Томский политех создает новые инструменты для развития современной цифровой образовательной среды в России

| 950

Институт электронного обучения Томского политехнического университета разрабатывает новейший инструментарий для создания доступной и современной цифровой образовательной среды в России. Работа над созданием новых технологий для онлайн-обучения ведется в рамках проекта по созданию Томского регионального центра развития компетенций в области онлайн-обучения, который, в свою очередь, реализуется в рамках масштабного федерального проекта по созданию современной цифровой образовательной среды в Российской Федерации.

Фото: mypageboss.com.

На первом этапе проекта по созданию Томского регионального центра развития компетенций в области онлайн-обучения политехники уже разработали ряд новых технологий в помощь студентам и преподавателям российских вузов и ссузов.  

Так, Институтом электронного обучения Томского политеха создан интерактивный каталог в помощь преподавателям всех учебных заведений России при разработке онлайн-курсов.

Каталог представляет собой уникальный расширяемый методический ресурс, размещенный в свободном доступе. В отличие от существующих агрегаторов, он имеет более широкий функционал. Помимо ссылок на программные обеспечения и онлайн-сервисы, здесь также содержится перечень методик организации интерактивного взаимодействия с наглядными примерами, в числе которых и разработки ТПУ. Инструментарий каталога представлен исключительно бесплатным ПО или же имеющим академическую лицензию, либо период пробного бесплатного использования.

«Мы считаем, что именно интерактивные технологии, виртуальные симуляторы и компьютерные тренажеры позволяют студенту приобретать, помимо знаний, еще и практические навыки, так необходимые будущему инженеру. Используя инструментарий из каталога, вполне реально разработать такие же интерактивные виртуальные модели, какие уже разрабатываются специалистами нашего института», — отмечает директор Института электронного обучения ТПУ (ИнЭО) Александр Фадеев.

Также институтом разработана и успешно апробирована инновационная программа повышения квалификации «Проектирование интерактивных виртуальных моделей для онлайн-курсов».

Обучение по ней уже прошли преподаватели двух томских вузов — ТУСУРа и СибГМУ.

Новая программа позволяет преподавателям уже на этапе проектирования онлайн-курса заложить использование виртуальных интерактивных моделей, позволяющих студентам приобрести практические навыки работы с приборами и инструментами в виртуальной среде. Так, преподаватели СибГМУ и ТУСУРа спроектировали в ходе обучения интерактивную сцену виртуальной реальности с видом от первого и/или от третьего лица. А представители СибГМУ еще и запланировали разработку сетевой программы повышения квалификации, связанной с применением инструментов виртуальной реальности и интерактивного взаимодействия в медицине и инженерной практике. С нового года программа будет доступна для освоения сотрудникам Томского политеха, а также других вузов и ссузов. Так, уже получены первые заявки на обучение от преподавателей Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (Симферополь).

Для студентов России в Томском политехе разработан онлайн-курс «Сам себе логист. Развиваем предпринимательское мышление».

Он размещен на платформах «Лекториум» и «ТПУ-онлайн». В октябре-ноябре обучение на нем прошли более 2,5 тысяч слушателей со всей России. Задача курса — помочь в развитии предпринимательского мышления в области принятия управленческих решений.

Весь этот инструментарий для электронного обучения в помощь российским преподавателям и студентам разработан политехниками в рамках проекта по созданию Томского регионального центра развития компетенций в области онлайн-обучения, который реализуется в рамках федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» на базе четырех вузов Томска — ТПУ, ТГУ, СибГМУ и ТУСУР. Ключевая задача проекта — вовлечь как можно больше специалистов и преподавателей всей страны в создание новых современных и востребованных онлайн-курсов и сделать их доступными для любого жителя России.

«Участие в создании регионального центра позволяет ТПУ, с одной стороны, расширять области продвижения своих уникальных цифровых образовательных технологий на рынок онлайн-образования, демонстрировать лучшие практики широкому кругу потребителей от школьников до преподавателей вузов. А с другой стороны, мы расширяем свои возможности по обмену опытом с коллегами из региона и России, активно участвуем в формировании новых образовательных трендов», — говорит директор ИнЭО ТПУ.

Александр Фадеев добавляет, что ключевая особенность Томского политеха на фоне большинства активных российских участников онлайн-образования — ярко выраженная инженерная специфика как изучаемого материала, так и применяемых технологий. 

Справка:

Цифровые образовательный продукты Томского политеха не раз становились победителями всероссийских и международных образовательных мероприятий. Так, в 2017 году вуз награжден дипломом и знаком «Лауреат РОСГЕО» (общественной организации «Российское геологическое общество»), дипломом и золотой медалью в конкурсе «Лучший экспонат» на выставке «Образование.Карьера», дипломом за 1 место в номинации «За вклад в развитие интернет-отрасли» международной конференции EdCrunch и другими наградами. Кроме этого, технологии ТПУ попали в топ-10 лучших практик онлайн-курсов России.