Пётр Чубик: «Промышленную революцию совершат инженеры с высокими цифровыми компетенциями совместно с IT-специалистами»

| 767

Команда Томского политехнического университета вошла в сотню участников образовательного интенсива «Остров 10-22», который пройдет с 10 по 22 июля на базе Сколковского института науки и технологий — Сколтеха. В его рамках команды университетов и научно-образовательных центров России, лидеры образовательных проектов и стартапов обсудят новые технологии в области цифровой экономики, а также обменяются опытом профессиональной подготовки будущих кадров — инженеров будущего. Об этом сегодня на пресс-конференции в РИА Томск рассказал врио ректора ТПУ Пётр Чубик.

Томск занял одно из лидирующих мест по количеству вузов, прошедших отбор на «Остров 10-22», — так, участниками интенсива станут четыре университета города, в частности, Томский политех. Пять вузов представят Санкт-Петербург, восемь — Москву.

Задача интенсива — создание и развитие команд региональных университетов, реализующих системные изменения в образовательной среде для подготовки кадров технологического прорыва. Команды будут решать и прикладные задачи перестройки процессов университета, и задачи построения в городе и регионе экосистемы, обеспечивающей создание и вывод на глобальный рынок технологических продуктов, преодоление технологических барьеров, решение задач развития цифровой экономики. Для многих вузов участие в интенсиве станет стартом взаимодействия с экосистемой Национальной технологической инициативы — масштабной государственной программы по созданию условий для вывода российских прорывных технологий и проектов на международные рынки.

Как говорит врио ректора ТПУ Пётр Чубик, работа в рамках «Острова 10-22» будет направлена на профессиональную подготовку кадров для того, чтобы настроить образовательную и исследовательскую деятельность университетов под новые вызовы — технологические прорывы.

«Четвертая промышленная революция — это интеграция физического, биологического, цифрового миров. Чтобы ее совершить, нужно подготовить идеологов, "революционеров". Несколько лет назад мы в ТПУ задумались, кем эти революционеры должны быть? И вынесли предположение, что новую революцию могут совершить инженеры с высокими цифровыми компетенциями совместно с IT-специалистами. Так мы перестроили всю нашу образовательную деятельность и с сентября 2018 года начали формировать компетенции инженеров в цифровые, 

— отмечает Пётр Чубик. — Теперь в первом семестре первокурсники изучают аналитику больших данных, машинное обучение, нейронные сети, технологии блокчейна, Интернет-вещей и т.д. Во втором семестре у них идет цифровая практика: реализуются модули базовых и профессиональных цифровых компетенций. На втором и третьем курсах для студентов организован целый ряд цифровых факультативов, а также модули дополнительных специализаций. Например, "Проектирование Интернет-приложений", "Цифровые управляющие системы", "Основы веб-программирования", "Разработка приложений для мобильных устройств" и другие. Магистерские программы у нас также связаны с цифровой экономикой, некоторые из них реализуются совместно с другими вузами».

Несмотря на то, что каждая из команд томских вузов будет представлять на «Острове 10-22» собственные проекты, томичи приняли решение синхронизироваться и по возможности интегрировать их в общее поле, чтобы добиться мощного синергетического эффекта в развитии научно-образовательного комплекса. Представители университетов Томска презентуют проекты, связанные с технологиями больших данных, искусственного интеллекта, Интернета вещей, дополненной виртуальной реальности, кибербезопасности и другими.

«Кампусы вузов Томска расположены так компактно, что у нас есть уникальная возможность реализовывать мега-образование и готовить уникальных специалистов. Каждый университет силен в своей области, и стало бы огромным толчком в развитии цифровой экономики будущего, если бы студенты могли часть дисциплин проходить в других вузах. Таким образом, работая вместе, мы создадим инженеров будущего.

Наша главная задача — соблюсти интересы общества, государства, личности, бизнеса и промышленных партнеров. Только оптимальное сочетание всех этих интересов может стать основой для большого успеха. Уверен, у нас это получится», — подчеркивает Пётр Чубик.

Добавим, что организаторы «Острова 10-22»: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Сколтех, Фонд СКОЛКОВО, РВК, АСИ, Университет 20.35, Платформа НТИ. Организатор международного трека: EdCrunch. Тематические партнеры: Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Минпросвещения России, Школа управления СКОЛКОВО, Высшая школа экономики, Кружковое движение, Союз WorldSkills Россия.

Основные треки «Острова 10-22»: управление, основанное на данных (CDO), треки по сквозным технологиям, трек управления университетом, трек акселерации проектов и развития технологического предпринимательства, трек образовательного инжиниринга и образовательных технологий, трек научно-образовательных центров, отраслевые треки, гуманитарный трек, региональные экосистемы, клубы мышления, спорт и ресурсные состояния.

Более подробная информация на сайте «Острова 10-22».
 

Справка:

Первый образовательный интенсив «Остров 10-21» был проведен и июле 2018 года на острове Русский для 1000 технологических предпринимателей, студентов и талантливых школьников. В рамках него были отработаны технологии формирования персональных траекторий развития с использованием искусственного интеллекта, сбора цифрового следа и формирования цифровых профилей обучающихся. Ключевым выводом по итогам проведенного эксперимента стала необходимость в создании систем принципиально нового типа, обеспечивающих для каждого человека возможность выбора ближайшего шага развития с неограниченным количеством попыток и постоянной обработкой ошибок выбора. На основе этих выводов был сформирован набор сервисов платформы Университета «20.35», который включает в себя такие сервисы, как сервис диагностики, сервис цифрового профиля, сервис рекомендаций ближайшего шага и траектории развития, сервис рекомендаций по формированию команд и контактам, сервис формирования образовательного пространства («биржа поставщиков компетенций»).