Пётр Чубик рассказал об итогах своей деятельности на посту ректора ТПУ и представил проект программы развития вуза до 2023 года

| 2726

Ректор Томского политехнического университета Пётр Чубик на расширенном заседании Ученого совета представил отчет о результатах выполнения предвыборной программы, с которой он избирался на пост ректора ТПУ в декабре 2013 года, а также проект Программы развития вуза на 2019-2023 годы.

Свое выступление он начал с обращения к присутствующим членам Ученого совета и представителям средств массовой информации:

«Уважаемые члены Ученого совета! Уважаемые коллеги! Сегодня в повестке заседания Ученого совета два взаимосвязанных вопроса: о результатах выполнения моей предвыборной программы, с которой в 2013 году я баллотировался на пост ректора ТПУ и о проекте Программы развития Национального исследовательского Томского политехнического университета на 2019-2023 годы.

Для рассмотрения этих вопросов есть два основания: истечение 30 декабря текущего года срока моих ректорских полномочий и соответствующий Приказ Минобрнауки России, требующий от действующего ректора не позднее чем за 60 календарных дней до истечения срока полномочий "самоопределиться" по поводу будущего.

При этом обязательство отчитываться перед Ученым советом университета в связи с истечением срока ректорских полномочий нормативно не закреплено. В соответствии с Уставом ректор обязан отчитываться перед Ученым советом только по итогам года. Но я счел себя обязанным отчитаться о результатах выполнения своей предвыборной программы, публично представленной 12 декабря 2013 года делегатам Конференции трудового коллектива, которыми я и был избран ректором. Полный 70-страничный текст отчета каждый из вас получит после окончания заседания Ученого совета. А сейчас я сделаю лишь короткую презентацию об основных результатах развития ТПУ за эти немного неполные пять лет.

Что же касается второго вопроса, то Программа развития ТПУ на следующую пятилетку — это документ, работа над которым велась более четырех месяцев с участием многих десятков сотрудников университета. Проводились стратегические сессии, в которых участвовало большинство из здесь присутствующих, создавались рабочие группы, выполнялись домашние задания, шли горячие обсуждения на заседаниях Проектного офиса. 

Получился 30-страничный документ, вы его тоже получите в бумажном формате для работы над ним с карандашом, потому что это пока только проект. После сегодняшнего публичного представления он будет вынесен на всенародное обсуждение — размещен в личных кабинетах сотрудников с тем, чтобы на основании поступивших замечаний и дополнений его доработать и принять в окончательном виде на предновогоднем заседании Ученого совета 28 декабря 2018 года».

«Томский политехнический университет: пять лет (2013-2018 годы) на траектории качественного роста» — так назвал свой отчет ректор ТПУ. В нем Пётр Чубик рассказал о результатах пятилетней работы коллектива вуза, основных достижениях в развитии университета по ключевым направлениям деятельности.

Среди весомых результатов в сфере образовательной деятельности ректор отметил уверенный рост доли магистрантов и аспирантов в общем числе обучающихся по очной форме с  23,4 % (2013 год) до 43,1 % (2018 год); повышение качества приема на первый курс, оцениваемого средним баллом ЕГЭ, с 73,3 (2013 год) до 78,24 (2018 год). «Рост в пять баллов — это символичная оценка нашей работы в этом направлении», — отметил Пётр Савельевич. Также он отметил открытие и реализацию совместно с российскими и зарубежными университетами 20 сетевых магистерских и бакалаврских программ, из них 15 — на английском языке; наращивание экспорта образования: доля иностранных обучающихся выросла с 18,8 % (2013 год) до 28,1 % (2018 год), число стран, граждане которых обучаются в ТПУ, — с 23 до 41.

Работу в области воспроизводства кадров высшей квалификации характеризуют следующие показатели: за неполные пять лет в ТПУ подготовлены 394 кандидатов и 56 докторов наук, в зарубежных университетах-партнерах, в том числе по программам двойного руководства, — 16 PhD. Доля поступивших в магистратуру и аспирантуру ТПУ выпускников других университетов выросла с 24,53 % (2014 год) до 36,9 % (2018 год). В университете созданы две исследовательские школы и осуществлен первый набор на интегрированные магистерско-аспирантские программы.

За пять лет молодыми учеными и студентами-политехниками получены: две премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых (2015, 2017 годы), 21 медаль Российской академии наук (РАН), 29 грантов Президента Российской Федерации для молодых ученых, 38 стипендий Президента Российской Федерации для обучения за рубежом студентов и аспирантов, 94 гранта (фонд М. Прохорова, DAAD) на участие в программах международной академической мобильности. По этим показателям ТПУ — один из лидеров в стране.

