Сегодня сто лет Транссибу, послужившему основанию Томского политеха

| 1347

Строительство Великого Сибирского пути, послужившего одной из главных причин открытия в Томске Технологического института, было завершено ровно сто лет назад, 5 октября 1916 года. В этот день правительство приняло в эксплуатацию мостовой переход через реку Амур, и началось «сквозное» пассажирское сообщение от Москвы до Владивостока. 

Фото: РИА Новости. 

Длина Транссибирской железнодорожной магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире. Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Южный Урал, Челябинская область) до Владивостока. Ее длина — около 7 тысяч км. Именно этот участок был построен за 25 лет, с 1891 по 1916 годы. Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1916 год составила до 1,5 миллиарда рублей. Технические возможности магистрали позволяют перевозить по ней до 100 млн тонн грузов в год.

О связи строительства Транссиба и решения об открытии в Томске Технологического института рассказывает Лидия Лозовая, директор комплекса музеев ТПУ:

«Решение об учреждении в Томске Технологического института было принято в 1896 году. Тогда в правительстве страны пришли к пониманию, что строительство железной дороги, которая для Сибири не просто важна, а жизненно необходима, требует обслуживания практическими инженерами. Предполагалось, что в новом институте, который откроют в Томске, будет два отделения: механическое и химическое.

И одной из самых главных задач, которая ставилась перед институтом, как раз и была подготовка инженеров для Сибирской железной дороги». 

В 1899 году первый директор Томского технологического института Ефим Зубашев предпринял поездку по Сибири, чтобы ближе ознакомиться с перспективами развития экономики края и выяснить потребности в инженерах. После поездки стало ясно, что институт в составе механического и химического отделений не удовлетворит запросов Сибири в инженерных кадрах. Особенно после сдачи в эксплуатацию железной дороги, которой потребовалось большое количество каменного угля для паровозов, большая часть которого привозилась с Донбасса, что было дорого и перегружало дорогу. В Сибири тогда не было специалистов, которые могли бы разведать месторождения угля и организовать его добычу. Кроме этого, Сибирская железная дорога была построена с погрешностями, ее надо было достраивать, требовались новые мосты, вокзалы. Поэтому Сибири нужны были свои инженеры-строители и архитекторы.

«Все это побудило директора Томского технологического института Ефима Лукьяновича Зубашева обратиться в Петербург с обстоятельной запиской о необходимости открытия в институте, кроме ранее предусмотренных механического и химического отделений, еще горного и инженерно-строительного. Записке дали ход, предложения были сочтены своевременными, и таким образом, благодаря строительству Транссиба, в Томском технологическом институте открылись еще горное и инженерно-строительное отделения. За прошедшие годы десятки тысяч выпускников Томского политеха приняли участие в строительстве и вводе в эксплуатацию разных участков Транссиба и инфраструктуры вокруг», — добавляет Лидия Лозовая.