Цитируемые ученые ТПУ: июнь — август

В первом выпуске проекта «Цитируемые ученые ТПУ» в этом учебном году мы подводим итоги публикационной активности политехников за минувшее лето. В 2016 году сотрудники и молодые ученые ТПУ опубликовали более 1200 статей, которые были проиндексированы в зарубежных базах Scopus и Web of Science, из них 190 статей с высоким импакт-фактором, это на 20 % больше, чем осенью прошлого года. Также в 2016 году цитируемость за пятилетний период публикаций ТПУ в зарубежных базах увеличилась в два раза по сравнению с прошлым годом. ТПУ цитируют ученые из 70 стран, включая США, Великобританию, Германию, Китая, Бразилию. Главная задача, которая стоит перед авторами ТПУ на сегодняшний момент, заключается в повышении качества статей и публикации их в высокорейтинговых журналах. Все публикации ученых ТПУ можно найти на исследовательском портале PURE – Publication and Research

В выпуске проекта«Цитируемые ученые» за июнь-август самый высокоцитируемый соавтор статей ученых ТПУ имеет индекс Хирша 51. Самый высокорейтинговый журнал, в котором опубликовались политехники, имеет импакт-фактор 12,508 (в кластере «Ресурсы планеты»).

Кластер «Ресурсы планеты»

Игорь Семилетов, профессор кафедры геологии и разведки полезных ископаемых ИПР, Ирина Пипко, научный сотрудник Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей ИПР, Gustafsson O. (h-index: 51), Светлана Пугач, инженер Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей ИПР, Олег Дударев, научный сотрудник Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей ИПР, Александр Чаркин, инженер-исследователь Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей ИПР, Наталья Шахова, ведущий научный сотрудник Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей ИПР.

Журнал: Nature Geoscience (IF 12,508).

Статья: Окисление вод Восточно-Сибирского арктического шельфа, обусловленное привносом наземного углерода и пресных вод.

Окисление океанических вод оказывает влияние на морские экосистемы и цикл углерода, и считается прямым следствием поглощения антропогенного диоксида углерода из атмосферы. Накопление атмосферного СО2 в океанических поверхностных водах, предположительно, может удвоить кислотность океана уже к концу нынешнего века. Северный Ледовитый океан особенно чувствителен к асидификации океанических вод, так как в холодной воде растворимость СО2 значительно выше. В данной работе мы представляем химические и физические характеристики вод  Восточно-Сибирского Арктического шельфа, полученные в 1999, 2000-2005, 2008 и 2011 гг., и обнаруживаем экстремальное арагонитное недонасыщение, которое, в свою очередь, указывает на высокий современный уровень окисленности вод, уже превосходящий прогноз на 2100 год. Изотопные данные по растворенному неорганическому углероду и цепочка симуляций водных источников методом Монте-Карло с использованием данных по солености и δ18O позволили предположить, что устойчивая асидификация является следствием скорее деградации терригенного органического материала и разгрузки вод арктических рек с повышенными концентрациями СО2, чем поглощения атмосферного СО2.  Мы предполагаем, что Восточно-Сибирский Арктический шельф может подвергнуться еще более интенсивной асидификации в случае, если таяние вечной мерзлоты приведет к увеличению привноса наземного органического углерода, что, в свою очередь, при сохранении потока пресных вод, повышает его продуктивность в качестве источника СО2.

Майкл Вилсон, профессор кафедры проектирования объектов нефтегазового комплекса ИПР, Михаил Шалдыбин, доцент кафедры общей геологии и землеустройства ИПР.

Журнал: Earth-Science Reviews (IF 6,991).

Статья: Минералогия глин нетрадиционных резервуаров сланцевой нефти США. Часть 1. Интерпретация преобладания смешанно-слойных упорядоченных слоев структуры иллит/смектит R3.

В статье выполнен обзор по месторождениям сланцевой нефти США, охватывающий в основном палеозойский возраст с упором на минералогию глин этих горных пород. Сделан вывод о доминирующей роли в них иллитовых (I) слоев над смешанно-слойными, а также иллит-смектитовыми (I-S) компонентами. Предложено другое соотношение последовательности их чередования в породах типа сланцев в отличие от песчаников — со структурой типа IIIS.

Владимир Зуев, профессор кафедры гидрогеологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии ИПР.

Журнал: Optics Express (IF 3,148).

Статья: Аналитические функции калибровки для чистого вращения методом комбинированного рассеяния света лидара.

Мы представляем функцию калибровки в общем аналитическом виде для тропосферического извлечения температуры с использованием чистых вращательных спектров комбинационного рассеяния (ПРР) лидаров. Функция получена в рамках полуклассической теории с учетом ударного расширения всех линий PRR. Мы анализируем моделирование четырех простейших нелинейных (threecoefficient) специальных случаев, чтобы определить функцию, которая дает меньше всего ошибок, и, следовательно, является наиболее подходящей для извлечения температуры. Два из них предлагаются в первый раз. Проведенный сравнительный анализ температурных погрешностей показал, что все особые случаи дают ошибку позиционирования менее 0,1 K по модулю, и, следовательно, могут быть применены для тропосферического извлечения температуры. Лучшая функция дает максимальную погрешность менее 0,002 К по модулю и в пять раз меньше по сравнению с обычно используемой нелинейной функцией калибровки.

