Методику поддержания равновесия для людей с особыми потребностями разрабатывают в ТПУ

| 642

В Томском политехническом университете, на отделении физической культуры, разрабатывают методику для развития равновесия на скользких поверхностях для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Идея исследователей заключается в том, чтобы помочь людям с особыми потребностями передвигаться на улице в зимнее время более уверенно. Для этого ученые предлагают отойти от привычного подхода — учить людей с ОВЗ поддерживать равновесие и ходить так же, как и людей без особых потребностей — и развивать те специфические механизмы, которые уже выработал их организм. Сейчас в вузе сформирована группа из 15 студентов с особыми потребностями, которые занимаются на специализированном тренажере для развития равновесия. Полученные во время таких занятий данные помогли исследователям выделить ряд закономерностей в движениях людей с ОВЗ.

Фото: yandex.ru/images

«Гололед и неровные дороги — большая проблема для людей с особыми потребностями, ведь им гораздо сложнее держать равновесие. К этому добавляется еще и психологический момент — достаточно один раз упасть, и появляется страх падения.

Мы  в своей работе часто видим и таких ребят, кто старается вообще без надобности не выходить зимой из дома, — говорит руководитель проекта, профессор отделения физической культуры ТПУ Леонид Капилевич. — Мы давно работаем с людьми с ОВЗ, у нас есть запатентованная методика реабилитации детей с ДЦП, и текущий проект — продолжение работы в этой области. Мы предлагаем не пытаться учить таких людей ходить, как все, а использовать их уникальные возможности, которые дает их организм взамен утраченных или ограниченных. Наш опыт показывает, что при таком подходе люди с ОВЗ начинают двигаться гораздо эффективнее — настолько хорошо, насколько это вообще для них возможно».

Среди студентов, которым предложили ходить на специализированные занятия по физкультуре, есть ребята и с проблемами опорно-двигательного аппарата, и со слабым зрением. На занятиях они работают на тренажере, представляющем собой подвижную платформу, соединенную с экраном. Двигая телом и нажимая ногами на платформу, студент изменяет положение курсора на экране и выполняет задания: например, выводит курсор на центр экрана, рисует им цифры, проводит ровные линии.

«Во время таких занятий мы наблюдаем, как они двигаются, какие механизмы используют. Мы этого не замечаем, но каждый наш шаг — это начало падения вперед. Ведь сначала при ходьбе мы наклоняемся вперед, как бы падаем, затем выставляем одну ногу вперед и приземляемся на нее. А вот у людей с ограничениями другая схема: они не могут быстро вынести ногу после наклона.

Им сначала надо подняться на одной ноге, потом, стоя прямо, вынести ее вперед и только потом наклоняться. И вот этот механизм нужно тренировать для улучшения равновесия», — поясняет руководитель проекта.

В итоге методика будет представлять комплекс упражнений для развития равновесия, которые будут учитывать и общие закономерности движения людей с ОВЗ, и индивидуальные особенности человека.  

«Для кого-то достаточно научиться при ходьбе постоянно держать спину прямо, кому-то надо работать с коленями. Упражнения будут заточены под тренажеры, которые мы надеемся внедрить в университете для занятий физкультурой. Также мы рассчитываем в следующем году попробовать использовать виртуальную реальность. Это может помочь в борьбе со страхом падения», — говорит Леонид Капилевич.

Добавим, с группой студентов также работают социологи Томского политеха, изучающие проблему микросоциума людей с ОВЗ.

«Человек, имеющий какие-то ограничения по состоянию здоровья, часто бывает оторван от социума. Все ребята после университета идут мячик погонять или просто кофе попить в 30-минутный перерыв, а он не может, ему за эти 30 минут лишь бы до другого корпуса дойти. А на занятиях в рамках проекта, у ребят складывается свой коллектив, где они могут свободно общаться», — добавляет исследователь.