Перенастройка для устойчивого развития: ТПУ отчитался о реализации «дорожной карты» по Проекту «5-100»

| 1074

В Калининграде в эти дни проходит заседание Совета по повышению глобальной конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации. Сегодня команда Томского политехнического университета отчиталась о реализации принятой в прошлом году программы повышения конкурентоспособности — «дорожной карты».

Фото: © пресс-служба БФУ им. И.Канта

В заседании приняли участие авторитетные международные и российские ученые, эксперты и бизнесмены, входящие в состав совета. Команду Томского политеха на презентации представили ректор ТПУ Пётр Чубик, проректор по внешним связям Лилия Кирьянова, директор Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности Дмитрий Седнев, заместитель директора по развитию Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Марина Трусова, а также, как представитель значимой организации-партнера, — директор Томского национального исследовательского медицинского центра РАН Евгений Чойнзонов.

Фото: © пресс-служба БФУ им. И.Канта

Команда Томского политеха рассказала членам совета, каких результатов университет достиг за минувший год, с какими вызовами и сложностями столкнулся, и самое главное — как после перенастройки ключевых процессов университет выходит на путь устойчивого развития.

Напомним, в прошлом году Томский политех взял курс на реформирование структуры университета для повышения качества подготовки инженеров будущего, способных не только работать с современными технологиями, но и инициировать создание совершенно новых.

Фото: © пресс-служба БФУ им. И.Канта

В частности, университет сфокусировался на развитии принципов междисциплинарности и кооперации. Такое направление обусловлено неизбежностью изменения традиционных моделей инженерного образования и организации научно-инновационной деятельности. Чтобы преодолеть дисциплинарные «перегородки»,  в прошлом году университет отказался от кафедральной структуры. На смену традиционным кафедрам пришли 10 школ разного типа. В основе этой модели подготовки инженеров лежат не узкоспециализированные, а междисциплинарные и ориентированные в будущее программы.

Обучение в бакалавриате переформатировано таким образом: первые два года студенты учатся в Школе базовой инженерной подготовки, где получают сильные компетенции по ключевым инженерным направлениям. Затем они включаются в персональные междисциплинарные образовательные траектории, а также в решение производственных задач в рамках проектной работы. 

В представляемой модели развития университета магистерские программы являются самодостаточными, а не продолжением аналогичных бакалаврских. В их основе — технологические потребности индустрии.

При создании и модернизации магистерских программ ТПУ делает акцент на кооперацию с другими вузами, научно-исследовательскими центрами, предприятиями, в том числе зарубежными.

Как университет со статусом «национальный исследовательский» Томский политех ставит перед собой задачу подготовки не только высококвалифицированных инженеров будущего, но и исследователей — молодых кандидатов наук. Для этого в ТПУ создали две исследовательские школы, в которых сконцентрированы ведущие ученые по прорывным для вуза научным направлениям, — это Школа физики высокоэнергетических процессов и Школа химических и биомедицинских технологий.


© пресс-служба БФУ им. И.Канта


В этих школах для ученых снижена учебная нагрузка, выделены средства на современное оборудование, стажировки, участие в конференциях. Такая реструктуризация уже дает свои плоды: число статей в журналах Q1-Q2, публикуемых этими коллективами, увеличилось  в среднем в два раза.

Но главный фокус этих структур — подготовка молодых ученых. В них запущены интегрированные магистерско-аспирантские программы. Будущие ученые начинают готовить диссертации уже в магистратуре, нередко они работают под двойным руководством с ведущими зарубежными вузами и институтами РАН. Свои междисциплинарные диссертации они будут защищать в новых междисциплинарных диссертационных советах ТПУ, которые с января 2019 года начинают присуждать ученые степени ТПУ.

Междисциплинарность и кооперация стали основой новой модели и для научно-инновационной деятельности университета. И если раньше контракты на выполнение НИОКР привлекались и выполнялись силами одной кафедры, то сейчас ТПУ становится интегратором научных, инженерных и производственных компетенций не только разных школ университета, но и других университетов, институтов РАН, отраслевых институтов и предприятий. Это позволяет реализовывать гораздо более крупные проекты.

Пример такого проекта — «Палеозой». Это комплексный проект с общим бюджетом более 260 млн рублей по разработке новых ресурсоэффективных технологий добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. Здесь ТПУ выступает проектным офисом для десятка исполнителей.  

Изменения коснулись и системы управления, здесь университет также выбрал курс на работу с талантами и персонализированный подход. Ключевым элементом новой системы управления является свободноконфигурируемый эффективный контракт. Сотрудники сами определяют показатели из предложенного списка стратегических направлений развития вуза, на которых и концентрируют свои усилия.

А свою международную активность ТПУ фокусирует на азиатском направлении. Это обусловлено историей, географическим положением, научно-образовательными связями ТПУ, динамикой развития азиатских рынков и приоритетами внешней и экономической политики России. Азиатские страны на настоящий момент — ключевой рынок для экспорта образования и технологий ТПУ.

Добавим, по итогам своей работы совет подготовит для Министерства науки и высшего образования РФ рекомендации о продолжении государственной поддержки университетов Проекта «5-100» и предложения для вузов по актуализации программ повышения конкурентоспособности.

Справка:

Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров — это постоянно действующий совещательный орган, созданный для рассмотрения вопросов развития ведущих российских университетов. В состав совета входят иностранные и российские представители научно-академического сообщества, государственные деятели, ответственные за реформы в образовании, а также признанные мировые эксперты и исследователи проблем высшего образования.

Напомним, Томский политехнический университет вошел в Проект «5-100» в 2013 году.