Разработки ТПУ для РЖД: разрушение бетона без взрывчатки, «умная» утилизация отходов и контроль качества дорог

| 2271

В Томском политехническом университете сегодня работает делегация компании «Российские железные дороги» (РЖД) во главе со старшим вице-президентом компании Валентином Гапановичем. Представитель РЖД познакомился с перспективными разработками ученых университета. Валентин Гапанович высоко оценил представленные технологии и отметил, что у разработок есть потенциал быть реализованными на объектах РЖД.

«Нам нужны новые технологии, новые научно-технические разработки и решения. Томская научная школа широко известна, и мы рассчитываем на интересные предложения. Надеемся на системное сотрудничество с томскими высшими учебными заведениями, предприятиями по прикладным вопросам», — сказал на встрече с учеными Валентин Гапанович.

Так, политехники представили технологию плазменной переработки горючих и негорючих отходов, в том числе и токсичных.

«Технология обеспечивает экологически безопасную утилизацию отходов. При этом в процессе переработки получается тепловая энергия. С одной тонны отходов можно получать дополнительной тепловой энергии на 1700 рублей. Сегодня в ТПУ есть вся необходимая инфраструктура для реализации проекта на базе РЖД: есть специалисты, есть установка для переработки. При этом разработанный комплекс для переработки мобильный, его можно доставить в любую точку», — представил технологию ассистент кафедры технической физики Иван Новоселов.

Внедрение этой установки ранее уже обсуждалось на крупном полигоне «Красный бор» вблизи Санкт-Петербурга, который предназначен для утилизации отходов деятельности химических, медицинских, промышленных предприятий.  

Также политехники представили свои наработки по неразрушающему контролю. Как рассказал директор Института неразрушающего контроля ТПУ Валерий Бориков, разработки политехников позволяют контролировать качество рельс, бетонных шпал, целых железнодорожных мостов. Так, установка ТПУ для неразрушающего контроля используется при строительстве Керченского моста.

«У нас есть разработки в области тепловизионного, рентгеновского, ультразвукового неразрушающего контроля, — отметил Валерий Бориков. — Помимо качества конструкций, наши разработки могут использоваться в системе безопасности. Мы можем просвечивать железнодорожные контейнеры и их содержимое».

По словам Валентина Гапановича, на сегодняшний день РЖД особенно заинтересованы в технологиях, позволяющих прогнозировать срок службы различных конструкций методами неразрушающего контроля.

Технологию разрушения прочного и особо прочного бетона для РЖД представил доцент кафедры высоковольтной электрофизики и сильноточной электроники ТПУ Артем Юдин. Технология, разработанная в университете, позволяет разрушать очень прочные конструкции из бетона без использования взрывчатки.

«Суть метода в использовании энергии, выделяемой в расширяющемся плазменном канале капиллярного электрического разряда, и генерации волн давления в разрушаемых материалах при протекании импульсного электрического тока. Такой метод позволяет разрушать конструкции без взрывчатых веществ, тем более в России запрещено использование взрывчатки для таких целей на территории с плотной застройкой и вблизи инженерных коммуникаций», — сказал Артем Юдин.

Еще одна технология, представленная сегодня политехниками, — это наземное лазерное сканирование, которое позволит создавать точные трехмерные модели объектов инфраструктуры РЖД.

«Этот метод позволяет снизить затраты на выполнение работ на 10-30% в зависимости от плотности застройки. Мы уже работали над рядом проектов РЖД, например, над реконструкцией железнодорожного моста (на участке Междуреченск-Тайшет), над проектированием контактных электрических сетей Московской кольцевой железной дороги», — рассказал о технологии главный специалист кафедры лазерной и световой техники Александр Искрин.

В конце встречи с томскими учеными Валентин Гапанович отметил, что сегодня познакомился с рядом перспективных разработок и поручил своим коллегам подготовить для ученых список конкретных задач, требующих решения.