Инженерная педагогика, коммуникации и цифровизация: почти 800 человек помогли ТПУ составить портрет идеального преподавателя

| 906

В ТПУ подводят итоги масштабного анкетирования преподавателей, студентов, представителей администрации вузов и профильных ведомств, а также работодателей из регионов России и городов Казахстана. Цель анкетирования, в котором уже приняли участие почти 800 человек, — составить список необходимых компетенций для современных преподавателей инженерных дисциплин.

Фото: презентация результатов анкетирования участникам проекта

Напомним, в 2018 году одна из заявок Томского политеха стала победителем конкурса Erasmus+. Проект под названием «Педагогическая подготовка преподавателей инженерных дисциплин» (EngineeriNg educaTors pEdagogical tRaining / ENTER) был отобран Европейской комиссией для грантового финансирования. Координатором проекта выступает Политехнический институт Порту (Португалия). Члены консорциума — 13 крупных образовательных организаций из России, Казахстана, Португалии, Словакии и Эстонии. Цель проекта — разработка уникальных международных программ повышения квалификации для преподавателей инженерных дисциплин.

По словам участниц рабочей группы проекта, доцента Учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования» Ольги Пономаревой и ассистента Учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования» Марии Червач, анкетирование проводилось с конца июня–начала июля. Особенно активно откликнулись преподаватели вузов России и Казахстана.

«По состоянию на 20-е числа сентября мы получили 772 ответа, большинство из них — анкеты преподавателей. На рабочей встрече участников проекта, прошедшей в Алма-Ате, было решено продлить анкетирование до 1 ноября. И особый акцент мы сделаем на работодателей, студентов и представителей ведомств»,

— говорит Ольга Пономарева, уточняя, что опрос можно пройти, перейдя по ссылкам.

Добавим, в анкетировании приняли участие представители Томска, Белгорода, Тюмени, Ростова-на-Дону, Тамбова, Кирова, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Дальнего Востока, а также Алма-Аты, Караганды, Нур-Султана. Политехники уже проанализировали полученные ответы, учитывая два основных направления: компетенции, которыми преподаватели должны обладать, и то, какие дисциплины должны быть включены в разрабатываемую программу повышения квалификации.

«В итоге мы составили рейтинг компетенций, включающий порядка 40 пунктов. Затем на встрече с партнерами мы выявили наиболее важных стейкхолдеров проекта — работодателей. На основании этого еще раз переработали рейтинг компетенций и составили окончательный топ-лист.

На первом месте оказалось умение структурировать учебный процесс, выбирать подходящие стратегии и методы преподавания, на втором — умение формировать адекватные и позитивные образовательные среды для студентов, на третьем — коммуникационные навыки, искусство презентации и импровизации, на четвертом — способность ставить ясные образовательные цели, на пятом — умение использовать различные информационные потоки в своей образовательной деятельности», — поясняет Мария Червач.

Отметим, также политехники составили топ дисциплин, которые должны войти в программу повышения квалификации.

«Согласно ответам респондентов, среди таких лидируют: инженерная педагогика, современные образовательные технологии, проектно-организованное, практико-ориентированное обучение, цифровизация образовательного процесса и информационные технологии в образовании, профессиональный английский язык для преподавания инженерных дисциплин, ораторское искусство и навыки презентации», — говорит Ольга Пономарева.