Ректор ТПУ: Подготовка инженеров будущего должна начинаться в школе

| 1234

Масштабный образовательный салон открылся в среду в Томске — в новом корпусе Заозерной школы № 16. Планируется, что за три дня работы его участниками станут более 4 000 человек. На открытии салона ректор Томского политехнического университета Пётр Чубик рассказал о вызовах, стоящих перед системой инженерного образования, и как их можно преодолеть.        

Отметим, в дни работы салона его участники — представители органов власти, школ, университетов, бизнеса и родители — обсудят внедрение новых педагогических технологий, систему поддержки талантов, создание цифровой образовательной среды, модернизацию профессионального образования и другие вопросы. На выставке, работающей на площадке салона, представлены достижения в сфере общего, среднего профессионального и высшего образования, технологии работы с одаренными детьми, разработки в области проектирования, оснащения и безопасности образовательных организаций, современное учебное оборудование, интерактивные комплексы, книги, творческие работы учреждений дополнительного образования.

На пленарном заседании салона участники большое внимание уделили непрерывному образованию и формированию системы «школа — вуз — работодатель». Ректор Томского политеха Пётр Чубик, обратившись к учителям школ и другим участникам салона, рассказал о том, какие абитуриенты сегодня поступают в Томский политех: из каких регионов, какие у них баллы ЕГЭ и уровень подготовки, какие направления они выбирают для дальнейшей учебы.

«Хочу сказать, что абитуриенты и их родители сегодня умеют выбирать. Среди самых высокобалльных направлений в ТПУ — исключительно современные и модные. Это “Биотехнология”, “Программная инженерия”, “Электроника и автоматика физических установок”, нестареющее “Нефтегазовое дело”, “Химическая технология”, “Электроника и наноэлектроника”, “Экология и природопользование”. Средний балл поступивших на эти направления — от 84 до 92.

Здесь высочайшая конкуренция, и выпускники томских школ могут победить в ней лишь одним способом — если повысится качество подготовки абитуриентов»,

— подчеркнул ректор.  

Пётр Чубик отметил, что уменьшение числа поступающих в ТПУ выпускников школ из Томской области наблюдается из-за малого числа сдающих ЕГЭ по физике — профильному для ТПУ предмету по многим направлениям — и невысоких баллов.  

«Это чревато прежде всего снижением количества выпускников ТПУ — жителей Томской области, которые пополнят ряды работающих на предприятиях реального сектора экономики родного региона», — отметил ректор.

Для повышения качества набора абитуриентов Томский политех проводит конференции и конкурсы для школьников, организует популярный образовательный проект «Университетские субботы», серии мастер-классов, практические лабораторные занятия и подготовку к ЕГЭ, развивает онлайн-площадку Интернет-лицея ТПУ.

«Это уже реализуется. А что предстоит сделать? Надо пробовать масштабировать опыт Лицея при ТПУ — несколько лет подряд среди выпускников нашего лицея больше всего в городе стобалльников.

Одна из наиболее действенных моделей — это создание профильных классов в школах. Мы готовы в этом участвовать, но и реальный сектор экономики должен активно подключиться. Почему это работает? Потому что там, где у нас в лицее есть профильные классы, созданные при поддержке, например, Газпрома, Роскосмоса, ребенок точно учит физику, химию, информатику. И учит он эти предметы хорошо, что подтверждает при поступлении», — сказал Пётр Чубик.

Ректор также добавил, что для подготовки инженеров, в которых, безусловно, нуждается современная экономика, все участники процесса должны консолидировать свои усилия —  и представители власти, и школы, и университеты, и предприятия.

«Мы со своей стороны готовы предоставлять нашу лабораторную базу, участвовать в повышении квалификации школьных учителей», — добавил ректор.

На сегодняшнем пленарном заседании о необходимости участия вузов и реального сектора экономики в образовательном процессе на всех уровнях говорили и заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова, и глава Законодательной Думы Томской области, выпускница и профессор ТПУ Оксана Козловская.

«В рамках салона проходил семинар с представителями "Интер РАО" и "Газпрома", его итогом стал перечень компетенций, которые необходимы этим компаниям. Если мы будем так выстраивать работу — на одной площадке и в единой образовательной среде, это будет правильно», — заметила Людмила Огородова.

«Мы заинтересованы, чтобы выпускники томских школ оставались учиться в Томской области. Мы заинтересованы, чтобы выбор будущего начинался еще в школе. Тем более что экономика будущего уже выдвигает требования. На рынке труда постоянно растет спрос на новые профессии: разработчики современного программного обеспечения, системные аналитики, специалисты в области компьютерной безопасности. При этом эксперты отмечают, что более 60 % профессий будущего еще даже не существуют», — обратилась к участникам салона Оксана Козловская.