Студенты ТПУ: основное качество современного молодого человека — доброта

| 1008

Ученые Томского политехнического университета  выясняли, как память, содержащаяся в интернет-пространстве, влияет на виртуальную, социальную и национальную идентичности студентов-политехников. Пилотное исследование среди студентов ТПУ прошло в рамках гранта «Социальная память в интернет-пространстве как ресурс формирования коллективной идентичности».

Над исследованием работает авторский коллектив Института социально-гуманитарных технологий вуза под руководством  профессора Ольги Лойко. Грант выигран в региональном конкурсе «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном», объявленном Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) в прошлом году. Цель проекта  — изучение содержания социальной памяти в интернет-пространстве как ресурса создания контента по формированию коллективной идентичности.

Грант рассчитан на два года. Опрос студентов ТПУ и экспертные интервью с ними стали одной из исследовательских задач.

«Идентичность» определяется как результат самотождественности с различными социальными группами, — рассказывает Ольга Лойко, профессор ТПУ, эксперт РГНФ. — Сегодня на просторах виртуального пространства интернета происходит значительная часть жизни человека. Именно в интернете современная молодежь чаще всего общается и ищет друзей, получает информацию».

Так, что касается виртуальной идентичности — ощущения себя частью определенного сообщества или соцсети, — студенты указали, что главными мотивационными факторами их участия в интернет-сообществах являются получение информации (54% опрошенных), развлечение (33%) и обмен данными (21%).

72% респондентов высказали мнение о необходимости знания истории своего народа и государства, а 75% отметили, что не заинтересованы в обсуждении тем национализма в интернет-пространстве.

В блоке, который касался социальной идентичности – осознания своей принадлежности к тем или иным группам в социуме, 54% опрошенных выдвинули на передний план доброту как основное качество, характеризующее человека.

72% студентов гордятся достижениями своих стран, особенно в области культуры и искусства, 39% — в области науки и техники.

Определение национальной идентичности — принадлежности к своей нации, стране, культуре — базировалось на изучении отношения к представителям различных национальностей и ценностям других культур. Так, например, 69% респондентов думают, что ценности мировой культуры могут прижиться в их странах, однако уверены, что самобытность однозначно должна быть сохранена наряду с заимствованными элементами (81%).

«Основа идентификации группы — это во многом память о совместном прошлом. Коллективный опыт, объединяющий людей в группу, объясняет им смысл прошлого, причины нынешнего совместного бытия и определяет надежды на будущее. Всякая деятельность является возобновлением культурной памяти, как бы она ни была унизительной и травматичной для людей. Если сейчас, в эпоху глобального интернета, не заняться проблемой конструирования современных памятных или мемориальных процессов в виртуальном пространстве, мы рискуем повторить ошибки прошлого, когда новое поколение  не сможет идентифицировать себя с социальными, национальными, культурными и другими группами, не сможет адекватно оценить свое место в мире, самореализоваться», — отмечает Ольга Лойко.

По мнению авторского коллектива — доцента Института социально-гуманитарных технологий Светланы Дрыга, аспирантов  Анастасии Корнеевой и Валентины  Толкачёвой, для презентации основных концептов социальной памяти в интернете необходимо создавать контент интернет-ресурсов, специальные площадки, блоги, отражающие особо значимые феномены социальной памяти. То есть нужно отбирать значимые социокультурные события, переводить их содержание на адекватный аудитории язык и освещать феномены в определенном контексте.

Сейчас, по  мнению ученых, только несколько интернет-ресурсов отражают объективно значимые феномены социальной памяти, такие как «Великая Отечественная война», «ГУЛАГ». Особого внимания, по словам исполнителей проекта, требует представление в  интернет-пространстве событий локальной истории.  Например, для Томской области одно из мест социальной памяти — Семилуженская крепость. И в рамках проекта уже была проведена презентация Семилуженского острога как «локуса» социальной памяти.