Марина Трусова: «Все силы и средства идут на развитие школы»

| 1516

О главных событиях и достижениях 2020 года и планах на будущее рассказала директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Марина Трусова.

Мегагранты

Год для коллектива нашей школы был ярким и богатым на события.

Начал работу научно-исследовательский центр «Онкотераностика», организованный в конце 2019 года на средства мегагранта Минобрнауки. За 2020 год команда из специалистов ТПУ, НИИ онкологии Томского НИМЦ, Института биохимии РАН (Москва) под руководством профессора Уппсальского университета в Швеции Владимира Толмачева проделала колоссальную работу. Результаты ошеломляющие! Разрабатываются препараты, которые будут не только диагностировать онкозаболевания, но и лечить. Работа центра — это весомый вклад в решение одной из самых серьезных проблем века.

Конец года принес радостную весть, что еще две наши заявки на мегагранты одобрены. На сегодняшний день в вузах нет такого структурного подразделения, где одновременно работали бы три коллектива, созданные по постановлению № 220 с привлечением ведущих иностранных ученых. Эта победа говорит об уровне наших научных коллективов.

Новые сотрудники, программа, публикации

У нас в школе появился заместитель директора по развитию, который отвечает за связи с индустриальными партнерами. Во многом благодаря Юрию Александровичу Ленерту мы стали плотнее работать с нефтехимическим холдингом СИБУР.

В частности, в ТПУ стартовала большая модульная программа профессиональной переподготовки «Химическая инженерия» (Chemical Engineering) с участием Миланского политехнического университета и Российской экономической школы. Я горда, что сформировала команду для реализации этой программы из разных школ ТПУ — нашей, ряда инженерных, Школы инженерного предпринимательства. Переподготовку уже прошли 30 сотрудников СИБУРа. Проекты защищались перед аттестационной комиссией, впечатляющей своим составом. Члены правления холдинга, в том числе заместитель председателя правления В.В. Разумов, входившие в ВАК, высоко оценили уровень компетенций, которые дал ТПУ их сотрудникам. Теперь у нас есть понимание, как дальше тиражировать программу, и уже в декабре стартовал отбор на вторую волну.


Фото: научный коллектив по руководством доцента ИШХБМТ Романа Сурменева.

Также в школе есть хороший пример рекрутинга новых сотрудников. К нам трудоустроился Станислав Александрович Болдырев, имеющий иностранное гражданство. ТПУ в его лице приобрел новые компетенции — ученый занимается математическим моделированием в части увеличения энергоэффективности предприятий (пинч-анализ). Сейчас он создает свою научную группу. Знания, которые он привнес в вуз, очень важны, потому что напрямую связаны с цифровыми технологиями.

Мы сами видим, где отстаем и где нужно приложить усилия. Сегодня, например, понятно, что в связи с планами создания Центра малотоннажной химии в Томске нам не хватает специалиста по полимерам, в частности, по каучукам. Он нужен в том числе для выращивания своих специалистов этого профиля.

Что касается сервисных сфер, орготдел школы по-прежнему старался по максимуму облегчить жизнь ученым с вопросами трудоустройства, повышения квалификации, закупок и так далее, чтобы они могли полностью отдаваться науке. У организационного отдела появился более чем компетентный начальник — Галина Владимировна Скорик, которая, кроме того, что регулирует работу отдела, разгружает от текущей работы и меня.

Добрая конкуренция

Школа молодая, но она год от года расширяется, растет число исследователей, в том числе молодых, закупается новое оборудование. Все силы и средства идут на развитие. Самое главное — наших сотрудников не нужно уговаривать, тем более заставлять что-то делать. Они сами все знают, хотят расти, им нужно только помогать и создавать комфортную среду для реализации их идей.

На мой взгляд, наша исследовательская школа в полной мере выполняет роль, которую на нее возложили при создании. Например, в год у нас выходит примерно 120 статей на 17 сотрудников профессорско-преподавательского состава (а это порядка семи статей на одного ППС), и каждый год не менее 80 % — это статьи в журналах Q1-2. В 2020 году средний импакт-фактор (ИФ) журналов в рамках школы вырос до 5,2 (в 2019 году был 4,12).

Мы работаем не на количество, а на качество, внутри школы уже есть добрая конкуренция, в которую вовлекается и молодежь.

Если коллектив профессора Рауля Родригеса опубликовал статью в журнале с ИФ 10, то тут же группа доцента Павла Постникова опубликует в журнале с ИФ 12,3, и обязательно вдогонку мы увидим статью в журнале с ИФ 16,6 от группы доцента Романа Сурменева. И таких  примеров очень много. При этом практически у всех наших сотрудников совместные публикации, реализуется множество междисциплинарных проектов.

Мы в этом году достигли еще одной цели, ради которой школа и была организована, — это создание новых коллективов. Например, у Павла Петунина, который в 2019 году получил степень кандидата наук, образовалась своя научная группа, его научный проект поддержан фондом РНФ, у него уже более пяти статей в журналах Q1-2.

Задачи на 2021 год

Лично передо мной и заместителем по развитию стоит цель запустить в Томске Центр малотоннажной химии и привлечь индустриальных партнеров. При этом я не ставлю перед учеными задачу доводить фундаментальные идеи до технологических проектов. Фронтирные направления науки, которыми мы занимаемся, и внедрение — это две разные вещи. Задачей центра будет формирование команд из сотрудников Исследовательской школы и инженерных школ ТПУ под конкретные проекты. Кроме того, мы будем приглашать специалистов из институтов СО РАН и других вузов.


Фото: часть научного коллектива по руководством доцента ИШХБМТ Павла Постникова.

Мы и дальше будем развиваться, выполнять мегагранты, привлекать магистрантов и аспирантов. У нас сейчас 13 научных коллективов с огромным количеством идей. Не хватает только рук и инфраструктуры.

Я горда, что служу коллективу, который крайне открыт к сотрудничеству, не боится ставить перед собой новые высокие планки. Это люди, которые вдохновляют друг друга в междисциплинарных проектах, сотрудничают с коллегами из других школ университета и получают совместные результаты!

Наш коллектив всегда готов подставить плечо как в научной деятельности, так и в других вопросах. Коллеги, спасибо вам огромное за проделанную работу, но у нас с вами все еще впереди, мы еще создадим много нового!