Цитируемые ученые: скаффолды, оксид титана и магнитная керамика

Проект «Цитируемые ученые ТПУ» подводит итоги публикационной деятельности ТПУ за 2018 год. Динамика публикационной деятельности положительная, что выражается в увеличении количества публикаций в высокорейтинговых журналах Q1 и Q2 и цитируемости статей.

Фото: образцы ферритовой керамики

Так, в 2018 году в базе данных Scopus опубликовано 1 740 публикаций, что превышает показатели 2017 года в 1,5 раза. В 2018 году на сервер учета публикаций было принято 540 статей первого и второго квартилей, по сравнению с 443 в 2017 году, а количество статей с Импакт-фактором> 1 составило 605 в 2018 году, в сравнении с 518 в 2017.

Также увеличилась доля статей в соавторстве с учеными, имеющими индекс Хирша 5 и более. В 2018 году она составила 36 % по сравнению с 28 % в 2017. Кроме того, в два раза увеличилось количество публикаций в журналах группы Nature (Nature Index): с 6 (в 2017 году) до 11 (в 2018 году).

Отдел развития публикационной активности ТПУ также составил топ-3 самых популярных статей политехников, получивших наибольшее упоминание в СМИ и социальных сетях по данным платформы Altmetric:

1. First Observation of a Baryonic Bs0 Decay — R. Aaij, B. Adeva, M. Adinolfi, Z. Ajaltouni, S. Akar, J. Albrecht, F. Alessio, M. Alexander, S. Ali, G. Alkhazov и др. Статья вышла в журнале Physical Review Letters, Q1.
  2. Observation of tt¯H Production — A.M. Sirunyan, A. Tumasyan, W. Adam, F. Ambrogi, E. Asilar, T. Bergauer, J. Brandstetter, M. Dragicevic, J. Erö и др. Исследование опубликовано в Physical Review Letters, Q1.
  3. Massive remobilization of permafrost carbon during post-glacial warming — T. Tesi, F. Muschitiello, R.H. Smittenberg, M. Jakobsson, J.E. Vonk, P. Hill, A. Andersson, N. Kirchner, R. Noormets, O. Dudarev, I. Semiletov, Ö. Gustafsson в журнале Nature Communications, Q1.

В декабре 2018 года самый высокоцитируемый соавтор статей ученых ТПУ имеет индекс Хирша 54, а самый высокорейтинговый журнал имеет импакт-фактор 6,29.

Исследовательская школа физики высокоэнергетических процессов

Влияние добавок Al2O3 на микроструктуру, уровень дефектов и магнитные свойства LiTiZn ферритовой керамики

Журнал: Ceramics International, (Q1, ИФ 3.057)

Андрей Малышев, старший научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории электроники, диэлектриков и полупроводников ИШФВП, Анна Петрова, младший научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории электроники, диэлектриков и полупроводников ИШФВП, Анатолий Суржиков, руководитель отделения контроля и диагностики Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности, главный научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории электроники, диэлектриков и полупроводников Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов.

Актуальность исследования

В работе апробирован новый метод оценки дефектности магнитомягкой ферритовой керамики и изделий из нее на основе математической обработки температурных зависимостей начальной магнитной проницаемости.

Особенность и оригинальность исследования

Предложенный метод основан на математической обработке экспериментальных температурных зависимостей начальной магнитной проницаемости выведенным феноменологическим выражением с явной зависимостью от температуры.

Основные результаты исследования

Для оценки дефектности ферритовой керамики предложен параметр — уровень дефектов, наиболее чувствительный к введению контролируемой диамагнитной добавки оксида алюминия. Показано, что уровень дефектов характеризуют также упругие напряжения в материале. Предложенный метод показал высокую чувствительность и эффективность по сравнению с традиционными магнитными методами контроля качества ферритовой керамики.

Как и где результаты работы могут быть использованы на практике сейчас или в будущем?

Предложенный в работе метод рекомендуется использовать для контроля качества промышленных магнитомягких ферритовых изделий.

Инженерная школа ядерных технологий

Сечение захвата в квантовом диффузионном подходе

Журнал: Computer Physics Communications, (Q1, ИФ 3.748)

Николай Антоненко, профессор отделения экспериментальной физики Инженерной школы ядерных технологий, Вазген Саргсян (индекс Хирша 17), Сергей Григорьев, Гурген Адамян (индекс Хирша 34), Институт ядерных исследований РАН.

Актуальность исследования

Расчеты сечений подбарьерного слияния ядер необходимы при моделировании образования химических элементов в астрофизике.

Особенность и оригинальность исследования

Создан компьютерный код на основе квантовой диффузионной модели, разработанной для описания столкновений ядер при энергиях ниже и выше кулоновского барьера.

Основные результаты исследования

Описан код C++ для расчета сечения захвата налетающего ядра ядром-мишенью.

Результаты могут использоваться в астрофизических исследованиях и при получении экзотических ядер в ядерных реакциях при низких энергиях.

Чем широкой общественности могут быть полезны результаты исследования?

