Политех первым в Томске будет готовить школьников к практической части Всероссийской олимпиады по физике

| 747

Центр управления контингентом студентов Томского политехнического университета проводит подготовку учеников региона к практической части Всероссийской предметной олимпиады школьников по физике. В течение недели более 40 ребят из Томска, Северска, Парабельского, Томского и Зырянского районов области учатся в ТПУ решать теоретические задачи и ставить физические опыты. Такая подготовка к экспериментальной части всероссийской олимпиады, по словам экспертов вуза, проводится в Томске впервые.

«Сегодня  вузы, лицеи и школы Томска готовят учеников к выполнению теоретической части олимпиадных заданий. Однако экспериментальной части внимания почти не уделяется.

Задания олимпиады на всех уровнях (городском, региональном и всероссийском) делятся на два блока. Школьники выполняют задания в течение двух дней. В первый день им дается пять часов на выполнение теоретических заданий, на следующий день за пять часов им необходимо выполнить два эксперимента по физике и описать их итоги», — рассказывает доцент кафедры экспериментальной физики ТПУ, автор проекта Евгений Синицын.

Между тем, когда члены жюри олимпиады выступают перед педагогами и рассказывают об основных ошибках, совершенных участниками олимпиад, всегда отмечается, что больше всего трудностей вызывают именно практические, экспериментальные задания. 

«Среди основных трудностей, отмечаемых комиссией, — отсутствие у школьников навыков оформления результатов эксперимента, работы с табличными данными, единицы умеют строить “культурные” графики и получать необходимую информацию графическим методом и так далее,

 — уточняет Евгений Синицын. — Я участвую в олимпиадном движении —  как школьном, так и студенческом — уже семь лет, работаю со школьниками по подготовке к олимпиадным заданиям, в этом году ездил с нашими ребятами на всероссийский этап олимпиады. Зачастую случается так, что в теоретической части ученик набирает максимальное количество баллов, а на экспериментальной части теряет баллы из-за отсутствия опыта в постановке эксперимента».

«Конечно, — продолжает преподаватель, — в Томской области есть ребята, которые выигрывают во всероссийском этапе. И мы ими очень гордимся. А если как можно больше ребят научатся правильно ставить физические опыты, таких победителей может стать еще больше. И мы решили с этого года помогать всем желающим ученикам прорабатывать эти моменты».

Занятия для ребят бесплатные. Каждый день в течение этой недели они, по принципу проведения Всероссийской олимпиады по физике, сначала решают задачи, а во второй части занятий ставят опыты.

Школьники работают в четырех группах — в первой ученики восьмых классов, во второй —  девятых, в третьей — десятых и в четвертой — одиннадцатых. И как минимум треть учеников, посещающих занятия, — ребята из районов Томской области. Готовят их к олимпиаде три преподавателя Томского политеха, еще один — из Института сильноточной электроники СО РАН.

«Я уже участвовал в предметных олимпиадах по физике, математике, географии, обществознанию и истории. Стараюсь участвовать, ведь в дальнейшем это пригодится при поступлении в вуз, чтобы получить дополнительные баллы. По направлению физики дошел до городского этапа. Самую большую трудность для меня представляло решение задач. Здесь, на курсах, мы такие задачи решаем, а также ставим опыты. На уроках в школе практических заданий меньше, поэтому, конечно, интересно и полезно походить на такие занятия», — делится впечатлениями Иван Шепелев, одиннадцатиклассник из Томска.

Как отмечает Евгений Синицын, в этом году преподаватели ТПУ организовали такие же курсы в Северском физико-математическом лицее.

«На базе лицея открылся центр подготовки к предметным олимпиадам. Там есть хорошее оборудование, хорошая лабораторная база. С каким-то оборудованием помог Томский политех. Также мы подготовили методические материалы. Занятия проходили в течение недели, на базе летнего лагеря при лицее. Занятия посещали все желающие ученики», — говорит политехник.

В следующем году преподаватели ТПУ планируют такие курсы продолжить и обеспечить возможностью посещать их школьников из большего количества школ Томской области.