Нобелевский лауреат Дан Шехтман: «Хорошо открыть ресторан или парикмахерскую, но экономику поддерживают high-tech стартапы»

| 778

Глава Международного научного совета Томского политеха, нобелевский лауреат Дан Шехтман в пятницу прочитал в университете открытую лекцию «Почему мы должны учить технологическому предпринимательству в университетах» (Why Should We Teach Technological Entrepreneurship in Universities). Профессор рассказал, из чего складывается предпринимательская среда и как она влияет на уровень экономики всего государства. Служба новостей публикует самые интересные фрагменты лекции.

«Развитие предпринимательства решает важнейшие проблемы экономики: сокращение населения и безработица. 

Многие правительства выбирают стратегию поощрения больших семей. В Израиле, например, действует система поощрения технологического предпринимательства, потому что в стартапах число сотрудников удваивается каждые полгода. Люди получают работу в технологических компаниях и могут вести достойный образ жизни и обеспечивать своих детей. Согласно статистике, в Израиле у женщин в среднем по 3,2 ребенка. Ежегодно 3-4 % государственного бюджета тратиться на развитие НИОКР. Пожалуй, только в Швеции есть такие показатели».

«Учителя — это самые важные люди в мире, потому что в их руках находится наше будущее. Начиная от учителей в начальной школе до профессоров в университетах».

«Хорошо открыть ресторан или парикмахерскую, но они не поддерживают экономику. Экономику поддерживают high-tech стартапы. Так как вы обеспечиваете себя, других людей и всю экономику».

Роботы не отнимают рабочие места

«Многие опасаются, что роботы заменят людей и они останутся без работы. Я говорю: “Посмотрите на безработицу в неразвитых странах — 50 %. Там нет роботов. Посмотрите на развитые страны. В моей стране это 4,5 %. Чем больше автоматизация, чем более развита страна, тем ниже безработица. Роботы не отнимают рабочие места, они их предоставляют».

«Укрепление технологического предпринимательства требует развития человеческой изобретательности. Основным ресурсом любой страны, включая Россию, является не нефть, не полезные ископаемы, не древесина, а люди. Ваши мозги — это самый важный ресурс России. Не нефть».  

 

«Как развить человеческую изобретательность? Существует несколько условий. Первое — это хорошее школьное образование для всех. Второе — лучшие учителя.

Ученый из Стэндфордского университета провел исследование: один учитель, который лучше среднего на одно значение, готовит лучшего специалиста, который получает лучшую зарплату и платит подоходный налог, который в несколько раз выше зарплаты учителя. Хороший учитель — хороший бизнес для страны и для каждого человека. Плохой учитель готовит плохих специалистов, что вызывает проблемы в целом для общества. Поэтому каждая страна должна уделять особое внимание тому, чтобы только отличные люди становились учителями не только университетах, но и в начальной, и в средней школе.

Третье условие — хорошее инженерное и научное образование. Четвертое — государственная политика и поддержка. Пятое — свободная рыночная экономика. Шестое — отсутствие коррупции. Но этого может быть недостаточно.

Также необходимо развивать предпринимательский дух и знания. Получая знания, все начинают говорить о предпринимательстве, потом это становится духом страны. Все хотят стать предпринимателями».

Предпринимательству можно научиться

«Некоторые думают, что предпринимателем надо родиться. Этому можно научить как математике или вождению автомобиля, или плаванию. Всем необходимо взять несколько уроков, чтобы научиться».

«Культурные предрассудки особенно сильны в странах Востока. В этих культурах провал считается позором для человека и его семьи. А я говорю: “Провал — это нормально. Начинай снова. Возьмите годовалого ребенка. Он начинает ходить, падает, встает и опять падает. Через неделю он ходит, а через две вы не можете его поймать”».

«Предпринимательство — это не только развитие собственной компании. Нужно упомянуть и внутреннее предпринимательство, когда человек с хорошей идеей представляет ее руководителю компании. В случае положительной оценки ее начинают развивать, и в большинстве случаев добиваются успеха».

Профессор Шехтман также считает, что к технологическому предпринимательству надо готовить, начиная с детского сада. Чтобы дети были готовы воспринимать научную информацию. Например, в Израиле сложилась целая предпринимательская экосистема, основой которой являются хорошие университеты, которые готовят хороших инженеров; центры разработок, принадлежащие иностранным high-tech компаниям; научные разработки для военных целей, которые также используются в мирной жизни.  

Профессор затронул и вопросы первоначального капитала для стартапов.

«Никогда не создавайте компанию на свои средства, то есть не продавайте машину или квартиру. Не берите деньги у друзей или родителей. Получить финансирование стартапы могут благодаря бизнес-ангелам, стратегическим партнерам, венчурным фондам».

Кроме того, Дан Шехтман привел несколько примеров удачных и провальных технологических стартапов, а также ответил на вопросы слушателей.

Справка:

Лекция приурочена к старту курса «Предприимчивость» в ТПУ. Этот новый курс разработан для развития у студентов ТПУ «мягких навыков». Так называемых soft skills, для повышения их конкурентоспособности на рынке труда и повышения рыночной ориентированности при создании собственных проектов и при работе в крупных компаниях. Курс станет обязательным для студентов 2018 года набора, а пилотный курс будет запущен для студентов Инженерной школы информационных технологий и робототехники.

Дан Шехтман — профессор Израильского технологического института Технион. В 2011 году он получил Нобелевскую премию за открытие квазикристаллов. В Томском политехническом университете Дан Шехтман возглавляет Международный научный совет (МНС). Более 25 лет профессор Шехтман учит технологическому предпринимательству инженеров и ученых по всему миру.