Выводы, сделанные исследователями, способствуют пониманию образования элементов в природе.

Исследовательская школа химических и биомедицинских технологий

Аморфизация наноразмерного оксида титана в результате его модифицирования

Журнал: Fuel, (Q1, ИФ 4.908)

Алексей Пестряков, профессор Инженерной школы химических и биомедицинских технологий, Евгений Храмов, Ян Зубавичус (индекс Хирша 27), Национальный исследовательский Центр «Курчатовский институт», Juan Carlos García-Ramos (индекс Хирша 10), Center for Nanoscience and Nanotechnology, Мексика, Юлия Котолевич, Нина Богданчикова (индекс Хирша 30), Национальный автономный университет Мексики.

Актуальность исследования

Оксид титана используется во многих областях науки и промышленности, в том числе в гетерогенном катализе. Изменение его фазового состояния в процессе эксплуатации существенно влияет на его свойства.

Особенность и оригинальность исследования

В исследовании ученые нашли новый механизм фазовых переходов в оксиде титана в результате его модифицирования различными добавками, в том числе наночастицами золота — активного катализатора окислительных процессов.

3D-биодеградируемые гибридные скаффолды на основе поликапролактона и микрочастиц кремнийсодержащего гидроксиапатита для инженерии костной ткани: томография высокого разрешения и in vitro исследование

Журнал: Scientific Reports, (Q1, ИФ 4.122)

Светлана Шкарина, инженер-исследователь научно-исследовательского центра «Физическое материаловедение и композитные материалы» Инженерной школы химических и биомедицинских технологий, Мария Сурменева, ведущий инженер лаборатории новых лекарственных форм, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Физическое материаловедение и композитные материалы» ИШХБТ, Роман Сурменев, директор Научно-исследовательского центра «Физическое материаловедение и композитные материалы» ИШХБТ, Елизавета Мельник, Томский политехнический университет, Gabriele Vacun (индекс Хирша 20), Институт межфазной инженерии и биотехнологии Фраунгофера, Германия, Роман Шкарин, Weinhardt, Venera, Baumbach, G.T. (индекс Хирша 33) Технологический институт Карлсруэ, Германия, Epple Matthias (индекс Хирша 54), Loza, K.I. (индекс Хирша 10), Университет Дуйсбург-Эссен, Германия, Kluger Petra (индекс Хирша 12), Университет Ройтлингена, Германия, Ivlev, Sergei, Марбургский университет имени Филиппа, Германия.

Актуальность исследования

В настоящее время существует потребность в разработке современных изделий медицинского назначения из новых материалов, которые позволяют эффективно управлять процессами регенерации костных тканей. Скаффолды — конструкции нового поколения, которые используются для направленного восстановления структуры и функциональности поврежденной костной ткани.

Особенность и оригинальность исследования

В работе представлен новый комплексный подход к созданию скаффолдов из комбинации таких материалов, как поликапролактон и замещенный гидроксиапатит с беспорядочно или упорядоченно ориентированными микроволокнами, имитирующими структуру костной ткани. До настоящего момента неизвестны работы, в которых использовалась исследованная в данной статье комбинация материалов и структуры скаффолдов.

Основные результаты исследования

В результате исследования было обнаружено положительное влияние как микрочастиц кремнийзамещенного гидроксиапатита, так и специально разработанной структуры скаффолдов на взаимодействие с клеточными культурами при доклинической апробации образцов. Данный факт свидетельствует о перспективах использования данного подхода для лечения различных заболеваний или восстановления поврежденной костной ткани.

Данная разработка в перспективе может использоваться в области стоматологии и ортопедии, наряду с уже зарекомендовавшими себя резорбируемыми мембранами, как для общего использования в дефектах, так и для мезиальных или дистальных дефектов внутрикостных, межзубных дефектов, а также для закрытия расхождения краев и рецессии дефектов.

Чем широкой общественности могут быть полезны результаты исследования?

Результаты позволяют расширить область применения модифицированного гидроксиапатита в области тканевой инженерии для создания скаффолдов, предназначенных для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Синтез и структура фенольных иодониевых солей

Журнал: Chemical Communications, (Q1, 6,29)

Акира Йошимура, профессор Инженерной школы химических и биомедицнских технологий, Ольга Гусельникова, инженер ИШХБТ, аспирант, Павел Постников, доцент ИШХБТ, Мехман Юсубов, директор, старший научный сотрудник ИШХБТ, Виктор Немыкин, Университет Манитобы, Shea Michael T., Rohde Gregory T. (индекс Хирша 10), Zhdankin Viktor V. (индекс Хирша 46), Университет Миннесоты, Saito Akio, Токийский сельскохозяйственный и технологический университет (индекс Хирша 25), Nemykin, Victor N., Манитобский университет, Канада (Индекс Хирша 38).

Актуальность исследования

В статье был исследован усовершенствованный метод синтеза фенольных иодониевых солей.

