названия). Все эти программы выиграны в результате жестких конкурсов и на сегодняшний день принесли вузу дополнительное финансирование в объеме около 4 млрд. руб. Внутри вуза эти средства также распределяются на конкурсной основе. С сожалением должен отметить, что активность кафедры в битве за долей своего пирога крайне низкая. Определенная инертность в работе, на мой взгляд, связана с затянувшимся процессом смены поколений (условно — пенсионным возрастом кафедры). А наши идеи, как известно, стареют вместе с нами.

Как выстроить эффективную работу кафедры

Общего рецепта — как выстроить эффективную работу кафедры в современных условиях, нет. Но в любом случае следует опираться на те самые «пять базовых сулакшинских принципов», о которых я говорил выше, только их надо наполнить новым, современным содержанием.

Прежде всего, нужно сконцентрировать, а не распылять, имеющие кадровые ресурсы, максимально унифицировав учебный план подготовки тех и других инженеров-буровиков. За рубежом это одна специальность и одна квалификация — drilling engineer (инженер по бурению).

Модернизацию образовательных программ и учебных планов нужно проводить в тесной связке с работодателями. Необходимо использовать современные формы организации образовательного процесса. Модульный принцип реализации образовательных программ — одна из таких форм, которая может помочь привлечь к учебному процессу практиков, которых отвлечь на полный семестр нереально. У нас сегодня есть финансовые ресурсы для привлечения к образовательной и исследовательской деятельности ведущих зарубежных специалистов и постдоков, воспользуйтесь этим.

За последние годы в ТПУ создана, наверное, лучшая в стране лаборатория буровых промывочных и тампонажных растворов, в которую мы вложили 35,5 млн руб. Я мечтал о такой лаборатории с 1997 года, с той поры, когда увидел такую в исследовательском центре компании «Шлюмберже» в Кембридже. Она должна работать днем и ночью. Для этого нужно выстроить результативное взаимодействие с Центром подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела Института природных ресурсов (ИПР) и другими структурами.

ИПР заявляет о планах строительства учебного полигона для студентов-буровиков… Давняя мечта Степана Степановича Сулакшина при поддержке компании «Томскнефть» может осуществиться. На учебном полигоне должна появиться реальная скважина с возможностью прохождения полного цикла буровых работ. Как говорится, дай Бог!

Хочу напомнить, что сегодня действительно прорывные идеи находятся на стыке разных дисциплин. Поэтому для достижения качественных результатов сотрудникам кафедры необходимо активизировать и развивать сетевое взаимодействие с другими научно-образовательными подразделениями ТПУ, не только ИПРовскими, с другими вузами, в том числе зарубежными, с институтами РАН, с большими и малыми, в том числе, инновационными предприятиями. Не надо забывать, что самыми известными «буровиками» Томского политеха являются отнюдь не питомцы горно-геологической школы, а выпускник механического отделения ТТИ Матвей Капелюшников, придумавший турбобур, и еще один инженер-механик, выпускник ТПИ Олег Алимов, разработавший буровые автоматы для межпланетных космических станций «Луна-16» и «Луна-24».

Я оптимист и уверен, что у бурения — большое будущее: скважины уже бурят на кометах, озвучены планы по бурению 15-км скважины, на повестке вопрос о разведке и разбуривании месторождений трудноизвлекаемой (сланцевой) нефти. Поэтому нельзя сидеть, сложа руки.

Хочу обратиться к нашим выпускникам, а их более трех тысяч: «грузите» кафедру заказами, заказами на нужных вам специалистов, заказами на решение научно-технических проблем. Если вы считаете какие-то инвестиции в развитие кафедры высоко рисковыми, я готов рассмотреть вопрос о софинансировании таких инвестиций университетом в соотношении 1 к 1.

Мне, как выпускнику и профессору кафедры, а еще больше как ректору, очень хочется, чтобы кафедра бурения скважин развивалась и была лидером во всех сферах деятельности.

Искренне желаю этого коллективу кафедры. В добрый путь!