В ТПУ обсудили, как изменится система электронного обучения в вузе в 2018 году

| 1969

Представители Института электронного обучения (ИнЭО), а также руководители общих образовательных программ и кафедр всех школ Томского политехнического университета сформировали программу по развитию электронного обучения в вузе. Среди планируемых новшеств, которые будут реализовываться с 2018 года, — идентификация студентов при выполнении заданий онлайн, разработка модели онлайн-поддержки ядерной программы базовой инженерной подготовки. Также в учебный процесс политехников будут добавляться онлайн-курсы и лекции от преподавателей ведущих университетов мира, а сам университет запустит в следующем году три новых массовых открытых онлайн-курса.

Встреча прошла в ходе заседания Координационного Совета ТПУ по развитию электронного обучения. Ее инициатором стал Институт электронного обучения ТПУ (ИнЭО).

«Наш институт владеет передовыми технологиями в области электронного обучения, но эти технологии нужно правильно внедрять. Они должны, с одной стороны работать в помощь преподавателю, снижая его аудиторную нагрузку, а с другой стороны — отвечать потребностям наших студентов, для которых мы и стараемся разрабатывать новые онлайн-курсы. Также важно не забывать и о работодателях, которые также заинтересованы в системе онлайн-обучения для повышения квалификации своих сотрудников. Поэтому мы пригласили на нашу встречу и руководителей образовательных программ, и руководителей кафедр, и преподавателей, которые обучают студентов и очень хорошо понимают их проблемы, чтобы совместно принять решение о том, какие шаги для улучшения системы электронного обучения в вузе мы должны предпринять», — рассказал директор Института электронного обучения ТПУ Александр Фадеев.

Члены координационного совета обсудили возможности и проблемы перевода лекций преподавателей Томского политеха в режим онлайн.

Речь идет о подготовке видеолекций, которые позволят замещать обычные лекции, будут использоваться в системе смешанного обучения, при создании массовых открытых онлайн-курсов (МООК)  и так далее. К организации разработки электронных образовательных ресурсов Институт электронного образования также намерен активно подключать студентов ТПУ. Такие работы будут зачитываться студентам как ВКР, учебная или производственная практика, а также как возможность временного или даже постоянного трудоустройства. А для преподавателей планируется введение системы поддержки (снижение нагрузки, учет работы в эффективном контракте или дополнительная оплата труда), ведь разработка онлайн-курсов — процесс нелегкий и занимает от двух месяцев до года.

«Зато в будущем, с одной стороны такие лекции станут хорошей разгрузкой аудиторных часов для преподавателя, с другой стороны — студент сможет посмотреть такую лекцию в любое время. Это гораздо легче, чем осваивать материал, находясь в большой аудитории, где преподавателя может быть плохо слышно, или в конце концов, не попасть на лекцию совсем. И, конечно, такие лекции рассчитаны на студентов, обучающихся заочно. Для них мы разработали свою отдельную систему обучения», — говорит Александр Фадеев.

Он отмечает, что главная проблема в заочном образовании сейчас заключается в том, что студенты приезжают учиться только в сессию. В течение семестра учатся лишь самые ответственные, а для выполнения индивидуальных домашних заданий (ИДЗ) легко купить в Интернете готовое решение, а за кого-то такие задания и вовсе может выполнять другой человек.

«Наша задача — повысить качество образования студентов, обучающихся удаленно. Поэтому, мы разработали для них специальные курсы в системе Moodle. С этого года все студенты-первокурсники, обучающиеся заочно, работают в этой системе. Во-первых, каждую неделю по каждой дисциплине студент должен просмотреть или прочитать лекцию и ответить на тестовые вопросы. Во-вторых, их ИДЗ разрезаны на несколько задач, в основном, от четырех до семи. К каждой из них студент получает доступ только тогда, когда преподавателем будет проверена предыдущая часть. Пока студент не загрузит решение, а преподаватель его не оценит, следующая задача закрыта. Так уже нельзя узнать, что за вопросы будут в следующем задании и предварительно приобрести ответы на них, — объясняет директор ИнЭО. — А со следующего года мы начнем внедрять систему идентификации личности обучающегося. Такое требование к нам сейчас предъявляет и Министерство образования и науки РФ. Новая система будет включать веб-камеру на компьютере студента, и администратор будет видеть, кто отвечает на вопросы. Кроме этого, система будет видеть открытые на компьютере программы и окна, так что подглядеть ответы в Интернете не получится. Если же веб-камеры нет, система просто не допустит студента к выполнению задания».

 

Еще одно планируемое новшество — внедрение в образовательный процесс политехников МООК и онлайн-лекций от преподавателей ведущих вузов мира.

«В рамках федеральной программы “Современная цифровая образовательная среда в РФ” наш университет участвует в формировании Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения. С одной стороны, мы делимся своими компетенциями с другими вузами и ссузами, а с другой — стараемся внедрить в свою практику опыт ведущих университетов мира. Я думаю, это необходимо, ведь любой человек понимает, что профессиональный курс Массачусетского университета по биткоинам будет априори лучше, чем курс регионального вуза. Но надо понимать, какой курс будет полезен по содержанию, а какой не оправдает возложенных на него ожиданий. Поэтому, важно оценивать содержание таких курсов перед их внедрением. Сейчас мы уже вовлекаем в этот процесс наших преподавателей и руководителей образовательных программ, а потом будем приглашать для прохождения таких курсов и студентов», — отмечает Александр Фадеев.

Также в ближайшее время в университете начнут появляться образовательные курсы для всех дисциплин ядерной образовательной программы. Они помогут студентам быть в курсе самых передовых технологий в своей отрасли. Кроме этого, в следующем году ожидается запуск трех новых массовых открытых онлайн-курсов ТПУ.

Запись курсов и МООК уже сегодня ведется в двух съемочных павильонах, которые работают в ИнЭО.

Планируется создание студии виртуальной реальности для разработки симуляторов и тренажеров.

«Виртуальные тренажеры показали свою эффективность. Мы запустили для наших студентов виртуальный геологический маршрут, и в этом году, когда новички приехали на практику на наш полигон в Хакасии, преподаватели отметили, что ребятам уже не нужно было тратить время на адаптацию, знакомство с оборудованием. Они сразу приступали к работе. Именно в этом и состояла цель создания такого тренажера, — замечает Александр Фадеев. — Еще одна наша важная цель — приучить наших студентов к постоянному обучению в онлайн-среде, ведь это уже мировая тенденция. В условиях постоянных изменений в мире, современный специалист должен уметь находить нужную информацию и постоянно повышать свой уровень знаний, быть способным переобучаться».

Добавим, это далеко не все новшества. Прочитать о планируемых изменениях более подробно можно будет в следующем номере газеты ТПУ «За кадры».