Опрос в преддверии Дня науки показал: интерес к научной работе проявляет 78% магистрантов ТПУ

| 867

Вопрос вовлечения молодежи в науку на сегодняшний день актуален для всех мировых держав. Талантливая молодежь, способная совершать крупные прорывы в технологиях  это один из ресурсов, при помощи которого можно создавать привлекательный образ страны на международной арене.

 

В России с начала 90-х остро стоит проблема старения научных кадров. В те годы из российской науки «выпало» целое поколение талантливых исследователей. К началу нулевых годов наука в нашей стране была признана самой старой в мире. С того же времени восстановление научных кадров России вошло в число приоритетных государственных задач. Сегодня студенческая молодежь пополняет ряды научной интеллигенции, от нее в будущем зависит развитие культуры, экономики, политики и других социальных сфер. Молодые ученые получают финансовую поддержку, как через отечественные, так и через зарубежные программы, гранты, фонды, организации.

Как отразились эти изменения на мотивации студентов к научной работе? Что молодежь думает о возможностях развития научной карьеры? Есть ли в целом интерес к научной работе? На эти вопросы пытались найти ответы ученые ТПУ с помощью социологического исследования.

Рассказывает социолог, доцент ИСГТ Анна Карпова:

«Мы приступали к исследованию со следующей гипотезой  в ТПУ создана высокопрофессиональная научная атмосфера, существуют необходимые ресурсы для выполнения научно-исследовательской работы: помещения, оборудование, материальные ресурсы, квалифицированные научные руководители, возможность участия в конференциях и прочих научных мероприятиях, проводимых в ТПУ, России, и за рубежом. Нас интересовало, от чего зависит готовность/возможность студентов заниматься научной работой».

Опрос в форме анкетирования прошел среди магистрантов вуза. Анкета студента включала около 100 вопросных пунктов.

По данным опроса, большинство магистрантов (75%)  выпускники бакалавриата ТПУ, это говорит о том, что отток студентов в другие учебные заведения минимален. Но, вызывает тревогу низкий показатель участия ребят в научных проектах ТПУ всего 25%; одновременно работают в проектах ТПУ и по специальности всего 8%, тогда как почти половина студентов совмещают учебу и работу (48%).

«Может быть, дело в отсутствии информации? Однако информация о проектах, грантах, стажировках, конференциях, программах по обмену поступает политехникам через «личный кабинет»  программный сервис, созданный на сайте ТПУ для всех студентов и сотрудников университета, и через электронную почту на адрес научных отделов институтов. Возможно, отсутствует расширенная и регулярная информация о проектах, личная заинтересованность, или студенты невнимательно относятся к поступающей информации»,  продолжает Анна Карпова.

Поступление в магистратуру, по мнению авторов исследования, является осмысленным решением политехников, «получение знаний и диплома» среди возможных вариантов ответа выбрали 74% респондентов. Сравнительно меньшее число ответов было набрано вариантами: не нашел работу  8%, вынужденная необходимость (армия, повлияли родители)  18%.

Нематериальные стимулы преобладают в ответах респондентов. Самым популярным стал ответ «престиж» (63%). Получить практические навыки, высокий уровень знаний и интересную работу желают более половины опрошенных, тогда как материальный стимул, такой как высокооплачиваемая работа, наличие диплома присутствует всего у трети опрошенных.

Заинтересованность в научной работе выражают больше половины магистрантов  78%, считают, что в ТПУ высокопрофессиональная научная атмосфера,  89%. Удовлетворенность научным руководством стала самым высоким стимулом мотивации студентов. Большинство студентов согласны с тем, что «научный руководитель обладает хорошими навыками руководства»  96%; «заинтересован в моем активном участии в научной деятельности»  94% и так далее. Большая часть студентов (71%) готова к работе в команде.

«Будущий научный потенциал,  отмечает Анна Карпова,  это те, кто планируют продолжить обучение в аспирантуре в России  39%, остаться работать в России планируют  76%. Работать за рубежом планирует лишь 35%, учиться в аспирантуре за рубежом желает еще меньшее количество респондентов, всего 20%».

Владеют ли студенты навыками самоорганизации? Результаты таковы: контролировать свое свободное время могут меньше половины магистрантов (42%), тогда как 58% признали, что не умеют распоряжаться своим временем и испытывают его постоянную нехватку. Причем 42% тратят на сон 6–7 ч, оставшиеся 58% магистрантов тратят на сон 8–12 ч. 60% респондентов стараются придерживаться распорядка дня, для 40%  распорядка дня не существует.

Как студенты распоряжаются своим временем? Итак, студенческая неделя: около трети студентов тратят на учебу и научную работу всего 8–10 ч, но при этом на развлечения, спорт и хобби  16–28 ч. Меньше половины  40% студентов уделяют учебе от 10 ч и более, 10% магистрантов уделяют научной работе и того меньше  5–10 ч.

Что мешает студентам заниматься научной работой? Результаты опроса позволили выделить  четыре причины: лень  75%, отсутствие свободного времени/неправильная его организация  78%, выполнение семейных обязательств  60%, необходимость подрабатывать  54% студентов.

Общие выводы по результатам исследования таковы: студенты-магистранты ТПУ хотят заниматься научной работой. Нематериальные стимулы, такие как личная заинтересованность, престиж, получение знаний, преобладают над материальными стимулами. Самым высоким стимулом мотивации студентов является удовлетворенность научным руководством. Самой большой проблемой, мешающей организации научной работы студентов, является отсутствие навыков и умения самоорганизации

В процессе исследования была выявлена проблема, которая, по мнению авторов, требует дальнейшего углубленного изучения. Это недостаточная информированность студентов о возможностях участия в научных проектах, грантах, конференциях, стажировках и др. мероприятиях.

Авторский коллектив для исследования создал и инициировал профессор кафедры общей физики ТПУ Юрий Крючков. В коллектив также вошли: аспирант этой же кафедры Дмитрий Карпов, старший преподаватель кафедры атомных и тепловых электростанций ЭНИНа Алексей Абрамовских.