Среди реализованных мероприятий в области развития персонала ректор выделил перевод с 2014 год  всех научно-педагогических работников на эффективный контракт; новую систему найма персонала на позиции научно-педагогических работников, включающую в себя дополнительные квалификационные требования (владение иностранным языком, публикационная активность и качество научных публикаций, эффективность руководства аспирантами и другие) и итоговое рассмотрение кандидатов на вакансии самой массовой преподавательской должности — доцента — на Ученом совете ТПУ.

За пять лет обеспечен рост доли научно-педагогических работников из числа иностранных граждан с 0,9 % (2013 год) до 7,5 % (2017 год); числа научно-педагогических работников со степенью PhD зарубежных университетов с 8 (2013 год) до 77 (2018 год), причем из них 26 выбрали ТПУ своим основным местом работы, а Томск — местом проживания; доли научно-педагогических работников, владеющих английским языком с 11 % на начало 2015 года до 47 % на конец 2017 года.

В области научных исследований и разработок также достигнуты хорошие результаты. Так, например, существенно выросла публикационная активность и качество научных публикаций политехников.

Количество публикаций в базе данных Scopus в расчете на одного научно-педагогического работника выросло в семь раз с 1,02 в 2014 году до 7,11 на 20 сентября 2018 года. Средний показатель цитируемости на одного научно-педагогического работника, рассчитываемый по совокупности публикаций, учтенных в базе данных Scopus, увеличился в 16,5 раз с 1,076 в 2014 году до 17,71 на 20 сентября 2018 года. С 2014 года публикации сотрудников ТПУ входят в топ-1 % самых цитируемых работ в мире, и число таких публикаций ежегодно растет.

В ТПУ активно развивалась научная инфраструктура. В 2016 году введена в эксплуатацию первая очередь Научного парка, включающего в себя Лабораторию промышленной робототехники, Центр ресурсоэффективного недропользования, Центр космических технологий, Центр технологий 3D-печати в условиях космоса, Центр коллективного пользования (состав веществ и материалов), Центр RASA. В рамках совместной программы Минобрнауки России и Минпромторга России в 2016 году создан Инжиниринговый центр неорганических материалов. Совместно с российскими и зарубежными партнерами открыта Научно-образовательная лаборатория обработки и анализа больших данных, Научно-производственная лаборатория «Современные производственные технологии», Научно-производственная лаборатория «Чистая вода», Международная научно-образовательная лаборатория изучения углерода арктических морей, Центр объемной реконструкции, Центры компетенций компаний Schneider Electric, LAPP Group и другие.

Сохраняется стабильный объем (около 2,5 млн долларов в год) экспорта научно-технической продукции: малогабаритных ускорителей электронов — бетатронов в КНР, Малайзию и Великобританию; установок для осаждения алмазных покрытий — в Японию и КНР; установок для получения мощных импульсов СВЧ нано-пикосекундной длительности — в КНР, Иран и Францию.

В прошедшие годы осуществлены уникальные разработки и проекты: технология получения бериллия, что сделало Россию четвертой страной в мире после США, КНР и Казахстана, обладающей такой технологией; инспекционно-досмотровые комплексы на базе бетатронов ТПУ и приемника излучения и механической части конструкции Московского государственного университета радиотехники, электроники и автоматики для контроля грузового трафика на переправах в Керчи (Крым) и Тамани (Краснодарский край), транспортных артериях Джанкоя (Крым), олимпийских объектах Сочи; применение многоуровневого динамического моделирования и аддитивных технологий для изготовления спутника «Томск-ТПУ-120», успешно отработавшего заданную программу в открытом космосе после запуска с борта Международной космической станции 17 августа 2017 года; производство и ввод в эксплуатацию 117 водоочистных станций производительностью до 36 кубических метров в сутки в 115 населенных пунктах (84 тысячи жителей) Томской области в рамках губернаторской программы «Чистая вода».

«Трудно найти в России вуз, способный реализовать такую программу», — отметил ректор.

Кроме этого: создание опытного образца 3D–принтера для печати в условиях невесомости на российском сегменте Международной космической станции; создание уникальных прозрачных многослойных нанокомпозитных покрытий для иллюминаторов ракетно-космической техники и Международной космической станции, обеспечивающих их защиту от микрометеоритов; ввод испытательного стенда газификации твердых топлив; ежегодные совместные с РАН и зарубежными партнерами экспедиции в моря Восточной Арктики для исследований процесса прогрессирующей деградации подводной и прибрежной мерзлоты, связанной с потеплением климата и активно на него влияющей, и другие.

