Мехман Юсубов: в ближайшие 5 лет ТПУ может войти в топ-100 по химии

Томский политехнический университет улучшил позиции в рейтинге QS в дисциплине «Химия» и остался на высоком месте в «Химической инженерии». Также вуз впервые отмечен в «Материаловедении». Директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий, объединяющей эти направления, Мехман Юсубов считает: по некоторым из них в течение пяти лет реально войти в топ-100. Об этом сообщает РИА Томск.

Ранее сообщалось, что агентство Quacquarelli Symonds (QS) опубликовало предметные рейтинги 2019 года. ТПУ вошел в группу 201-250 по дисциплинам «Химическая инженерия» (по сравнению с прошлогодней позиция не изменилась) и «Машиностроение» (позиция выше, чем в 2018 году: 250-300). В «Химии» вуз переместился из группы 451-500 в 401-450. В «Электротехнике и физике» перешел в группу 351-400 (в 2018 году — 301-350).

Также ТПУ впервые отмечен экспертами в дисциплинах «Материаловедение» (группа 301-350), «Бизнес и менеджмент» (451-500) и «Компьютерные науки» (501-550).

Химия высокого уровня

Именно предметные рейтинги лучше всего отражают прогресс ТПУ, считает доктор химических наук, профессор, директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Мехман Юсубов:

«Мы — ПОЛИтехнический университет, у нас много направлений, и нам трудно конкурировать с классическими университетами. Нам подходит классификация "исследовательский инженерный вуз". Поэтому наша ниша — это именно предметный рейтинг. Если мы растем в инженерных направлениях ("Химическая инженерия", "Машиностроение" и так далее), это означает, что у нас правильно поставлены научные исследования».

Большой победой назвал Юсубов продвижение политеха в дисциплине «Химия», где вуз впервые поднялся сразу на 50 пунктов:

«Химией занимаются везде, во всех ведущих вузах мира. И вхождение в группу 401-450 подтверждает: фундаментальная химия в ТПУ очень высокого уровня. В свою очередь на ней базируется инженерная химия, где мы в группе 201-250 (там конкуренция намного меньше).

Вообще, химическое направление у нас исторически сильно, оно было одним из первых отделений Томского технологического института, о чем свидетельствует открытие реакции Кижнера в 1910 году. По моему мнению, в "Химической инженерии" политех может войти в топ-100 в ближайшие пять лет».

Уровень Nature

Мехман Юсубов особо отметил успех вуза в дисциплине «Материаловедение»: «Material Science — это сегодня самая горячая тематика для всех университетов. И то, что мы впервые попали в рейтинг по этому направлению, да еще и сразу в группу 301-350, — это большое достижение».

Он подчеркнул, что продвижение в рейтинге по предмету «Науки о материалах» также во многом связано с исследованиями, реализующимися в Исследовательской школе химических и биомедицинских технологий. За последний год уровень разработок существенно повысился, о чем свидетельствует уровень статей в высокорейтинговых журналах.

«(Нашим коллективом) были разработаны методы управления смачиваемостью на полимерных поверхностях (ACS Applied Materials and Interfaces, Q1, IF=8.097), новые плазмон-катализируемые реакции восстановления (обложка журнала J. Phys. Chem. C., Q1, IF = 4.484), а также продвинутые материалы на основе гибридных скэффолдов для остеогенеза (ACS Applied Materials and Interfaces, Q1, IF=8.097)», — перечисляет Юсубов.

«Кроме того, разработаны новые системы для детектирования рентгеновского излучения (ACS Applied Materials and Interfaces, Q1, IF=8.097) и новые методы прямого оптического наблюдения с высоким разрешением (ACS Photonics, Q1, IF=6.88). Впервые были синтезированы полимерные "ковры" на графене без внесения в него дефектов. Затем на основе этого гибридного материала была изготовлена микроскопическая солнечная батарея с дисульфидом молибдена (J. Mater. Chem. Q1, IF 5.976)», — продолжает ученый.

Сейчас коллектив готовит статью в журнал Nature Communications, выпускаемый издательской группой Nature и охватывающий естественные науки. Кстати, публикация в Nature была одной из целей Юсубова, когда он возглавил исследовательскую школу.