Работа политехника позволит повысить производительность станков для ремонта пятников железнодорожных вагонов

| 754

Магистрант Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политехнического университета Никита Афанасьев разрабатывает систему управления станком, который позволит восстанавливать наплавкой важный технологический узел железнодорожных вагонов — пятник. Предлагаемое решение поможет увеличить производительности станка, улучшить его эргономические свойства, повысит качество наплавки, а также сократит стоимость восстановления. На реализацию  своего проекта молодой ученый получил грант по программе «УМНИК» Фонда содействия инновациям.


Фото: visual.rzd.ru

Никита Афанасьев представил на конкурсе свой проект «Разработка станка наплавки пятников железнодорожных вагонов» в номинации «Цифровая Россия». В настоящее время спрос на вагоны превышает предложение, что связано с сокращением количества вагонов на сети и низким качеством ремонта. Одной из причин простоя вагонов является износ пятника, который является важным технологическим узлом трения.

«В вагонных депо необходимо внедрять современные и более эффективные методы ремонта, направленные на увеличение производительности и качества наплавки пятников. Ремонт деталей наплавкой наиболее экономичный, не требует сложного оборудования и прост при выполнении технологического процесса.

Отливать новые пятники же во много раз дороже, чем ремонтировать старые», — говорит Никита Афанасьев.

Фото: вагонный пятник

Стоит отметить, что подобные станки существуют, однако, они используют устаревшее оборудование, стоят дороже и имеют ограниченный функционал, по сравнению с разработанной моделью. По мнению молодого ученого, отрабатываемая методология формализации технических задач в форме конечных автоматов должна позволить автоматически синтезировать схемы для языка промышленной автоматики FBD, что даст возможность использовать в проекте относительно дешевое программируемое реле взамен более дорогого промышленного контроллера.

«Мы стараемся минимизировать участие оператора в работе станка. Благодаря внедрению разрабатываемой системы автоматического поддержания выбранного тока сварки за счет регулирования скорости подачи наплавочной проволоки у оператора должна пропасть необходимость менять амперные характеристики сварки в процессе наплавки. Предполагается также что скорость вращения стола, на котором будет закреплен подлежащий восстановлению пятник, будет определяться автоматически исходя из заданной линейной скорости наплавки и текущего горизонтального положения наплавочной головки», — говорит молодой ученый.

Добавим, что проект системы управления станком наплавки пятников поддержан грантом программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям. Результаты проекта планируется внедрить на действующие вагоноремонтные депо и заводы.