В ТПУ созданы шесть инженерных школ (природных ресурсов, энергетики, ядерных технологий, неразрушающего контроля и безопасности, информационных технологий и робототехники, новых производственных технологий) с безкафедральной структурой с целью развития междисциплинарных отношений, а также роста масштабов проектов и объемов прикладных исследований и разработок, что уже в 2018 году в почти половине школ позволило довести объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника почти до 3 млн рублей. Создана Школа инженерного предпринимательства и выполнен первый набор на магистерские программы «Технологическое брокерство» и «Цифровой маркетинг».

Работа ТПУ отмечена двумя премиями Правительства Российской Федерации: в области науки и техники (2014 год) и в области качества (2016 год).

Выстраивая кооперационные партнерские связи, университет значительно расширил пул своих партнеров из числа ведущих компаний и научно-образовательных организаций России и мира. Сегодня среди них — госкорпорация «Роскосмос», ПАО «КАМАЗ», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Сургутнефтегаз», Банк ВТБ, Дальневосточное отделение (ДВО) РАН, Huawei, Schneider Electric, Siemens, LAAP Group, Израильский технологический институт «Технион» и другие.

Вуз закрепил свое участие в работе и организации крупных международных коллабораций: ЦЕРН, DESY, KEK, Международный сетевой центр «Химия будущего», Международный арктический сибирский научный центр.

Крупные совместные проекты реализованы с академическими институтами РАН. Это космос и Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения (СО) РАН, ядерная медицина и Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН, геоход и Институт угля и углехимии СО РАН, чистая энергетика и Институт теплофизики СО РАН, подводная робототехника и Институт проблем морских технологий ДВО РАН, Арктика и Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН и Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

Вуз укрепил свои позиции в рейтинге репутации российских вузов Агентства RAEX: в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки» — пятое место в стране, по инженерно-техническому направлению — второе место в стране.

Успешно развивался имущественный комплекс ТПУ. Построены новое студенческое общежитие по ул. Усова, 15б на 722 места, бассейн, Центр учебных геологических практик в Республике Хакасия, многофункциональная спортивная площадка. Осуществлен капитальный ремонт, реконструкция и модернизация восьми студенческих общежитий, помещений и объектов исследовательского ядерного реактора, 400-метрового легкоатлетического комплекса на стадионе «Политехник». Вуз занял первое место в номинации «Лучший студенческий городок» Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие Минобрнауки России (2016 год).

За прошедшие пять лет удалось достичь серьезного роста в области продвижения ТПУ в мировых университетских институциональных и предметных рейтингах. Так, вуз продемонстрировал одну из самых высоких динамик продвижения в рейтинге QS среди университетов-участников Проекта 5-100, поднявшись из группы 551-600 (2013 год) на 373 место (2018 год).

Кроме того, ТПУ вошел и в другие авторитетные мировые университетские рейтинги — THE и ARWU. В рейтинге THE ТПУ входит в группу 501-600, занимая пятое место в стране после МГУ, МФТИ, ВШЭ и МИФИ. При этом в сразу нескольких предметных рейтингах QS, THE и ARWU ТПУ занимает достаточно высокие места. По дисциплине «Химические технологии» в предметных рейтингах QS вуз занимает 201-250 место в мире, в дисциплине «Инженерное дело — Механика, Авиация, Производство» — 251-300 место. В предметных рейтингах THE ТПУ показывает следующие результаты: 126-150 место по направлению «Физические науки» и 151-175 место в предметной области «Инжиниринг и технологии».

Кроме того, ТПУ вошел в Шанхайский предметный рейтинг университетов (ARWU), заняв в 2018 году место в группе 201-300 в предметной области «Инжиниринг» по предмету Instruments Science & Technology.

В области цифровизации ректор отметил создание в вузе современной цифровой инфраструктуры, включающая в себя единую информационную среду на основе СУБД Oracle, корпоративную IP-телефонию, корпоративный Wi-Fi с международным роумингом, сервис виртуальных приложений, облачное файловое хранилище и другое. В Томском политехе были разработаны первые 10 массовых открытых онлайн-курсов (МООК), два из них — на английском языке, один — на китайском. С 2016 года по ним прошли обучение более 20 тысяч слушателей из 12 стран мира. Запущен пилотный проект по широкому использованию внешних и внутренних МООК в Школе базовой инженерной подготовки с целью индивидуализации образования с учетом способностей, талантов и особенностей обучающихся. Разработаны и успешно внедрены в учебный процесс первые семь тренажеров (симуляторов) виртуальной реальности. В ТПУ создана одна из лучших российских вузовских систем электронного документооборота, сбора и анализа управленческой информации, включающей в себя 54 Информационно-программных комплекса (ИПК), в том числе 20 ИПК по научно-образовательной, 13 по административно-хозяйственной, 10 по финансово-экономической деятельности, 11 ИПК системы обработки управленческой документации.

