Киберполитех: Томский политех переходит на цифру

| 4950

По инициативе ректора Томского политехнического университета Петра Чубика в вузе создана новая должность — проректора по цифровизации, и соответствующее управление, в состав которого вошли Центр цифровых образовательных технологий (ЦЦОТ) и Информационно-аналитическое управление (ИАУ). Назначение на пост проректора получил директор ЦЦОТ Александр Фадеев. Мы попросили его рассказать о том, зачем Томскому политеху цифровизация, какие задачи будет решать новое структурное подразделение вуза, что в ближайших «цифровых» планах ТПУ.

— Александр Сергеевич, о цифровой экономике не говорят сегодня только самые ленивые. Но подобное уже было в недавней истории — вспомним хотя бы нанотехнологии, моду на все «нано». Не является ли цифровизация очередной модной волной? Зачем потребовалось в ТПУ концентрировать в одних руках «цифровые» административные, аналитические, образовательные и исследовательские ресурсы?

— Цифровая экономика — ответ на вызовы, которые ставят перед человечеством ускоряющиеся процессы изменений в развитии техники и технологий. В России четыре года назад появилась Национальная технологическая инициатива (НТИ) — комплексная программа действий по созданию условий для обеспечения российского лидерства на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет. Цифровизация — ключевое направление деятельности в рамках НТИ. Два года назад утверждена Стратегия научно-технологического развития страны на долгосрочный период, в которой переход к цифровым, интеллектуальным, роботизированным системам и технологиям назван в качестве одного из главных приоритетов. Это не мода, это практическое воплощение известного правила: «Будущее делается сегодня».

Эксперты НТИ прогнозируют: к 2035 году большая часть профессий, которые существуют сейчас, просто-напросто исчезнет. Им на смену придут новые, о которых мы пока можем только предполагать.

Фото: Александр Фадеев

Мы видим взрывное развитие информационных технологий. «Железо» (машины и оборудование) за ними не поспевает. Мы наблюдаем за появлением совершенно нового «цифрового» бизнеса, тех же Яндекс-такси, Uber, Trivago, платформ по бронированию билетов и онлайн-продажам. В них полностью исключаются посредники между человеком и товаром или услугой. Эти системы оперируют только цифровыми данными, сводя к минимуму необходимость вбивать новую информацию. В Яндекс-такси никто не вбивает координаты автомобиля — их определяет навигатор, сведения о пассажире — эти данные автоматически берутся из смартфона. Благодаря тому, что данные постоянно накапливаются, там уже сейчас могут прогнозировать — кто, когда и куда поедет. Развитие подобных систем и сервисов и дальше будет происходить очень быстро, все больше влияя на самые разные виды и формы хозяйственной, управленческой и любой другой деятельности человека. Научно-образовательной — в том числе. В этой сфере цифровизация уже сейчас бурно развивается и нам важно обеспечить здесь лидирующие позиции нашего университета. Все это руководители подразделений Томского политеха достаточно подробно обсуждали недавно в режиме «мозгового штурма» во время «стратегической сессии». Практически все участники отметили чрезвычайную актуальность проблемы и согласились с тем, что ТПУ никак нельзя опоздать на этот поезд. Очевидно, это и стало решающим аргументом в решении выделить цифровизацию в качестве одного из важнейших приоритетов в деятельности университета. Что касается кадровых и структурных изменений — объединение ресурсов, на мой взгляд, неизбежный управленческий шаг, позволяющий сконцентрировать не только имеющийся потенциал, но и ответственность за реализацию поставленных задач.

— Во многих российских вузах есть проректоры по информатизации. По цифровизации — вы, наверное, пока первый и единственный…

— Чем отличается информатизация от цифровизации? Информатизация — это инструментарий в виде компьютеров, программ и информационных кабельных сетей, которые облегчают работу человека. Скажем, компьютерные программы для бухгалтеров помогают им вести финансовую отчетность, рассчитывать зарплаты и так далее. Но это инструмент. Раньше были счеты, сейчас компьютер. Цифровизация — это иной уровень. После ввода данных цифровая система сама решает поставленные задачи, анализирует информацию, выдает прогноз. Это еще не искусственный интеллект — но некое промежуточное звено между человеческим и искусственным разумом. Компьютеризация, информатизация органично входят в более сложное и широкое понятие цифровизации.

— Мы ведь начинаем не с чистого листа. Что уже сегодня делается в ТПУ в цифровой сфере?

— Томский политех входит в число российских университетов-лидеров по многим направлениям цифровизации. Система цифрового документооборота, действующая в ТПУ, одна из лучших в стране.

Во многих вузах пока еще только предпринимают попытки внедрения безбумажных информационных технологий, а мы уже не представляем себе, как это, нести служебную записку на бумаге или оформлять командировку, бегая по кабинетам.

Командировка, к примеру, оформляется у нас таким образом, что после ввода параметров предстоящей поездки (сроки, пункты назначения, вид транспорта и так далее) информационно-программный комплекс сам формирует смету, приказы, все это подписывается в цифровом виде.

В ТПУ переведены в цифру разработка учебных планов, распределение учебной нагрузки преподавателей, учет текущей и сессионной успеваемости студентов, действует электронный сервис учета научных публикаций и многое другое.

Преподаватели ТПУ активно применяют в образовательном процессе электронные онлайн-курсы, которых в настоящее время насчитывается свыше 900. Эти курсы после ввода в них содержательной учебной «начинки» работают как элементы экосистемы обучения в режиме «двадцать четыре часа семь дней в неделю», они самостоятельно организуют учебный процесс, формируют задания студентам и осуществляют проверку их выполнения.

