Онлайн-курсы ТПУ теперь доступны на открытом ресурсе приоритетного президентского проекта «Современная цифровая среда в РФ»

| 935

Онлайн-курсы Томского политехнического университета появились в открытом доступе на ресурсе «Одного окна», созданном в рамках приоритетного президентского проекта «Современная цифровая среда в Российской Федерации». Курсы на этом портале может выбрать и бесплатно пройти студент, школьник, сотрудник предприятия для повышения своей квалификации, а также каждый человек, заинтересованный повышением уровня своего образования. Студенту, который успешно прошел обучение на этом ресурсе по тому или иному предмету, должны будут перезачитываться результаты прохождения этого предмета в своем вузе.

Фото: онлайн-курс ТПУ «Мифы и реальности камня»

Сейчас на портале любой желающий может пройти курсы Томского политеха «Сам себе логист. Развиваем предпринимательское мышление», «Мифы и реальности камня» и «Инженерия будущего». В ближайшее время к ним добавятся и другие образовательные курсы, разработанные Томским политехом, а также три новых, не имеющих аналогов в России курса с элементами виртуальной реальности.

Отметим, программа «Современная цифровая образовательная среда» является приоритетным проектом Правительства РФ в области образования. Его целью является создание системы для качественного и доступного онлайн-обучения жителей нашей страны с помощью цифровых технологий.

«Одним из элементов проекта является ресурс «Одного окна». На нем вузы и другие образовательные организации размещают свои курсы, которые могут быть использованы в системе высшего образования. Сейчас на этом ресурсе университетами России уже размещено 460 курсов, — рассказывает директор Института электронного обучения ТПУ Александр Фадеев. — А к 2025 году планируется, что вузы страны создадут не менее четырех тысяч онлайн-курсов».

Сегодня на этот ресурс может зайти студент любого вуза и освоить любой онлайн-курс. При этом тот университет, где он учится, обязан будет перезачесть ему оценку по этому предмету.

«Идея в том, чтобы сделать знания лучших профессоров страны доступными для всех студентов. Можно будет пройти обучение в любом престижном университете, учась в менее сильном вузе. Или, например, в университете есть непрофильный предмет, и ему тяжело содержать целую кафедру для ведения одной дисциплины по требованию госстандарта. Тогда этот вуз может договориться с другим, чтобы его студенты изучали эту дисциплину онлайн по программе университета-партнера. Такая практика будет выгодна и для студента в плане качества образования, и для вуза в плане экономики, тем более, что в рамках создания таких курсов планируется еще и привлечение предприятий-партнеров. Кроме этого, для сильного университета с качественной образовательной программой размещение онлайн-курсов на ресурсе «Открытого окна» станет неплохой рекламой для привлечения новых студентов, — поясняет Александр Фадеев. — Конечно, это большой вызов для всех вузов России. Мы должны сделать свои дисциплины привлекательными и конкурентными, чтобы выбирали именно нас».

Для инженерных университетов, где дисциплины преимущественно практико-ориентированные, продолжает он, сейчас онлайн-образование является все же подспорьем для преподавателя, а не заменой его вообще. Если, к примеру, такой предмет, как история, где требуется использовать только знания, можно освоить онлайн без преподавателя, то совсем другое дело — решение интегральных уравнений. Такой опыт весьма проблематично получить, не имея возможности индивидуально проконсультироваться у преподавателя. То же касается и выполнения лабораторных работ, практических заданий.

«Поэтому, как инженерный университет, при создании онлайн-курсов мы решили сделать акцент именно на практическую часть обучения студентов. Для этого мы нашли инструмент, который пока не используется ни в одном вузе России — это виртуальная реальность. Сейчас мы завершаем работу над тремя курсами сугубо практической направленности — «Промышленная томография — увидеть невидимое», «Наноструктурная керамика» и «Чистая энергетика на твердом топливе — это реально».

В каждом из них есть обязательная практическая компонента, и у студента будет возможность не только освоить теоретический материал, но и возможность получить практические навыки на виртуальных тренажерах».

Виртуальные тренажеры представляют собой точную копию настоящих лабораторий Томского политеха, и весь процесс работы в них выстроен так, как если бы студент работал в реальных условиях за настоящим оборудованием. Например, в каких-то случаях придется побегать по разным этажам, чтобы включить все необходимые приборы, а в каких-то — подолгу ожидать завершения работы той или иной установки, контролируя процессы ее работы. 

«Мы станем первыми в стране, кто запустит такие курсы», — отмечает Александр Фадеев.

Планируется, что новые курсы будут запущены в вузе с февраля. В дальнейшем они также появятся на ресурсе «Одного окна», чтобы пройти по ним обучение смог любой студент России.

«Мы считаем, что для нас, как для политехнического университета, ресурс «Одного окна» — очень хороший шанс привлечь студентов из других университетов. Ведь наше конкурентное преимущество — это уникальные программы для направлений нефтегазовой и атомной отрасли, единственный в стране учебный исследовательский ядерный реактор, уникальное лабораторное оборудование, за которым работают сегодня наши студенты», — заключает Александр Фадеев. 

Справка:

ТПУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.