Подземного робота политехников могут использовать при строительстве московского метро

| 2263

Первым подземным роботом, разработанным в Томском политехническом университете, всерьез заинтересовалась компания ОАО «Московский метрострой» («Мосметрострой»). В настоящее время в компании рассматривают возможности использования томской разработки при строительстве новых станций московского метро.

Фото: tiic.ru

Как сообщил директор Юргинского технологического института ТПУ Андрей Ефременков, в компании уже было проведено совещание, на котором обсуждались возможные совместные проекты «Мосметростроя» с Томским политехом. Сейчас рассматриваются варианты сотрудничества.

Первый подземный робот «Геоход» — аппарат, предназначенный для быстрой прокладки тоннелей под землей и не имеющий мировых аналогов. 

Разработка, по словам директора ЮТИ, заинтересовала «Мосметрострой» большим количеством преимуществ перед аналогичными устройствами. Сейчас при строительстве метро компания использует проходческие щиты — подвижные сборные металлические конструкции, применяемые при сооружении тоннелей различного назначения, а также при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом.

Устройства, которые работают под землей, действуют на границе сред — воздушной и твердой. Саму среду они не задействуют. «Геоход» — это аппарат, который движется в твердой среде и использует ее. Таким образом, он может работать под землей автономно и выполнять те задачи, с которыми не справятся другие аппараты.

«Так, проходческий щит для создания напорного усилия необходимо либо упереть в борта выработки, либо в крепь. «Геоходу» лишние манипуляции не требуются: для создания напорного усилия он использует саму среду. Кроме этого, у проходческого щита много ограничений в плане выработки: он движется под землей строго по горизонту, не может изменить траекторию, например, переместиться чуть выше или ниже. «Геоход» же может двигаться по любой траектории пространства. Например, может идти наклонно», — объясняет Андрей Ефременков.

Помимо прочего, еще одно важное преимущество «Геохода» в массе и габаритах. Весит разработка Томского политеха порядка 21,5 тонны, в то время как средний существующий аналог в два раза больше — около 45 тонн. Таким образом, его легче транспортировать.

Фото: «Геоход» на завершительной стадии сборки.

Аппарат можно изготавливать в различных модификациях и для различных целей. Например, для создания подземных сооружений в зоне боевых действий и спасения людей под завалами, а также в гражданских целях, при строительстве подземных коммуникаций. 

На днях ученые завершили сборку первого промышленного образца «Геохода». Первые его испытания начнутся уже в январе 2016 года.

Отметим, прототип разработки уже вызывет большой интерес со стороны МЧС и Минобороны РФ, ее авторы неоднократно были награждены золотыми медалями на крупнейших федеральных выставках. Прототип «Геохода» отмечен знаком «гарантия качества» на крупнейшей международной выставке «Комплексная безопасность», представлен на международном форуме «Армия-2015». В этом году томский подземный робот стал лицом «ВУЗПРОМЭКСПО-2015»: чертежи аппарата были использованы для оформления выставки.

Справка:

Разработку многоцелевого комплекса ученые начали в 2013 году в рамках Постановления Правительства РФ № 218, нацеленного на кооперацию российских вузов и предприятий для создания высокотехнологичных производств.

Работа политехников осуществляется совместно с инженерами машиностроительных предприятий. Главный партнер проекта — Кемеровский опытный ремонтно-механический завод (КОРМЗ), специализирующийся на разработке и производстве новой дорожной и коммунальной техники, навесного оборудования к автогрейдерам и тракторам для выполнения всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог. Предприятие не просто помогало политехникам со сборкой «Геохода», но еще и инвестировало собственные средства в проект, оплатив примерно половину его стоимости. Еще один партнер проекта — кемеровская компания «Финист», разработавшая структуру управления проектом и перспективные образцы компонентов «Геохода».