Студенты выбрали лучшего преподавателя ТПУ

| 1961

Студенты Томского политехнического университета выбрали лучшего преподавателя в рамках анонимного опроса о качестве образования. Им стала профессор научно-образовательного центра Н.М. Кижнера Ольга Казьмина. Мы поговорили с ней о том, как любовь к университету передается по наследству, а также возможно ли совмещать преподавание и научную деятельность.

Напомним, что в Томском политехническом университете действует система оценки качества образования глазами студентов, в рамках которой политехники дают балльную оценку разным аспектам деятельности преподавателей. По итогам опроса в этом году один из лучших результатов показала Ольга Казьмина.

Занятия, которые «зажигают»

Ольга Казьмина: Хочу начать с одной притчи, которую рассказываю своим студентам. Представьте: молодой человек приходит к Сократу с желанием у него учиться. На что Сократ ничего не отвечает. Они подходят к реке и вдруг философ хватает юношу за плечи и с головой окунает в воду. Естественно юноша стал захлебываться. Тогда Сократ отпустил его, ответив: «Если ты готов учиться так, как сейчас боролся за свою жизнь, то я готов стать твоим учителем». Эта притча о том, что какой бы ни был преподаватель хороший, если у студента не будет желания, то результата не будет.

— Но есть же студенты, которые «загораются» спустя время. Что делать с ними?

Ольга Казьмина: У меня есть три основных принципа работы со студентами. Во-первых, хорошо готовиться к занятию. Если ты не разбираешься в своем предмете, то и интересно донести его не сможешь. Во-вторых, искать контакт с аудиторией. Например, с помощью программы Kahoot в конце лекции я провожу опрос по пройденному материалу. И напоследок — всегда готовить к лекции одну-две интересные истории. Эта информация разряжает обстановку.

— Вы упомянули интерактив со студентами. Преподавателю важно пользоваться новыми технологиями?

Ольга Казьмина: Да. К тому же у нас в Политехе для этого есть все условия. Программу Kahoot, например, нам посоветовали на курсах повышения квалификации. Я решила попробовать ее у себя на занятиях.

Наследственная любовь к университету

— Как вы заинтересовались химией?

Ольга Казьмина: Я совершенно не представляла, кем хочу быть, когда заканчивала школу. Определенно знала только то, что люблю химию и хочу поступить именно в Томский политех. А выбранная мной специальность была случайностью.

— Почему Томский политех?

Ольга Казьмина: Он уже на тот момент был для меня родным. В нем работали мои родители: папа преподавал на факультете автоматики и вычислительной техники, а мама — на кафедре инженерной графики. Мы с сестрой часто приходили в вуз, бегали по третьему этажу главного корпуса, заглядывали в аудитории. Помню, как собирали ручки, которые забывали студенты. Поэтому психологически ТПУ для меня уже был как родной.

— Любовь к Политеху передается по наследству?

Ольга Казьмина: Наверно. Помимо родителей в ТПУ работала моя сестра, муж заканчивал этот вуз, а сейчас сын учится. Жизнь связала нас с этим вузом. Хотя, когда я училась на втором курсе, решила бросить учебу. Мне казалось, что это не мое. У нас было много технических предметов, и мне не нравилось это. Я заявила родителям, что бросаю университет, но не знаю, кем точно хочу быть. Но они настояли на получении диплома. Так я осталась, а потом как-то втянулась в студенческую жизнь. Потом поступила в аспирантуру, начала преподавать.

— Вы помните свою первую пару в качестве преподавателя?

Ольга Казьмина: Нет, но помню первую провальную пару. У меня была лекция, к которой я не подготовилась. Писала формулы с ошибками, забывала их. Испытала большое стеснение перед студентами, поэтому остановила лекцию, извинилась перед ними и попросила перенести занятие. С тех пор всегда готовлюсь, даже если хорошо знаю материал.

Советы новичкам

— У вас, как у преподавателя, есть цель?

Ольга Казьмина: Моя цель в том, чтобы студенты получили знания в той области, которую я им читаю, и чтобы у них появился интерес к этому предмету. У нас есть договор: они скидывают мне интересные факты о стекле, которые находят. И что удивительно, люди, которые уже закончили вуз и работают, продолжают присылать мне ссылки на полезные материалы. Вот это для меня важно. Такая связь преподавателя и студента, пожалуй, самая классная вещь в профессии.

— Сложно ли вам совмещать преподавательскую деятельность с научной?

Ольга Казьмина: Конечно, да, потому что на все времени не хватает. Но современный преподаватель не может без научных исследований. Потому что они часть твоих лекций и знаний.

— Что бы посоветовали молодым преподавателям?

Ольга Казьмина: Постоянно находиться в творческом поиске, чтобы работа обязательно приносила удовлетворение. Студенты ведь чувствуют фальшь или искренность.

Полное интервью можно прочитать здесь