Эксперт: болота не играют большой роли в общей концентрации метана над Западной Сибирью

| 1021

На Международном форуме, посвященном изучению биогеохимических последствий деградации вечной мерзлоты в Северном Ледовитом океане, эксперт Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН Андрей Скороход рассказал о том, как результаты 15-летних исследований атмосферы на территории России могут помочь в оценке проблемы глобального изменения климата. В том числе, в изучении деградации подводной мерзлоты с последующим высвобождением парниковых газов.

Лаборатория  газовых примесей атмосферы Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН под руководством Андрея Скорохода принимала участие в серии международных экспериментов TROICA (TRanscontinental Observations Into the Chemistry of the Atmosphere). Целью экспериментов являлась оценка состава атмосферы над территорией Евразии.

Чтобы проследить за состоянием атмосферы на территории такой большой страны, как Россия, ученые использовали передвижную лабораторию, которая путешествовала по разным регионам страны на поезде. Главным образом, изучение химического состава атмосферы велось вдоль Транссибирской магистрали (Транссиба) — самой длинной железной дороги в мире, соединяющей Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами страны. Длина Транссиба — 9 288,2 км.

Учеными была исследована атмосфера на территории более 100 населенных пунктов России.

Участники международных экспериментов TROICA провели оценку природных и антропогенных эмиссий различных атмосферных газов, изучили состояние воздуха в больших, маленьких и средних городах, промышленных регионах, осуществляли контроль за экстремальными экологическими ситуациями и валидацию (ред. — процесс доказательства) существования определенных процессов, которые показали спутниковые измерения и расчеты. В том числе, проводились исследования по содержанию в воздухе метана.

«Нами было выявлено устойчивое превышение нормы содержания метана на территории Западной Сибири. Требовалось понять, почему концентрация этого газа именно в этом регионе была превышена. Естественным источником метана, как известно, являются болота. И долгое время считалось, что концентрация метана в Западной Сибири связана как раз с наличием большого количества болот», — сообщил ученый.

Он отметил, что метан имеет много источников, и понять, какой именно лидирует, позволяют определенные научные методы. Один из таких методов — изотопный анализ. По содержанию в составе метана изотопа С13 ученые выявляют его источник.

Проведя такой анализ, ученые выявили, что наличие «болотного» метана вносит большой вклад в общее содержание метана в атмосфере Западной Сибири. Однако его концентрация все же меньше, чем уровень метана, источником которого является человек и результаты его жизнедеятельности.

По данным 2014 года, значительное повышение концентрации метана в Западной Сибири над фоновым уровнем связано, прежде всего, с биогенными эмиссиями. С другой стороны, значительный локальный вклад могут давать и утечки природного газа при его добыче, переработке и транспортировке. Также повышенные концентрации метана наблюдаются в шлейфах от лесных (низовых) пожаров, большая часть которых приходится на территорию Восточной Сибири и Хабаровского Края.

Фото: Васюганское болото/ smileplanet.ru

«Транссибирская магистраль расположена на территории 53°-54° северной широты. Это достаточно далеко от Северного Ледовитого океана. Почему же нам, исследователям Арктики, интересны результаты этих экспериментов? Дело в том, что, если рассматривать весь арктический регион, выходит, мы знаем, что происходит в его северной части, на 70° северной широты (то есть на арктическом шельфе), однако нам не известно, каково состояние атмосферы южнее.

Сейчас нам крайне важно обсудить и понять, как уклад наземных и водных систем Северной  Евразии и Сибири влияют на глобальный бюджет метана в атмосфере арктического региона в целом»,

— отметил профессор ТПУ, руководитель Международной лаборатории углерода арктических морей ТПУ, член-корреспондент РАН Игорь Семилетов.

Отметим, масштабный эксперимент TROICA проводился более 15 лет.

«Зародилась идея о проведении серии таких исследований в середине 1990-х для решения актуальной в то время проблемы — в Северной Евразии практически не существовало современных наблюдательных станций, которые давали бы информацию о состоянии атмосферы. Поэтому у международной группы исследователей возникла идея поставить измерительное оборудование на двигающуюся платформу, в данном случае на поезд, и компенсировать этот недостаток.На тот момент мы создали лучший в России комплекс современной измерительной аппаратуры, которая позволила произвести измерительные испытания в условиях использования самой современной техники. Таким образом, проехав через всю страну, за короткое время мы получили  разрез того, что происходит в атмосфере по всей стране, что откуда идет, кто кого загрязняет, где неблагополучно, какие процессы происходят и так далее. Эксперимент был проведен в 2010 году, но до сих пор мы работаем с этой колоссальной базой данных», — отметил в своем докладе Андрей Скороход.

Справка:

Результаты долговременных исследований состояния атмосферы над территорией России, были получены в ходе выполнения проектов Международного научно-технического центра (МНТЦ). В выполнении проектов участвовали ученые и техники Института физики атмосферы им. А.М. Обухова, Научно-исследовательского физико-химического института имени Л.Я. Карпова, Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, Института химии Макса Планка, Научно-исследовательской лаборатории по изучению Земли NOАA и других научно-исследовательских организаций России, Германии, Финляндии и Австрии.