Кластер «Устойчивая энергетика»

Варвара Романова, старший научный сотрудник кафедры физики высоких технологий в машиностроении ИФВТ, Руслан Балохонов, старший научный сотрудник кафедры физики высоких технологий в машиностроении ИФВТ.

Журнал: Materials and Design (IF 3,997).

Статья: Эволюция структуры зерна при производстве лазерных присадок. Моделирование методом клеточных автоматов.

Мы разработали двухмерную численную модель для моделирования эволюции структуры зерна, наблюдаемой в ходе производственного процесса лазерных присадок. Метод клеточных автоматов используется для описания роста зерен. Модель источника тепла Голдак принимается для расчета подвода тепла во время лазерной плавки. Рассматривается выборочный процесс плавления лазером, который включает в себя последовательное нанесение порошковых слоев на поликристаллической подложке с последующим их плавлением. Обсуждается влияние параметров источника тепла на эволюцию структуры зерна. Результаты моделирования показали соответствие экспериментальных данных, описывающих основные характеристики структуры зерна.

Мария Чушнякова, инженер Центра измерений свойств материалов ФТИ.

Журнал: Computer Physics Communications (IF 3,635).

Статья: DFMSPH14: C-код для потенциала двойного складывания взаимодействия двух сферических ядер.

Это новая версия кода DFMSPH, предназначенного для получения потенциала ядра атома с использованием модели двойного складывания (DFM) и, в частности, для поиска кулоновского барьера. Новая версия использует распределение заряда, протонов, нейтронов и плотности, предоставленные пользователем. Также мы добавили возможность для установки потенциала DFM профилем Гросса-Калиновского. Основные функциональные возможности исходного кода (например, потенциал ядро-ядерных в зависимости от расстояния между центрами масс сталкивающихся ядер, барьерные характеристики Кулона и т.д.) не были изменены.

Annand J.M. (h-index: 33), Arends H.J. (h-index: 25), Braghieri A. (h-index:24), Briscoe W.J. (h-index: 45), Александр Фикс, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории математической физики ФТИ, Gradl W. (h-index: 49), Kondratjev R.L. (h-index: 22), Korolija M. (h-index: 25), Krusche B. (h-index: 42), Lisin V.P. (h-index: 24), Livingston K. (h-index: 41), MacGregor I.D. (h-index: 25), Manley D.M. (h-index: 31), Meyer W. (h-index: 21), Miskimen R. (h-index: 43), Ostrick M. (h-index: 38), Pedroni P. (h-index: 24), Prakhov S.N. (h-index: 24), Reicherz G. (h-index: 32), Sarty A. (h-index: 30), Schumann S. (h-index: 25), Strakovsky I.I. (h-index: 43), Tiator L. (h-index: 32), Thomas A. (h-index: 27), Unverzagt M. (h-index: 22), Watts D.P. (h-index: 31).

Журнал: Physical Review C (IF 3,146).

Статья: T и F асимметрии в процессах фоторождения нейтральных пи-мезонов на протоне.

Для процессов фоторождения нейтральных пи-мезонов на нуклонах вычислены поляризационные наблюдаемые T и F. Сравнение результатов с полученными недавно экспериментальными данными позволило уточнить вклад в исследуемый процесс возбужденных состояний нуклона, расположенных во второй и третьей резонансных областях.

Adamyan G.G. (h-index: 29), Николай Антоненко, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Wieleczko J.P. (h-index: 30).

Журнал: Physical Review C (IF 3,146).

Статья: Ожидаемое получение новых экзотических альфа-излучателей 108Xe и 112Ba в
реакциях полного слияния.

Сечения получения нейтронно-дефицитных изотопов 108-110Xe и 112-114Ba в реакциях полного слияния 58,56Ni+54Fe и 58,56Ni+58Ni рассматриваются в модели двойной ядерной системы. Результаты расчетов сравниваются с  имеющимися экспериментальными данными. Предсказываются оптимальные энергии столкновения и соответствующие максимальные сечения образования новых изотопов 108Xe и 112Ba.

Кластер «Медицинская инженерия»

Дина Сыромотина, инженер-исследователь Центра технологий ФТИ, Роман Сурменев, начальник Центра технологий ФТИ, Мария Сурменева, старший научный сотрудник Центра технологий ФТИ, Epple M.K. (h-index: 46), Ulbricht M. (h-index: 44), Oehr C. (h-index: 23).

Журнал: Materials Science and Engineering: C (IF 3,420).

Статья: Влияние смачиваемости и свободной поверхностной энергии на биологические характеристики пленок на основе поли-3-гидроксибутирата, модифицированных с помощью ВЧ-плазмы.

