Первую группу бортовых электриков для авиационно-космического комплекса страны выпустил ТПУ

| 642

Первую группу бортовых электриков для авиационно-космического комплекса страны выпустила Инженерная школа энергетики Томского политеха. Группа бакалавров, прошедших обучение по направлению «Электротехника и электроэнергетика» (профиль «Электрооборудование летательных аппаратов» (ЭОЛА)», на «отлично» и «хорошо» защитила квалификационные работы.

Напомним, четыре года назад открытие «ЭОЛА» поддержали свыше 40 предприятий авиационно-космической отрасли России. В 2014 году был осуществлен первый набор «целевиков». На тот момент потребность в бортовых электриках в России составляла около 200 человек в год. В 2016-м ТПУ вошел в число вузов, ведущих целевую подготовку кадров для ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина», холдинга «Вертолеты России», госкорпорации «Роскомос».

Накануне состоялся первый выпуск двенадцати бортовых электриков для предприятий авиационно-космического комплекса.

«Сегодня произошло удивительное событие — после длительного перерыва фактически восстановлена подготовка кадров, специалистов по электрооборудованию летательных аппаратов.

Насколько я осведомлен, в России за Уралом нет вузов, готовящих таких специалистов, — отметил председатель Государственной экзаменационной комиссии, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Юрий Шурыгин. — И в этом смысле Томский политехнический может "завладеть инициативой" в период, когда авиационно-космическая промышленность России "встает на крыло"».

Председатель комиссии также отметил, что приятно удивлен не только тематикой выпускных квалификационных работ, охватывающей практически весь комплекс бортового электрооборудования аэродинамических и космических летательных аппаратов, но и степенью подготовки студентов.

«Видно, что студенты бакалавриата хорошо ориентируются в электромеханике, силовой электронике, теории автоматического управления, а также в вопросах взаимосвязи этих дисциплин с общим функционированием конкретного летательного аппарата», — сказал Юрий Шурыгин.

По итогам испытаний члены Государственной экзаменационной комиссии дополнительно отметили пять дипломных проектов, которые представляют особый интерес, так как выполнены на актуальные темы региональной и отраслевой направленности. Среди таких работ, например, «Анализ динамических свойств канала тангажа малого летательного аппарата», «Проектирование тягового двигателя для привода шасси пассажирского самолета», «Проектирование двигателя рулевого винта вертолета».

Работы выполнены по тематике предприятий, все 12 рекомендованы к опубликованию, ребята получили за них девять оценок  «отлично» и три  «хорошо».

«Подготовка бакалавров велась с особой тщательностью. Все дисциплины нового профиля были логично увязаны между собой, качественно сочеталась научная и практическая составляющие, — отметил руководитель профиля «ЭОЛА» Александр Гарганеев. — За последний год в лаборатории систем электроснабжения летательных аппаратов нам удалось организовать 12 новых лабораторных работ».

 

Освоение профессии нынешние выпускники начинали с выполнения творческого проекта в студенческом конструкторском бюро. После второго курса прошли производственную практику на действующих предприятиях. Каждый из обучающихся получил индивидуальное задание, связанное с реальной процедурой сборки и отладки «живых» летательных аппаратов и их частей – Су-34, Миг-29, Ил-76, Ил-112, Ми-171, а также космических аппаратов и ракетно-космических комплексов.

Задания проверялись во время практик в РКК «Энергия», ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (г. Москва, г. Жуковский), на авиационном заводе в городе Луховицы (Московская область), Новосибирском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова, авиационном заводе Улан-Удэ холдинга «Вертолеты России» и других предприятиях.

Резюмируя итоги, профессор Гарганеев оценил проделанную ребятами работу как промежуточный этап для перехода на следующую ступень — магистерскую подготовку по профилю «Электромеханические и электротехнические системы автономных объектов».