Научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» вернулось из экспедиции в моря Восточной Арктики

| 776

Завершилась экспедиция научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», в которой приняли участие томские политехники. Результаты, полученные во время экспедиции, необходимы для прогнозирования процессов таяния подводной мерзлоты, а также для оценки экологического состояния вод в морях Восточной Арктики, сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ.

Так, в экспедиции, организованной Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН совместно с Тихоокеанским океанологическим институтом ДВО РАН им. В.И. Ильичева, приняли участие ученые и студенты из 12 научных организаций, в том числе Томского политехнического университета, Московского физико-технического института, Московского государственного университета им. М. Ломоносова, Института микробиологии РАН им. А. Виноградского, Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, и Национального научного центра морской биологии ДВО РАН и других.

Кроме того, в подготовке экспедиции наряду с российскими исследователями приняли участие ученые из Швеции, Норвегии, Нидерландов, Италии, Великобритании и США. Всего в рейсе было задействовано 65 исследователей, большая часть которых — молодые ученые (80 %), из них 24 — студенты и аспиранты.

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отмечает, что большое значение имеет состав участников арктической экспедиции «Академика Мстислава Келдыша». В нее вовлечены ведущие и молодые ученые, а также студенты из различных регионов России: от Дальнего Востока и Сибири до Москвы и Санкт-Петербурга.

«Все экспедиции научно-исследовательского флота Минобрнауки России носят комплексный характер, в них участвует более 600 исследователей. Для молодых исследователей возможность принять участие в экспедициях вместе с российскими и зарубежными учеными, может стать серьезным шагом в их профессиональной деятельности. Мы заинтересованы в том, чтобы молодежь принимала участие в крупных исследовательских проектах, получала практический опыт на современном оборудовании российского научного флота, одного из самых передовых в мир», — добавляет Михаил Котюков, уточняя, что на 2019 год Минобрнауки России запланировано проведение более 30 морских экспедиций в арктических, дальневосточных, Черном и Азовском морях. Экспедиция «Академик Келдыша» станет 27-ой успешно завершенной. До 2024 года российский научно-исследовательский флот должен будет выполнить 238 научных экспедиций.

Отметим, 78-ой рейс «Академика Келдыша» начался 17 сентября и проходит в два этапа. Первый этап экспедиции с комплексными исследованиями выполнен в морях Восточной Арктики —Восточно-Сибирском море и море Лаптевых, а также в Карском море. Исследования, проведенные в рамках экспедиции, были направлены на решение ряда задач «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». В первую очередь, это изучение состояния подводной мерзлоты, экологического состояния вод и донных осадков вдоль трассы Северного морского пути, потоков парниковых газов и других компонентов цикла углерода в арктической системе суша-шельф-атмосфера. Ученые отмечают, что более 80 % всей подводной мерзлоты находится в морях восточной Арктики — на самом широком и мелководном шельфе Мирового океана.

Подводя предварительные итоги первого этапа экспедиции «Академика Мстислава Келдыша», начальник экспедиции, профессор ТПУ, заведующий Лабораторией арктических исследований ТОИ ДВО РАН, член-корреспондент РАН Игорь Семилетов отметил: «Нами были документированы неожиданно высокие скорости деградации подводной мерзлоты, что в некоторых районах уже привело к заглублению ее кровли до горизонтов стабильности газовых гидратов. Более того, было показано, что в последние 30 лет скорости вертикальной деградации подводной мерзлоты удвоились по сравнению с предыдущими столетиями и достигли 18 см/год, что на порядок выше ранее принятых оценок.

Этот результат заставляет принципиально пересмотреть постулат о том, что подводная мерзлота стабильна и к концу 21 века может протаять максимум лишь на несколько метров.

Поэтому, крайне важно изучить и оценить межгодовую динамику изменчивости размеров и структуры районов массированной разгрузки пузырькового метана в водную толщу-атмосферу, которые обусловлены наличием зон сквозного протаивания подводной мерзлоты. Сравнение размеров таких зон, изученных в прошедшей экспедиции, с результатами предыдущих 12 экспедиций показали значительный рост площади зон протаивания подводной мерзлоты: до 3-5 раз за последние 5-7 лет. Эти исследования необходимы для научно-обоснованного прогноза деградации подводной мерзлоты и выбросов метана на ближайшее будущее».

Он также отмечает, что в ходе экспедиции в районе морей Восточной Арктики, на тысячи километров удаленного от основных источников антропогенного загрязнения, было впервые обнаружено и количественно изучено скопление различных видов микропластика — одного из наиболее опасных для живых организмов загрязняющих веществ.

«Рассчитываем, что результаты проведенных в ходе экспедиции "Академика Мстислава Келдыша" исследований продолжат ряд публикаций из более 100 статей в мировых топ-журналах, включая десять статей в группе Science и Nature», — заключает Игорь Семилетов.

В свою очередь руководитель геологического направления Института океанологии, член-корреспондент РАН Леопольд Лобковский рассказал, что в сентябре этого года на «Академике Келдыше» специалистами Института океанологии впервые была смонтирована установка для отлова и учета микрочастиц пластика проточным методом. Полученные с ее помощью данные, после детального изучения в лабораторных условиях, позволят сделать выводы о картине распределения микропластика в акваториях пройденных морей. Кроме этого, в ходе рейса были получены первые результаты применения технологии самовсплывающих донных станций, установленных в рамках пилотного проекта в районе хребта Гаккеля.

«Данные сейсмографы, используемые для исследования земной коры и идентификации залежей углеводородов, были погружены на дно Северного Ледовитого океана осенью прошлого года с целью выполнения комплексных геофизических работ. Такие станции позволяют изучать труднодоступные и малоисследованные акватории в самых суровых условиях окружающей среды при минимальных трудозатратах», — говорит Леопольд Лобковский.

Второй этап экспедиции научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» начнется 23 октября и будет проходить по маршруту: Архангельск — Северная Атлантика —Северное море — Балтийское море — Калининград.

Справка:

На базе Томского политеха реализуется крупный научный проект «Сибирский арктический шельф как источник парниковых газов планетарной значимости: количественная оценка потоков и выявление возможных экологических и климатических последствий», на его поддержку политехники получили гранты Правительства РФ (под руководством профессора Игоря Семилетова) и Российского научного фонда (под руководством профессора Натальи Шаховой).