Образование на опережение

| 597

Примерно у 10% первокурсников Томского политехнического университета с этого года будет возможность изучать несколько неожиданные предметы — футурологию, практическую психологию, конфликтологию, управление человеческими ресурсами. А еще прикладную физику и математику, 3D-моделирование, принципы бережливого производства, программирование микроконтроллеров и многое другое. Все это будут изучать студенты, прошедшие отбор на дополнительную образовательную программу Элитного технического образования (ЭТО) Томского политехнического. Попробуем разобраться, кто же такой «элитный инженер», можно ли им стать, и какими ценными идеями студенты ЭТО могут поделиться с томскими компаниями.

Фото: Макет автономной системы освещения на основе ветрогенераторов. Такая система установлена в поселке Просторном недалеко от Томска.

«В 2006 году американский инженер Бернард Маршалл Гордон запустил в Массачусетском технологическом институте (MIT) Программу инженерного лидерства, где готовят элитных технических специалистов. Эффективность этой программы в образовательном сообществе оценили, и начали тиражировать в университетах в разных странах. Но за два года до этого элитных инженеров начали готовить за девять тысяч километров от MIT — в Томском политехническом университете. Поэтому ТПУ в этом смысле принадлежит не только российское лидерство, но и мировое. Даже сейчас таких программ в мире очень немного, — говорит начальник учебно-методического управления ТПУ Юрий Данейкин. — Программа ЭТО нацелена на подготовку инженеров-лидеров, можно сказать, инженеров будущего. Это те инженеры, которые не просто имеют хорошие фундаментальные знания, но и создают новые технологии, инновации, внедряют их, обладают чутьем, как будут развиваться технологии, организуют новые творческие научные коллективы».

Студенты, прошедшие отбор на эту программу, параллельно с образованием по базовому учебному плану и изучением дисциплин, дающих прикладные знания и навыки, разрабатывают собственные инженерные проекты. Их задача — за четыре года учебы в бакалавриате довести проект от идеи до реализации коммерческого продукта. А может быть, и не один проект. Подобные программы подготовки инженеров сегодня остаются образовательной инновацией и реализуются в ведущих вузах США, Австралии, Европы и Азии. В России таких программ всего две — в Томском политехе и Сколковском институте науки и технологии.

Еще больше знаний

В этом году программу ЭТО ждут серьезные изменения. Если раньше выпускники получали только сертификат о прохождении программы ЭТО, то теперь они будут получать дополнительный диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Проектный менеджмент».

Изменится и содержание программы.  В этом году в учебный план добавятся более 30 новых предметов — это программирование микроконтроллеров, геймификация в инженерном образовании, аддитивные технологии, математические методы в инженерных и естественных науках, бережливое производство, решение ситуационных задач, системный инжиниринг и другие. При этом часть предметов будут обязательными, а часть — по выбору.

«Всех поступающих на ЭТО можно разделить на три группы. Первая — это инноваторы, их около 10%. Они способны создавать действительно прорывные идеи и дальше их продвигать, — рассказывает начальник отдела элитного образования ТПУ Евгения Серебрякова. — Вторая группа — это студенты с хорошими инженерными навыками и высокими базовыми знаниями, они могут эффективно решать существующие на производстве задачи. И третья группа — это будущие исследователи, которые больше к науке проявляют интерес.

На втором курсе у ребят будет возможность выбрать одно из трех направлений и соответствующие предметы, так формируется индивидуальная траектория обучения. Также будут дополнительные предметы, такие как футурология для инженеров и прикладные программные продукты, которые можно изучать в любом семестре». 

Авторы обновленной концепции ЭТО уверены, что будущая инженерная элита должна углубленно изучать не только технические предметы, но и социально-гуманитарные.

Фото: Универсальное устройство для ввода информации на компьютер, которое может заменить компьютерную мышь. Разработка студентов ЭТО.

