Эксперты из вузов России рассказали на форуме в ТПУ, как научить студентов создавать стартапы

| 900

Круглый стол «Как научить студентов создавать стартапы: практики университетов» прошел сегодня в Томском политехническом университете. Мероприятие стало частью программы Международного форума «Студенческое технологическое предпринимательство» и собрало экспертов из разных вузов России.

Во время круглого стола спикеры обсуждали ряд вопросов: рассказывали о том, как должна быть выстроена система обучения студентов для формирования предпринимательских компетенций, делились мнениями о том, какие возможности должен давать университет студенту, желающему начать свое дело, стоит ли мотивировать студентов на создание нового стартапа.

Так, директор Центра инновационного предпринимательства Высшей школы экономики в г. Санкт-Петербург Сергей Мельченко рассказал о своем опыте создания инновационных предприятий в университете, в котором фактически нет подразделений, генерирующих технологии. При этом примерно 50 % студентов, поступающих в Высшую школу экономики, заявляют о том, что хотели бы заниматься бизнесом.

«Центр инновационного предпринимательства помогает им сделать первые шаги. У нас есть специальный конкурс студенческих предпринимательских инициатив, мы учим студентов позиционированию своего бизнеса, чтобы он имел свою фишку, отличался от того, что уже есть.

Кроме того, еще одна очень важная тема — организация стартапа совместно с командами разработчиков технологий. Я считаю, что необходимо формировать междисциплинарные команды, состоящие из инженеров-разработчиков и студентов-экономистов. Также очень важным является межвузовское взаимодействие. И в этом нет никакой конкуренции. Мы пытаемся сформировать совместную компанию, которая привлечет инвестиции и создаст условия для реализации проекта.

Кроме того, мы работаем с источниками финансирования, общаемся с фондами, развиваем партнерские отношения с венчурными компаниями, используем региональную систему поддержки», — рассказал Сергей Мельченко, уточнив, что в университете уже сформировалось порядка 70 команд, ведущих работу над стартапами.

В свою очередь замдиректора Института развития технологического предпринимательства Университета ИТМО Сергей Пантелеев добавил, что для успешного развития направления необходимо сформировать экосистему, направленную на создание инновационных проектов внутри вуза, а затем выстраивать ее вовне.

«Мы занимаемся тем, что оказываем услуги по формированию команд факультетам, привлекаем внешних заказчиков. Причиной создания нашей структуры стала очень большая потребность — на начальном этапе появления разработки студентам-технарям не нужны бизнес-компетенции, но на определенном этапе необходимо трансформировать проект в сторону рынка. Для успешной реализации этой задачи должна быть создана определенная среда, которая начнет воспроизводить саму себя и развиваться. Очень часто проекты делаются энтузиастами с горящими глазами, а наша задача — выстроить эту среду системно. И эта задача реализуется через акселерационные программы, помощь в подборе команд», — говорит эксперт.

А научный руководитель Межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий (МФТИ-РОСНАНО) Вячеслав Чикин уверен, что развитие навыков технологического предпринимательства невозможно без погружения студентов в реальный проект.

«Мы очень плотно работаем с компаниями-партнерами, чтобы у студентов была возможность стать частью реально работающего инновационного проекта. То есть студент часть времени проводит непосредственно в стенах компании, занимается работой и получает за это деньги», — подчеркнул он.

Вячеслав Чикин отметил, что студенты не только участвуют в реальных проектах, но и слушают курс специальных дисциплин, направленных на получение дополнительных компетенций в сфере технологического предпринимательства и инновационного развития бизнеса. Кроме того, со студентами работают наставники — представители успешного технологического бизнеса и технологического консалтинга.

Опытом развития у студентов навыков технологических предпринимателей и создания стартапов поделился и руководитель Школы инженерного предпринимательства ТПУ Степан Хачин. Он рассказал, что в Томском политехе уже реализуется практика защиты дипломным работ в виде стартапов. Но чтобы добиться каких-то результатов, по мнению эксперта, необходимо сфокусироваться на формировании у студентов-инженеров так называемых soft-skills.

«Нужно привить им "вирус" предпринимательства. А параллельно решить задачу, чтобы преподаватели-технари начали задумываться над тем, а нужно ли то, чему они учат ребят, рынку.

И мы придумали определенную систему, чтобы мотивировать руководителей дипломных работ студентов, чтобы они смотрели на проекты, в том числе и с точки превращения их потом в бизнес. И сейчас, если студент говорит, что хочет защитить диплом в виде стартапа, мы предоставляем ему соруководителя из нашей школы, чтобы он занимался бизнес-составляющей проекта»,

— говорит Степан Хачин.

Однако, при применении новой практики существует определенная сложность: всякий ли студенческий проект является стартапом? В ТПУ этот вопрос решают привлечением экспертного жюри, состоящего из представителей бизнеса. Кроме того, проект может быть презентован на каком-либо профильном мероприятии.

«Кто определяет, стартап это или нет? Мы решили, что определять будем не мы, а экспертное сообщество. Призываю всех подключиться к работе по четкому определению стартапа. Помогите нам создать общероссийский формат того, что такое студенческий стартап. Это будет на пользу всем. Мы сможем мотивировать студентов, они будут понимать, есть ли в их работе инновационная составляющая, а у нас снимутся вопросы по показателям», — обратился к участникам круглого стола Степан Хачин.