Космонавт Александр Калери рассказал в ТПУ, почему человечество еще не скоро доберется до Марса

Герой России Александр Калери, вошедший в историю как первый летчик-космонавт Российской Федерации, во вторник посетил Томский политехнический университет. Здесь он встретился со студентами вуза и познакомился с новейшими разработками политехников для космоса. С журналистами Александр Калери поделился мнением, какие специалисты сегодня нужны в космической отрасли и когда же космонавты полетят на Марс.

Александр Калери вошел в историю как первый летчик-космонавт Российской Федерации. Свой первый космический полет он совершил с 17 марта по 10 августа 1992 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-14» и бортинженера орбитального комплекса «Мир». С тех пор Александр Калери совершил пять полетов общей продолжительностью 769 суток 6 часов 35 минут 19 секунд, а также пять раз выходил в открытый космос с суммарной продолжительностью работ 25 часов 46 минут. Александр Калери один из немногих космонавтов, которым удалось побывать на борту сразу двух орбитальных станций. Он трижды летал на орбитальный комплекс «Мир», в том числе был в составе последней 28-й экспедиции, и дважды летал на Международную космическую станцию.

«Не так давно в России были приняты Концепция развития пилотируемой космонавтики и Стратегия развития космической деятельности. Там есть два основных положения. Низкая околоземная орбита в пилотируемом плане уже освоена, и пора приступать к ее использованию, а это упрощение и расширение доступа к орбите. И здесь потребуются более узкие специалисты в конкретных областях. Я надеюсь, появится возможность упрощенной доставки таких специалистов на орбиту, где они смогут проводить исследовательские или прикладные работы. Мне бы хотелось дожить до того времени, когда ученые смогут летать в командировки на МКС», — поделился с журналистами Александр Калери.

Для работы во время дальних полетов, наоборот, потребуются специалисты широкого профиля, которые смогут творчески подходить к решению нестандартных задач.

«Для ухода за пределы околоземной орбиты понадобятся творцы — люди с явно выраженными творческими началами. В дальнем полете обязательно встретится нечто совершенно новое и неожиданное, что невозможно спрогнозировать на Земле.

И полагаться придется только на свои силы и умение находить выход из сложных и нестандартных ситуаций», — считает космонавт.

Он также поделился мнением о том, когда космонавты смогут полететь на Марс.

«Дальние полеты по-прежнему далеки. Жить в космосе длительное время мы уже научились, но теперь нужно научиться самостоятельно работать после долгого пребывания в полете. На Марсе врачи не будут ждать космонавтов по прилету. Придется все самому делать после 8-9месячного полета в состоянии невесомости. Это не единственный вызов, — сказал Александр Калери. — Также встает вопрос радиационной безопасности, пребывания человека в условиях магнитного поля, отличного от земного, воздействия дальнего полета на психику.

Можно провести такую аналогию: полет от Земли к Луне — это как переход из одного вагона поезда в другой, а перелет к Марсу как пересадка на ходу в другой поезд. Это совсем непростая задача».