Завершая отчет, ректор ТПУ сказал:

«За каждым приведенным в данном отчете событием и достижением стоят повседневная работа каждого из нас и всего коллектива на благо родного вуза. Совместными усилиями многое удалось сделать для того, чтобы ТПУ динамично развивался, укреплял свои рейтинговые позиции в стране и мире, наращивал репутационный капитал, занимал достойное место в когорте лидеров отечественного и мирового инженерного образования». 

Переходя к представлению проекта программы развития университета ректор ТПУ отметил, что главной целью программы действий коллектива Томского политехнического университета на 2019-2023 годы является обеспечение устойчивого развития и дальнейшего повышения конкурентоспособности ТПУ в стране и в мире.

«Для обеспечения устойчивого развития университета в условиях сверхдинамично меняющегося мира в 2017 года были начаты глубокие преобразования, фактически представляющие собой перенастройку всех сторон образовательной и научной деятельности ТПУ. Это сложный процесс, требующий интеллектуального напряжения, системной организационной работы, коллективного поиска оптимальных решений, мастерства их исполнения, концентрации сил, творчества и даже вдохновения. Уже первые результаты перенастройки показывают, что направления движения нами выбраны правильно, но для того, чтобы ускорить движение по ним с целью обеспечения устойчивого развития ТПУ в новых условиях, необходимо преодолеть ряд больших вызовов», — сказал Пётр Чубик.

Большие вызовы для ТПУ и пути их преодоления

Вызов 1. Дальнейшее повышение качества приема на первый курс и в магистратуру

Формирование ориентированной на школьников «цифрового поколения» системы выявления, поддержки и раннего развития STEMPh-компетенций.

Повышение привлекательности магистерских программ ТПУ как лучшего способа инвестирования в развитие собственного интеллектуального потенциала. Развитие ТПУ как центра подготовки инженерной элиты для стран Азии. Повышение качества подготовки и сохранности контингента студентов через индивидуализацию образования, персонализацию образовательных траекторий и командную проектную деятельность. Повышение экономической эффективности реализации образовательных программ.

Вызов 2. Эффективное воспроизводство научно-педагогических кадров высшей квалификации

Формирование целостной системы привлечения и отбора в аспирантуру наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов. Увеличение числа и обеспечение роста эффективности работы научных руководителей аспирантов. Увеличение числа интегрированных магистерско-аспирантских программ, в том числе реализуемых совместно с РАН, по междисциплинарным научным направлениям. Организация результативной работы новой сети диссертационных советов ТПУ по реализации права самостоятельного присуждения ученых степеней.

Вызов 3. Соответствие профессионального уровня научно-педагогических работников, управленческого и иного персонала всё возрастающим требованиям

Введение дополнительных квалификационных требований к НПР ТПУ. Формирование системы непрерывного повышения квалификации основным персоналом и работниками сервисных служб ТПУ. Обеспечение привлекательности ТПУ как работодателя для ведущих российских и зарубежных ученых и молодых перспективных исследователей. Формирование в ТПУ нового кадрового «ядра перемен».

Вызов 4. Наращивание объема доходов из внебюджетных источников

Развитие модели «Открытые инновации» для проведения НИОКР в режиме открытого взаимодействия с внутренними и внешними источниками знаний и компетенций для получения прорывных результатов и инновационных решений. Повышение конкурентоспособности инновационных разработок университета на внутреннем и внешнем рынках. Стимулирование развития предприимчивости и технологического предпринимательства. Наращивание фонда целевого капитала ТПУ.

Вызов 5. Усиление результативности кооперационных связей внутри университета и вне его — с ведущими российскими и зарубежными вузами, научными организациями и организациями, действующими в реальном секторе экономики

Формирование командной корпоративной культуры на принципах вовлеченности, причастности и открытости. Стимулирование заинтересованного участия сервисных служб в развитии трансфера знаний и технологий. Всестороннее использование потенциала Советов индустриальных партнеров Инженерных школ для целей развития университета. Реализация политики взаимной выгоды в развитии партнерских отношений с зарубежными научно-образовательными центрами.  