Инженерная школа природных ресурсов

Энтропийная оценка изменений трибологического контакта скользящих поверхностей

Журнал: Journal of Tribology, (Q2, ИФ 1,787)

Вера Деева, доцент отделения нефтегазового дела ИШПР, Степан Слободян, Омский государственный технический университет.

Актуальность исследования

Учет стохастического характера и многоаспектности трибологического контакта играет важную роль в решении проблем трения и износа. По мнению авторов статьи, поскольку многие параметры априори неизвестны, а возможность непосредственного визуального наблюдения ограничена, возникает необходимость использования непрямых методов оценки динамического изменения взаимодействия контактирующих поверхностей в реальном времени.

Особенность и оригинальность исследования

В данной статье ученые исследуют пространство контактной области, образующейся в результате вероятностного скользящего взаимодействия двух шероховатых поверхностей с изменяющейся энтропией. В предлагаемой модели два подмножества — «есть контакт поверхностей» и «контакт отсутствует» — составляют трибологическую систему, для которой, применяя метод Колмогорова, рассчитываются верхняя и нижняя границы энтропии.

Основные результаты исследования

Используя предложенную модель, ученые нашли, что ε-энтропия (энтропия Колмогорова–Синая) ограничена значениями ln 2 и 2•ln 2 для трибологического контакта, состоящего из двух подмножеств. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что вероятностный характер трибологического контактного взаимодействия влияет на скорость изменения энтропии.

Результат исследования демонстрирует возможность увеличения точности и надежности выявления отрицательной энтропии для снижения износа неизолированных систем вследствие самоорганизации трибологического контакта, учитывая его отклонения от положения равновесия.

Юргинский технологический институт

Эффективность плазмообразующих инертных газов в формировании модифицированных структур в поверхностном слое металлокерамического композита при импульсном электронном облучении

Журнал: International Journal of Refractory Metals & Hard Materials (Q1, ИФ 2,606)

Владимир Овчаренко, профессор отделения промышленных технологий ЮТИ, заведующий лабораторией композиционных материалов Института физики прочности и материаловедения СО РАН, Василий Клименов, профессор, руководитель отделения материаловедения Инженерной школы новых производственных технологий ТПУ, Константин Иванов, Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, Олег Лапшин, Томский научный центр СО РАН.

Актуальность исследования

Неотъемлемой частью процесса электронного облучения материала является образование плазмы путем ионизации атомов инертного газа, необходимой для формирования электронного пучка. При этом образующиеся ионы инертного газа одновременно с электронами принимают участие в обработке поверхностного слоя облучаемого материала, но роль ионной составляющей, как правило, остается за кадром.

В данной публикации, на примере инертных газов аргона, криптона и ксенона,  впервые показано, что снижение величины энергии ионизации при одновременном увеличении атомной массы плазмообразующего газа повышает эффективную плотность энергии в электронном пучке, повышает активность процессов массопереноса в поверхностном слое материала  облучения путем ускорения атомного перераспределения в результате радиационно-динамического воздействия, увеличивает глубину измельчения металлокерамической структуры, повышает износостойкость и снижает коэффициент трения на поверхностном слое металлокерамического композита.

Авторы уточняют, что ранее на применение такого подхода был получен патент на способ упрочнения инструмента и изделий (В.Е. Овчаренко «Способ импульсного электронно-ионно-плазменного упрочнения твердосплавного инструмента или изделия». Патент на изобретение №2584366. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений РФ 21 апреля 2016 года).

Научно-техническая библиотека

Встроенные библиотекари как поставщики информационных услуг

Журнал: Portal: Libraries and the Academy, (Q2, ИФ 1.473)

Анна Поспелова, библиограф отдела сопровождения исследовательской деятельности, Римма Цурцумия, Томский политехнический университет, Маргарита Цибульникова, доцент отделения нефтегазового дела Инженерной школы природных ресурсов.

Актуальность исследования

Ведущие международные университеты постоянно стремятся улучшить свои показатели эффективности и добиться более высоких позиций в различных рейтингах. При этом гонка за лидерством напрямую влияет на академическое сообщество. Создание встроенных библиотечных служб и передача некоторых исследовательских функций библиотекам позволит ученым уделять больше времени своей исследовательской деятельности.

Особенность и оригинальность исследования

Проанализированы компетенции, необходимые для обеспечения встроенных библиотечных услуг, описан процесс организации модели встроенного библиотекаря в вузовской библиотеке на примере проекта «Библиотекарь-эксперт».

Основные результаты исследования

Предложен перечень услуг и конечных продуктов, которые библиотеки могут предложить университету. Рассматривается возможность трансформации встроенных библиотекарей в поставщиков услуг аутсорсинга управления знаниями.

Проект «Библиотекарь-эксперт» реализуется в НТБ ТПУ на протяжении последних трех лет. Ведущие эксперты-библиотекари и библиографы помогают преподавателям и аспирантам инженерных и исследовательских школ Томского политехнического университета при возникновении самых различных вопросов во время проведения научных исследований и проектов: поиск информации по тематике исследований; корректирование неучтенного цитирования в Scopus и WoS; редактирование библиографических сведений в списках литературы и так далее.