Исследования на реакторе ТПУ помогли обнаружить аномальное содержание серебра в питьевой воде из Башкирии

Аномальные концентрации серебра в пробах накипи, отобранных в Ермекеевском и Белебеевском районах Башкирии, обнаружили ученые Томского политехнического университета. Инструментальный нейтронно-активационный анализ проб на исследовательском реакторе вуза ученые провели по инициативе коллег из Башкирского государственного университета.

Фото: NG72.ru.

«Наш организм на 70 % состоит из жидкости, поэтому химический состав питьевой воды крайне важен для нашего здоровья. Для анализа качества воды мы организовали в 2016 году сбор проб накипи в разных районах республики и отправили их для анализа в ТПУ, где есть необходимое для этого оборудование. На днях получили результаты исследования, которые теперь предстоит обсудить с коллегами», — говорит заведующий кафедрой геологии и полезных ископаемых Башкирского госуниверситета Исхак Фархутдинов.

Для проведения исследований башкирские ученые отобрали 450 проб накипи из чайников, самоваров и других бытовых приборов жителей республики. Анализ этих проб проводился в ядерно-геохимической лаборатории кафедры геоэкологии и геохимии, действующей на базе реактора Томского политеха. Отметим, сегодня это единственный исследовательский реактор на территории Сибири и Дальнего Востока, а также единственный действующий вузовский реактор в России. Он включен в перечень уникальных научных установок страны и недавно прошел модернизацию. Ученые ТПУ проверили накипь на содержание урана, тория, серебра, золота, железа и других элементов.

«Наличие в ТПУ исследовательского реактора позволило нам использовать очень точный и надежный метод — инструментальный нейтронно-активационный анализ. Он не требует специальной подготовки проб. Партия проб помещается в канал реактора, где она облучается. Это вызывает вынужденное деление химических элементов, и по дочерним продуктам, по их периодам полураспада можно оценить концентрации исходных элементов.

В итоге мы зафиксировали значительные превышения концентрации серебра — до 60 раз выше среднего значения по республике. Мы предполагаем, что если показатели превышены в накипи, то и в воде высока вероятность обнаружения высоких концентраций серебра»,

— поясняет старший преподаватель кафедры геоэкологии и геохимии ТПУ Булат Соктоев.

По словам ученых, такое аномальное превышение может быть связано как с геологическими особенностями местности, так и с промышленной активностью в регионе.

«В Томском политехе уже много лет развивается направление медицинской геологии, которое рассматривает зависимость здоровья человека от факторов внешней среды, от геологических особенностей территории. Нам эта совместная работа с башкирскими коллегами позволила получить данные с новых территорий. Теперь с привлечением медиков республики предстоит проанализировать, как повышенные концентрации серебра и других химических элементов влияют на здоровье местных жителей», — отмечает Булат Соктоев.