Вызов 6. Превращение имущественного комплекса университета из центра расходов в центр доходов

Централизация управления имущественным комплексом университета. От «Интеллектуального здания» к «Умному кампусу». Новые возможности для нового строительства общежития для обменных студентов (для входящей мобильности), 2-ой очереди Научного парка, Промышленного парка; реконструкция НТБ, продолжение модернизации Исследовательского ядерного реактора до уровня «Нейтронной фабрики»

Вызов 7. Укрепление позиций ТПУ в национальных и мировых университетских рейтингах

Сохранение сильнейших конкурентных преимуществ ТПУ в мировых университетских рейтингах. Продолжение политики концентрации усилий и наращивания качественных результатов на приоритетных для ТПУ предметных рейтингах. Организация системного присутствия ТПУ в «пространстве» зарубежных партнеров. Проведение на площадке ТПУ глобально значимых научно-образовательных мероприятий

Вызов 8.  Ускорение цифровизации всех сфер деятельности                               

Расширение использования цифровых технологий и платформенных решений в управлении университетом путем создания единого Ситуационного центра ТПУ. Создание цифровой среды для обеспечения индивидуализации образования. Интеграция массовых открытых онлайн-курсов (МООК) мирового уровня в повседневную образовательную практику ТПУ и разработка собственных МООК с размещением их на международных платформах образования. Развитие системы аналитики образовательной деятельности, в том числе онлайн-обучения.

«Все перечисленные выше 32 ключевых мероприятия направлены на преодоление восьми больших вызовов и обеспечение тем самым устойчивого развития университета в условиях сверхдинамично меняющегося мира.

Но я не думаю, что среди присутствующих сейчас в этом зале много тех, кто на 100 % уверен, что все эти 32 ключевых мероприятия нам удастся выполнить и все восемь больших вызовов преодолеть за ближайшие пять лет. Это действительно маловероятно.

Почему? Потому что в силу специфики вуза и образовательного процесса ожидаемые результаты от реализации намеченных планов всегда являются отложенными на годы. Ну, например, мы в этом году сделали первый прямой набор на ряд интегрированных магистерско-аспирантских программ и рассчитываем на то, что не менее 80 % выпускников этих программ еще до завершения срока аспирантской подготовки станут кандидатами наук. Но получится ли это у нас, мы узнаем только через шесть лет.

Что следует из этих рассуждений? Из них следует, что даже за еще один полный, то есть пятилетний ректорский срок выполнить все намеченное не получится. При этом в силу моего "пограничного" возраста (в июле 2019 года мне исполнится 65 лет) и соответствующих требований Трудового кодекса, отработать уже третий для меня и полный ректорский срок — это, скорее всего, так же маловероятно, как выполнить за этот срок 32 ключевых мероприятия.

Поэтому я считаю, что основную ответственность за реализацию Программы развития университета на 2019-2023 годы должен нести новый ректор, у которого должно быть то, чего нет у меня, — временной запас в пару ректорских сроков для организации выполнения запланированных мероприятий и благодаря этому вывода университета на устойчивый путь развития.

Конечно, можно гордиться тем, что под моим руководством университет стал национальным исследовательским и глобальным, представленным во всех мировых университетских рейтингах, и почивать на лаврах. Но я после окончания срока моих ректорских полномочий намерен продолжать служить родному университету и помогать новому ректору.

Кто же, по моему мнению, должен стать новым ректором ТПУ? Во-первых, это должен быть политехник, то есть человек, для которого ТПУ является родным и который знает ТПУ изнутри. Во-вторых, это должен быть представитель следующего поколения (условно, поколения "минус двадцать") с тем, чтобы у него был тот самый временной лаг для реализации только что рассмотренной нами программы и передачи своего опыта очередному ректору.

При этом по требованиям к квалификации, изложенным в действующем приказе Минсоцздрава России, ректор должен иметь: высшее профессиональное образование (на мой взгляд, в инженерном вузе базовое образование ректора должно быть инженерным); ученую степень и ученое звание (подчеркиваю: и то, и другое); стаж научной или научно-педагогической работы не менее пяти лет.

Я бы к этим обязательным требованиям добавил еще опыт руководства и лучше — опыт руководства междисциплинарными коллективами, поскольку ТПУ таковым и является, а также знание английского языка.

Кроме этого, нужно быть готовым пройти испытательный срок. Скорее всего, целый год он будет исполняющим обязанности ректора. И дальше — нести тяжкую с огромным грузом ответственности ректорскую ношу.

Поскольку кандидатура нового ректора должна быть согласована с губернатором Томской области и с Министерством науки и высшего образования, включая самого министра, а эти процедуры еще не начаты, то фамилии кандидатов на эту позицию я вам сегодня назвать не могу», — подытожил Пётр Чубик.