В ТПУ разработаны одиннадцать массовых открытых образовательных онлайн-курсов (МООК), из них два — на английском языке. Они достаточно популярны, за два года обучение по нашим МООК прошли более 20 тысяч слушателей из России, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд курсов получил признание в экспертном сообществе, завоевал награды на национальных конкурсах и образовательных выставках.

Растет количество других интерактивных форм обучения: электронных онлайн-семинаров, видеолекций, систем дополненной и виртуальной реальности. У нас, например, разработан «Виртуальный геологический полигон», при помощи которого студенты могут погрузиться в обстановку реально действующего учебного геологического полигона ТПУ в Хакасии. Когда будущие геологи потом приезжают туда на практику, им уже не нужно времени на адаптацию, изучение местности, они готовы сразу приступать к работе.

Мы переводим сейчас в виртуальную реальность наши ведущие научные лаборатории.

Учащиеся смогут совершать такие же действия, какие они делали бы, находясь в настоящей лаборатории: знакомиться с оборудованием, изучать особенности работы на нем. Для студента это как игра, как какие-нибудь «Танки», потому что используются тот же видео-движок, те же кнопки. Но игра — это одновременно и обучение, дающее определенные навыки. Это очень важно, ведь оборудование, как правило, дорогостоящее и постоянно загружено. Как научиться им пользоваться? Виртуальный комплекс позволяет «отрепетировать» все детали и нюансы предстоящего реального эксперимента.

В нынешнем году мы начали переводить в виртуальный формат Исследовательский ядерный реактор ТПУ. Это одна из наших ближайших задач.

— Каких «быстрых побед» в области цифровизации вы хотели бы достичь в ближайшие год-два и в какой цифровой реальности, на ваш взгляд, ТПУ будет существовать в отдаленной перспективе?

— Первое направление — цифровизация управленческой деятельности вуза. Нам предстоит интегрировать между собой действующие и разрабатываемые информационно-программные комплексы так, чтобы они составили единую систему. Полностью перейти на цифровой документооборот, электронную систему поручений, отчетов, услуг. Ликвидировать как класс бумажные документы и нецифровые электронные форматы (отсканированные документы, например, непригодны для автоматической компьютерной обработки). На следующем этапе — «цифровая» интеграция с организациями и предприятиями-партнерами — другими университетами Томска, научно-исследовательскими институтами, органами власти, чтобы упростить взаимодействие. В решении этих задач мы неизбежно столкнемся с необходимостью развития так называемого «цифрового доверия», когда внутри вуза и вне его цифровой документ воспринимается как действительный без подтверждения бумажным оригиналом (с синими печатями, подписью от руки и так далее). И дело тут не в вере, а в применении технологий электронной идентификации личности, биоидентификации, цифровых подписей и цифровых ключей.

«Цифровая аналитика». Сейчас значительную часть времени сотрудники управленческих структур тратят на составление ответов на всевозможные запросы информации: от руководства, от коллег, от контролирующих инстанций и других. Эти данные собираются чуть ли не вручную, по телефону, по электронной почте, зачастую не бьются между собой. Потом «хоронятся» на бумаге или на жестких дисках компьютеров.

Мы ставим задачу изменения идеологии оперирования данными внутри университета таким образом, чтобы в информационные системы информация вносилась сразу в цифровых форматах, удобных для аналитики, обработки и дальнейшей выгрузки в виде отчетов, а не в форматах, привычных пользователю.

В перспективе все внешние отчеты должны формироваться автоматически.

Второе направление — цифровизация образовательной деятельности. Мы рассчитываем в ближайшие два года обеспечить электронными онлайн-курсами все дисциплины в Школе базовой инженерной подготовки. А в перспективе — все дисциплины в вузе должны иметь цифровой компонент, позволяющий студентам работать с учебными материалами преподавателя, чтобы самостоятельно изучать какие-то темы, наверстывать упущенное в случае пропуска занятий из-за болезни или по другим причинам. Соответственно, все преподаватели должны уметь самостоятельно разрабатывать и вести онлайн-курсы (сейчас пока только 50 процентов). Для активизации этого процесса уже сейчас мы реализуем для преподавателей ТПУ курсы по 46 обучающим программам.

Мы должны предоставить возможность студентам изучать отдельные дисциплины в других университетах страны и мира, засчитывая им эти курсы на основании цифровых сертификатов по результатам обучения.

Мы продолжим цифровое копирование в виртуальную реальность лабораторий и уникальных научных установок ТПУ для обеспечения возможности учащимся готовиться к занятиям, экзаменам, экспериментам и так далее.

Управление по цифровизации ТПУ будет тесно работать с Инженерной школой информационных технологий и робототехники по разработке и реализации образовательных программ, имеющих отношение к цифровой экономике.

Что касается цифровизации научной деятельности, среди ближайших проектов — создание «цифровых профилей» научных сотрудников ТПУ, содержащих данные об их научных интересах, публикационной активности, достижениях, участии в исследовательских проектах, грантах и так далее. Анализ профилей позволит оценить соответствие тематики исследований того или иного ученого, или их групп, приоритетам научно-технологического развития страны, ориентирам Национальной технологической инициативы. Существуют «маяки НТИ» — рынки будущего. Среди них — «Аэронет» (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов), «Автонет» (развитие услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей), «Маринет», «Нейронет» и так далее. Именно на этих рынках, в которых есть возможность создать отрасли нового технологического уклада, Россия будет фокусировать внимание. Соответственно, необходима некоторая «ревизия» научного потенциала политехников, возможно, — корректировка ряда направлений исследовательской деятельности, смена приоритетов.

В целом, цифровизация Томского политеха — задача глобальная, сложная и сверхактуальная.

Нам предстоит разработать и утвердить программу по реализации цифровой экономики в ТПУ. В вузе создан неплохой «цифровой» задел, его надо расширять и развивать.