Мембраны на основе биодеградируемого полимера поли-3-гидроксибутирата (П3ГБ) были модифицированы с помощью кислородсодержащей и аммиачной высокочастотной (ВЧ, 13,56 МГц) плазмы с целью улучшения смачиваемости, поверхностной энергии и, как следствие, биосовместимости. Исследования показали изменения топографии поверхности мембран после плазменной обработки и значительное изменение смачиваемости и поверхностной энергии, а также отсутствие влияния на кристаллическую структуру полимера, за исключением режимов обработки при высоких мощностях (250 Вт). Было проведено исследование эффекта старения поверхности модифицированных П3ГБ мембран, в результате которого наблюдалось небольшое увеличение контактного угла смачиваемости и уменьшение поверхностной энергии. Тем не менее, в течение четырех недель разница контактного угла смачиваемости между полимерами, которые были обработаны в плазме, и необработанных поверхностей полимера, по-прежнему оставалась значительной. Выявлено влияние полярной составляющей поверхностной энергии П3ГБ мембран на поведение клеток. Увеличение полярной составляющей после модифицирования мембран в плазме с использованием реактивного газа аммиака привело к значительному улучшению адгезии клеток и их пролиферации на биологически разлагаемых полимерных мембранах, по сравнению с необработанным полимером или модифицированным с использованием кислородсодержащей плазмы.

Александр Тимин, младший научный сотрудник лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA.

Журнал: Materials Science and Engineering C (IF 3,420).

Статья: Магнитые гидридные кремнеземы, модифицированные гуанидиновыми полимерами как системы доставки.

С использование золь-гель метода были получены наночастицы диоксида кремния и γ-Fe2O3 со структурой ядро-оболочка. Морфологические особенности гибридных частиц кремнезема были охарактеризованы с помощью сканирующего электронного микроскопа. Данные материалы характеризуются  высокой адсорбционной способностью по отношению к молсидомину — лекарственного средства (содержание  молсидомина может доходить до 3,42 ± 0,21 и 2,34 ± 0.14mg / г). Максимальное высвобождение лекарственного средства  достигается при pH 1.6 (приблизительно 71-75%  при 37° С), в то время как при pH 7,4 высвобождения лекарственного средства ниже (50.4-59.6%  при 37° C). Эти результаты имеют важное значение для создания магнитоуправляемых лекарственных носителей.

Александра Першина, доцент кафедры биотехнологии и органической химии ИФВТ, Shur V.Y. (h-index: 26).

Журнал: RSC Advances (IF 3,289).

Статья: Магнитные наночастицы, конъюгированные с pHLIP для нацеливания в  поврежденные кислые ткани.

Проведена ковалентная иммобилизация рН-зависимого встраивающегося пептида pHLIP на поверхность магнитных наночастиц оксида железа. Полученный наноконъюгат обладает МРТ-контрастными свойствами и избирательно накапливается в поврежденных кислых тканях. Способность наноконъюгата связываться с клетками при закислении рН среды подтверждена на клеточной линии НТС и на модели опухоли LLC мыши in vivo.

Дмитрий Аточин, заведующий лабораторией изучения механизмов нейропротекции Центра RASA, Яна Анфиногенова, ведущий научный сотрудник лаборатории изучения механизмов нейропротекции Центра RASA.

Журнал: Phytomedicine (IF 2,937).

Статья: Нейропротекторные эффекты п-тирозола после глобальной ишемии головного мозга у крыс.

Салидрозид — это биологически активное соединение, получаемое из растения родиола розовая (Rhodiola rosea L). После внутривенной инъекции салидрозид активно метаболизируется в п-тирозол, и только следовые количества салидрозида обнаруживают в ткани головного мозга. Целью работы было исследовать нейропротекторные эффекты п-тирозола в модели глобальной ишемии-реперфузии головного мозга. Дизайн исследования заключался в том, что крысы линии Вистар были разделены на группы ложно-оперированных, контрольных, получающих п-тирозол и пентоксифиллин животных. Крысам контрольной и получающих п-тирозол и пентоксифиллин групп внутривенно вводили раствор NaCl, п-тирозола и пентоксифиллина ежедневно в течение 5 дней, соответственно. Животных обследовали на 1, 3 и 5 день после глобальной ишемии-реперфузии головного мозга. После оценки неврологического дефицита, проводили морфологическое и биохимическое исследование ткани головного мозга. Результаты исследования показали, что внутривенное назначение п-тирозола в дозе 20 мг/кг повышало выживаемость животных, снижало неврологический дефицит, вызванный глобальной ишемией-реперфузией головного мозга, снижало повреждение нейронов гиппокампа и уменьшало перекисное окисление липидов в ткани мозга животных в этой модели ишемического инсульта. Полученные данные могут быть использованы для создания нового высокоэффективного препарата, защищающего головной мозг от повреждения, вызванного недостаточным кровоснабжением.

Спецпроект «Цитируемые ученые» создан Управлением по научной работе и инновациям совместно с Управлением коммуникационной политики Томского политехнического университета. Каждый месяц вуз знакомит академическую общественность России и зарубежья с научными достижениями томских политехников. Подробная информация: на портале ТПУ, в соцсетях — VK, facebook