«Та же футурология в гуманитарных направлениях сегодня уже активно применяется, но умение грамотно прогнозировать развитие технологий, безусловно, необходимо и инженерам. Плюс, в рамках ЭТО у нас есть возможность сформировать междисциплинарные команды для решения конкретных задач. В одной команде будет физик, химик, программист, дизайнер, экономист. Такие команды будут способны создать к четвертому курсу некое технологическое ноу-хау. С этой разработкой они могут открыть свое малое инновационное предприятие, или получить грант и продолжить исследования на более высоком уровне, или всей командой пойти работать на предприятие, готовое реализовать их проект», — отмечает Юрий Данейкин.

Операция по сближению

Собственными проектами студенты начинают заниматься с первого курса. И именно проект является показателем, по которому будет оцениваться успешность обучения к концу четвертого курса. Чтобы эти проекты были более качественными и в дальнейшем востребованы, на ЭТО проводят операцию по сближению студентов с успешными предприятиями.

«Проектная деятельность является ядром всей образовательной программы. Мы уже дошли до того уровня, когда разработками наших студентов интересуются предприятия. Пример такого проекта — очки для слабовидящих людей, созданные студентами. Следующим уровнем должен стать выход на массовое производство разработок студентов. К образовательному процессу все больше подключаются компании, представители которых будут вести у нас занятия, помогать в дальнейшей реализации идей студентов», — говорит Евгения Серебрякова.

Уже сегодня предприятия предлагают студентам ЭТО ТПУ решать реальные технологические задачи. Свои кейсы представляют такие компании, как «ЭлеСи», Научно-производственная фирма «Микран», АО «НИИПП», Elecard Group.

Например, компания «ЭлеСи» предлагает студентам разработать интеллектуальную систему мониторинга медицинских показателей производственного персонала, очки дополненной реальности для контроля и обслуживания технологического оборудования, робота для очистки водоемов от поверхностных загрязнений и решить другие задачи.

С этого года изменится и подход к отбору студентов на программу Элитного технического образования. Чтобы претендовать на место в программе, нужно поступить в Томский политехнический университет с суммой баллов за ЕГЭ по математике и физике (химии, информатике) не менее 140, а также успешно пройти входное тестирование, как общее, так и тестирование на ЭТО, в первую неделю сентября. Но если раньше на тестировании ЭТО проверяли знания по физике и математике, то теперь задания будут более нацелены на применение полученных в школе знаний для решения практических нестандартных задач.  

«Элитное техническое образование — это дополнительная программа, некая надстройка над фундаментальными знаниями, которые дает студентам ТПУ, и без которых в будущем придется затратить самостоятельно много усилий, чтобы получить те знания и умения, которые университет готов предоставить уже сейчас и абсолютно бесплатно. Навыки и знания, полученные на ЭТО, позволяют выпускникам в короткие сроки выходить на защиты кандидатских диссертаций, создавать собственный бизнес и становиться руководителями проектных групп на предприятиях, решающих интересные производственные задачи. Это не просто менеджеры, а в первую очередь хорошие инженеры с навыками проектных менеджеров. А проектирование поможет им в будущем вне зависимости от того, где они будут работать — в бизнесе, в науке, в промышленности», — считает Евгения Серебрякова.

Фото: Занятия на летней школе ЭТО.

Обучение по программе ЭТО могут пройти не только бакалавры, но и магистранты. Подробнее о магистерской программе→.

Подробнее о программе ЭТО→.

Примеры проектов студентов ЭТО

«Грифельный принтер-графопостроитель». Электронная система создания чертежей с помощью простого карандаша. Создана для облегчения труда студентов во время сдачи работ по начертательной геометрии.

«Ветросвет». Система автономного освещения за счет генерации энергии четырьмя ветрогенераторами. Установлена в поселке Просторном Томского района для освещения детской площадки.

AirTouch. Указательно-координационное устройство, заменяющее стандартную компьютерную мышь. Позволяет производить управление «в воздухе», а не на плоскости. Перспектива развития: игровая индустрия, использование людьми с ограниченными возможностями.